• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Угольная недостаточность

Реклама на dsnews.ua
За весь прошлый год Украина сэкономила 2,5 миллиарда гривен при переводе ТЭС с газа на уголь. Уже за два месяца года текущего она может потерять на э
За весь прошлый год Украина сэкономила 2,5  миллиарда гривен при переводе ТЭС с газа на уголь. Уже за два месяца года текущего она может потерять на этом более трех миллиардов

Скупой, как известно, платит дважды. Решив сэкономить на газе, Украина не позаботилась об увеличении добычи энергетического угля, в итоге оставшись без выгодного экспорта электроэнергии в европейские страны. "ВД" выясняла, во сколько обойдется правительству решение проблемы.

Дорого и мало
Газ слишком дорого нам обходится — примерно так, если вкратце, в феврале прошлого года Кабмин обосновал утверждение программы мер по сокращению потребления импортного российского газа. Дорогое топливо было решено заменить углем и мазутом. По данным Минтопэнерго, благодаря этим мерам потребление газа украинскими ТЭС в прошлом году снизилось почти на 75% (на 1,2 млрд куб. м) — на работу тепловых станций было потрачено всего ничего, 0,4  млрд куб. м. В денежном выражении при среднегодовой цене импортного российского газа в $260/тыс. куб. м (2,08 тыс. грн.) сэкономили около 2,5 млрд грн. Однако вместо экономии случились внезапные расходы. Спустя год после принятия Кабмином этого решения украинские "тепловики" заявили, что уголь у них… закончился.

Дефицит правительство решило восполнить за счет импорта недостающих объемов. Пока же ТЭС работают "с колес" — практически в аварийном режиме, а Украина на неопределенный срок приостановила экспорт своей электроэнергии в европейские страны.

Никто не виноват
В день отставки правительства 3 марта  — прим. "ВД" еще министру топлива и энергетики Юрию Продану — едва ли не единственному из всего состава Кабмина  — пришлось отвечать на "неудобные" вопросы журналистов. За три дня до этого Украина вынуждена была прекратить поставки электроэнергии в ряд европейских стран по причине низких запасов угля газовой группы на складах Бурштынской ТЭС. По данным Министерства топлива и энергетики, на 4 марта они составляли всего 29  тыс. т (на ту же дату прошлого года угля было почти в 6,5 раз больше  — 194 тыс. т).

— Юрий Васильевич, Кабмин же весь прошлый год говорил о том, что стратегический запас угля создан и проблем с энергообеспечением не будет, — интересовалась "ВД" у министра.
— Так он и был создан! И благодаря запасу мы продержались такую холодную зиму. И сейчас уголь на складах есть. Единственная проблема — это дефицит угля газовой группы.
— Кто виноват в сложившейся ситуации?
— Какая вина? О чем вы говорите?! Нет никакой вины. Мы же не остановили станции. Да, они работают "с колес". Но мы ситуацию контролируем.

В отличие от Министерства топлива и энергетики, Минуглепром знает ответы на вопросы "что делать" и "кто виноват". И  в данной проблеме здесь винят именно энергетиков. В  министерстве утверждают, что в течение всего прошлого года закупки угля для ТЭС блокировались, а генерирующие компании задолжали украинским шахтерам ни много ни мало — 770 млн грн. "Именно нехватка этих средств значительно урезала финансирование отрасли и препятствует обустройству новых очистных забоев, модернизации производства и наращиванию добычи угля", — объясняют причины угольного дефицита на складах украинских ТЭС в пресс-службе министер­ства. Хотя, если верить Министер­ству угольной промышленности, и сам дефицит угля на украинских ТЭС не более чем выдумка Министерства топлива и энергетики. "По состоянию на 1 марта 2010 г. запасы угля на складах предприятий, входящих в сферу управления министерства, составляли около 1,8 млн т. Этих объемов вполне достаточно, чтобы обеспечить бесперебойную работу угольных предприятий",  — утверждают в Минуглепроме.

Реклама на dsnews.ua
В поисках

Оптимизма угольщиков не разделяет президент НАК "Энергетическая компания Украины" Владимир Зиневич. В начале марта на коллегии Министерства топлива и энергетики он заявил, что ГП "Уголь Украины" не сможет предоставить энергетикам необходимый объем энергетического угля в 2010 г. Утвержденная в прошлом году программа экономии газа предусматривала увеличение добычи угля, а также привлечение под государственные гарантии средств для модернизации угольных предприятий. Однако по итогам работы предприятий отрасли в 2009 г. объем добычи, наоборот, снизился примерно на 15% (по оценке экспертов, такое снижение обусловлено в том числе и профицитом в начале лета прошлого года — прим. "ВД").

Такого же мнения придерживаются и аналитики. "В планах Министерства угольной промышленности увеличение добычи энергетического угля госшахтами до 31,5 млн т в текущем году. Но по определенным причинам сделать это угольному ведомству будет непросто, — говорит Ян Липчинский, старший аналитик Astrum Investment Management. — В прошлом году государство недостаточно финансировало горные работы, в результате чего было выведено [из эксплуатации] больше лав, чем введено".

