• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Добытливые находчики

Реклама на dsnews.ua
"Если вас не пускают в двери, попробуйте пролезть через форточку". Иностранные инвесторы, вознамерившиеся вкладывать свои кровные в отечественную нефт
"Если вас не пускают в двери, попробуйте пролезть через форточку". Иностранные инвесторы, вознамерившиеся вкладывать свои кровные в отечественную нефтегазодобычу, усвоили эту простую истину. Какие методы используют иностранцы для выхода на украинский рынок и кто лоббирует их интересы, выясняла "ВД".

"Нет ни одной "крутой" компании в мире, которая не была бы заинтересована в инвестициях в украинскую нефтегазодобычу",  — заверяет "ВД" Дмитрий Гурский, заместитель министра охраны окружающей природной среды. Один из самых авторитетных украинских геологов, по его словам, помог не одной иностранной компании начать свой путь в украинской нефте- и газодобыче. "Мы предоставляем информационную поддержку международным инвесторам, которые заинтересованы в проектах, — рассказывает он.  — У Минприроды есть данные по разведке и добыче углеводородов с начала 1700 года. Потенциальные инвесторы подписывают документы о конфиденциальности и получают всю необходимую информацию в установленные сроки".

Как удалось выяснить "ВД", в ближайшее время в Украине свое представительство откроет компания Chevron, а ExxonMobil собирается развивать новые проекты. Какие проекты намерены развивать новые инвесторы, пока неизвестно. Но уже сам факт их заинтересованности в Украине вызывает недоумение. К примеру, чистая прибыль Chevron за прошлый год снизилась более чем в два раза. Компании провели оптимизацию и избавились от неприбыльных активов в других странах. А значит, инвестируя в Украину, рассчитывают на получение скорой прибыли. "Украинские месторождения всегда привлекали инвесторов, но для их прихода очень нужна политическая стабильность. Возможно, сейчас они смогут на нее рассчитывать", — объясняет г-н Гурский.

Свои правила
Как-то руководитель компании Telenor Тронд Моэ сравнил инвестиции в Украину с употреблением… водки. "Итак, вы, упираясь, проглатываете первую стопку водки — ощущения просто ужасные! Организм в полном шоке. Вы убеждены, что предчувствие было верным: все-таки инвестировать в Украину небезопасно",  — образно описывал все ужасы, с которыми приходится сталкиваться иностранцу в Украине, г-н Моэ. — Однако потом иностранный инвестор выпивает вторую, третью, четвертую — и ему кажется, что он в Украине "свой".

Изучать опыт инвестирования в Украину, так же, как и пить, выясняется, лучше в компании. Наверное, именно по этой причине иностранные инвесторы, исповедуя принцип "один в поле не воин", предпочитают объединяться в ассоциации для отстаивания своих интересов. В Украине это Европейская бизнес ассоциация и Американская Торговая Палата. Среди компаний, которые входят в последнюю организацию, — Carpatsky Petroleum Corporation, Shell Ukraine Exploration, Vanco Prykerchenska Ltd, RWE Energy. Компании Chevron и ExxonMobil, о которых речь шла выше, как выяснилось, также идут по проверенному пути и сотрудничают с ассоциациями. При этом слово "лоббизм" руководители ассоциаций в своем лексиконе стараются не употреблять (подробнее — см. блиц-интервью с Хорхе Зукоски, стр. 22).

Справляться с первым "горьким" опытом вкладывания средств в Украине иностранным инвесторам помогают не только в Минприроды и бизнес-ассоциациях. Еще один из проверенных способов надежного инвестирования — "свои" менеджеры на местах. Так, к примеру, компания Cadogan Petroleum Plc после оптимизации и назначения нового президента решила сменить и своего менеджера в Украине. Теперь местную компанию возглавляет бывший руководитель "Макдональдс Украина" Игорь Делов. Компания с канадскими корнями "Эпик Энержи Украина" доверила управление своими активами бывшему руководителю юридического департамента ВМС Геннадию Варицкому. Как признался "ВД" президент Cadogan Petroleum Plc Иен Барон, 97% работников его компании — украинцы. Кроме того, по его словам, лоббировать и отстаивать интересы компании удается благодаря членству в ассоциациях, а также постоянной работе с правительством. "До сих пор такие меры не были вполне эффективными, но надеемся, что новое правительство будет тесно сотрудничать с иностранными инвесторами", — рассказывает г-н Барон.

Хотя иногда даже ставка на проверенных людей не может обеспечить успех. Яркий пример тому — компания "Девон", которая, несмотря на поддержку влиятельного в прошлом экс-премьер-министра Витольда Фокина и вмешательство польского правительства, так и не смогла решить проблемы с лицензией на разработку одного из самых перспективных украинских месторождений — Сахалинского. В апреле прошлого года, когда НАК "Надра України" отказала в продлении лицензии совместному украинско-польскому предприятию, Фокин, в статусе председателя набсовета компании, принялся публично отстаивать интересы иностранных инвесторов. "Польские менеджеры компании просто шокированы методами ведения бизнеса в Украине и уже обратились за помощью к своему правительству, а это грозит еще одним международным скандалом", — рассказывал бывший украинский премьер.

Реклама на dsnews.ua

"Иностранные инвесторы просто не понимают правил игры на украинском рынке. Некоторое время они пытаются привыкнуть к нашей действительности",  — предполагает причины ухода зарубежных компаний Геннадий Варицкий, генеральный директор компании "Эпик Энержи Украина" (подробнее — см. блиц-интервью на стр. 20). С ним согласны абсолютно все участники рынка, опрошенные "ВД". Но, несмотря на все риски, связанные с инвестированием в Украину, и сами участники, и правительство, и инвестиционные аналитики ожидают прихода крупных инвесторов в ближайшее время.

Они ушли
"Только не удивляйтесь нашей скромности", — предупреждал корреспондента "ВД" первый премьер-министр независимой Украины Витольд Фокин.  — Раньше у нас был офис на Богдана Хмельницкого, а теперь мы переехали сюда". Офис г-на Фокина действительно выглядел очень скромно. Кабинет на Грушевского ему заменила… небольшая аудитория с советской мебелью в одном из корпусов КПИ.

С момента встречи "ВД" с господином Фокиным прошел практически год. Поляки так и не вернули себе право осваивать одно из самых перспективных украинских месторождений — им не смог помочь ни бывший глава украинского Кабмина, ни нынешний вице-премьер правительства польского Вальдемар Павляк, к которому они все-таки обратились за помощью. "Все по-прежнему, ничего не изменилось", — таким лаконичным был ответ главы правления компании Анджея Дизманского на вопрос "ВД" в начале марта.

Впрочем, и судьба самого Сахалинского месторождения до сих пор остается неизвестной. В начале марта Кабмин Тимошенко передал лицензию на разработку месторождения НАК "Нафтогаз України", однако в Минприроды такое решение считают абсолютно незаконным. "Решение о передаче лицензии было принято прошлым правительством и еще до конца не согласовано, — прокомментировал ситуацию Дмитрий Гурский. — Но передача невозможна до тех пор, пока идет судебное разбирательство". По информации источников "ВД", близких к судебному процессу, завершится она не раньше мая нынешнего года.

Разочарование в инвестициях в украинскую нефтегазодобычу в прошлом году постигло не только "Девон". Летом появились сообщения о возможном уходе с рынка британской Cadogan Petroleum, которая вела разработку нескольких месторождений. За годы работы в Украине британцы так и не добились экономической прибыли. Но, несмотря на громкие заявления, Cadogan все-таки решила остаться на украинском рынке, ограничившись сокращением персонала и сменой топ-менеджмента. Более решительными оказались британцы из Nostra Terra Overseas Ltd (дочернее предприятие Nostra Terra Oil & Gas plc). В начале 2010  г. они продали все права в договоре о совместной деятельности с госпредприятием "Крымгеология" на разработку Октябрьского нефтяного месторождения в Крыму компании "Крым Надра Инвест". Nostra Terra так и не смогла добиться получения прибыли от своей деятельности в Крыму, притом что соглашение о совместной деятельности сроком на 25  лет было подписано еще в 2001 г.

Бывший руководитель НАК "Надра України" Александр Пономаренко считает, что в сложившейся ситуации виновны в первую очередь сами инвесторы. "Главная причина — это их нежелание вкладывать значительные суммы в геологоразведку, обустройство инфраструктуры, а также риски того, что месторождение может быть признанным не имеющим промышленного значения", — пояснил он "ВД".

Инвесторы же, скорее всего, считают иначе. Равно как и эксперты, рассчитавшие, что государству в одиночку не справиться с разработкой сложных, но перспективных месторождений. И главная проблема уже нового правительства остается неизменной — изыскать необходимые миллиарды. Впрочем, деньги лежат совсем рядом. Вопрос — брать их сейчас или пытаться искать еще долгие годы.

    Реклама на dsnews.ua