Едва ли не главной причиной дефицита угля газовой группы эксперты рынка называют антикризисные меры правительства по улучшению ситуации в отрасли. В частности, принятие постановления Кабмина №285 от 2  апреля 2009 г., согласно которому НАК "Энергетическая компания Украины" должна была закупать энергетический уголь исключительно у государственных шахт, входящих в ГП "Уголь Украины" (см. "Копайте глубже", "ВД" №6, стр. 24-25). "Частные компании были вынуждены в такой ситуации пускать свой уголь на экспорт, — рассказывает Сергей Титенко, первый замглавы комитета ВР по вопросам ТЭК. — Не уверен, что этот объем помог бы полностью избежать возникшего дефицита, но он был бы значительно меньшим". По данным Минуглепрома, "частники" в прошлом году добыли около 17,1  млн т энергетического угля из 46,7 млн т, добытых предприятиями всех форм собственности. "Из них на экспорт ушло около 3-3,5  млн т, весь остальной объем был реализован внутри страны", — говорит Ян Липчинский.  — Сложно сказать, был бы дефицит или нет, если бы этот объем реализовывался на внутреннем рынке".

Импорт — наше все
Ликвидировать дефицит энергетического угля на складах ТЭС правительство решило за счет импорта из соседних стран. Его приблизительный объем может составить около 1,5 млн т. В числе наиболее вероятных поставщиков министр топлива и энергетики Юрий Продан назвал Польшу и Россию. Однако, по его словам, в настоящее время договоренности ни с одной из сторон по этому вопросу не достигнуты.

Впрочем, участники рынка, а также эксперты отрасли сомневаются, что импорт угля станет панацеей для украинской энергетики. "Вопрос импорта упирается в таможенные процедуры. Нужно сертифицировать продукцию, наладить логистику. И если частная компания могла решить процесс оперативно, то для неповоротливых бюрократов, которые ищут, где бы нажиться на этой операции, все может затянуться до мая", — говорит собеседник "ВД" в парламентском комитете по вопросам ТЭК. "Когда приблизительно Украина договорится об импортных поставках, сказать сложно. Но сделать это быстро, скорее всего, вряд ли удастся. Во-первых, потому что заинтересованности в скором решении проблемы у нынешнего правительства с каждым днем все меньше", — считает Сергей Петренко, аналитик инвестиционной компании Phoenix Capital. По его словам, Украине выгоднее было бы наладить импортные поставки угля из России, несмотря на географическую близость Польши. "Кузбасский уголь для Украины будет стоить намного дешевле. Даже с учетом расходов на его транспортировку", — говорит эксперт.

По приблизительным подсчетам, на закупку 1,5 млн т импортного угля Украина может потратить около 1 млрд грн. Однако эта сумма может увеличиться — импортер поднимет цену из-за ажиотажа, значительные средства пойдут на транспортировку. В  настоящее время средняя цена тонны угля в Европе составляет приблизительно $77. Для сравнения: сейчас закупка тонны энергетического угля обходится государственным ТЭС в 528  грн. ($66 без учета НДС), и в январе Минуглепром и Минтопэнерго озвучили намерение повысить цену на 10%.

Против предложений НАК ЭКУ решить проблему дефицита за счет импорта выступает Министерство угольной промышленности. "Иници­аторы этого предложения действуют исключительно в интересах зарубежных угледобывающих компаний. Важно и то, что кроме этого существует большой риск попадания на внутренний рынок под видом импортной продукции угля из так называемых "копанок", — считают в министерстве.

Неэкономная экономика
Пока в двух ведомствах разбираются, кто прав и кто виноват, украинский экспорт электроэнергии в Европу приостановлен. По прогнозам Минтопэнерго, возобновится он, скорее всего, не раньше мая 2010 г. Сумма финансовых потерь, по подсчетам экспертов, может составить от 10 до 400 млн грн. "Цифра в 400 млн грн. рассчитана по величине возможных недополученных доходов от экспорта электроэнергии в течение двух месяцев, — объясняет Сергей Петренко. — Первая цифра в 10 млн грн. — это сумма, которую могла бы заработать госкомпания "Укрэнерго" от продажи доступа к межгосударственным линиям электропередач для экспорта в течение двух месяцев". Получается, что только закупка импортного угля и остановка экспорта электроэнергии может стоить Украине 1,5 млрд грн. Но куда более серьезно угольный дефицит может повлиять на и без того шаткое финансовое положение отечественной генерации. По результатам 2009 г. общий размер убытков четырех тепловых энергогенерирующих компаний, входящих в НАК ЭКУ, составил около 1 млрд грн. Эксперты предполагают, что 2010 г. тепловая генерация, вероятнее всего, также закончит с убытками — из-за низких тарифов, а также увеличения потребления дорогого российского газа. Только с начала года генкомпаниям из-за отсутствия необходимых объемов энергетического угля пришлось увеличить закупку газа как минимум на 1 млрд куб. м. "Если проблема с дефицитом газового угля в ближайшее время не будет решена, ТЭС вынуждены будут включить газовые блоки, — прогнозирует Сергей Титенко. — Объемы потребления газа могут значительно увеличиться. И тогда, возможно, нужно будет пересматривать законтрактованный ранее с Россией объем импортного газа". Так что, решив сэкономить, Украина фактически променяла шило на мыло. А эффект от экономии в ближайшее время может быть нивелирован непредвиденными расходами.

    Реклама на dsnews.ua