• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

А был ли лоббизм?

Реклама на dsnews.ua

О проталкивании проектов по снижению платы за алкогольные лицензии впору писать исторические исследования. Лишь на протяжении 2005-2006 гг. по правительственным кабинетам и ведомствам курсировало с полдюжины подобных проектов, хотя до серьезного рассмотрения ни в одном из случаев дело не дошло.

Однако без изменений обойтись никак не удалось, ведь одним из требований ВТО было превратить лицензии на распространение алкогольных напитков из инструмента фискального давления в сугубо разрешительный документ. Из-за чего и возник законопроект № 1301-1 "О внесении изменений в Закон Украины "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий", зарегистрированный 11 сентября 2006 г.

Законопроект предполагает постепенное снижение стоимости лицензий на право импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли алкогольными и табачными изделиями до единого уровня в 500 грн.

История вопроса

Сегодня право торговать алкоголем и табаком обходится в 6-10 раз дороже. Так, за лицензию на импорт компаниям приходится выкладывать 500 тыс. грн., на оптовую торговлю алкоголем и табаком 250 тыс. и 12,5 тыс. грн. соответственно. Розничные торговцы алкоголем должны вносить 8 тыс. грн. за каждый кассовый аппарат для прохождения через него алкогольных напитков и 2 тыс. грн. — для табачных изделий.

Столь внушительные суммы лицензионных платежей введены относительно недавно, их двукратное увеличение вступило в силу с 1 января 2005 г., а самому событию предшествовала бурная дискуссия в кругу операторов рынка и налоговиков: оправдано ли такое повышение, и к чему оно приведет. Пессимисты прогнозировали значительное сокращение игроков по всем перечисленным торговым направлениям, что могло быть на руку крупным компаниям-оптовикам: можно и переплатить, лишь бы укрепить собственные рыночные позиции и вытеснить конкурентов.

О правоте пессимистов красноречиво свидетельствует статистика (см. бокс: "Алкогольная торговля"). А это, в свою очередь, приводит к уменьшению поступлений в бюджет. Если в 2004 г. от продажи лицензий на розничную торговлю алкоголем в бюджет поступили 280 млн грн., то в 2005 г. — 390 млн грн. при запланированных ГНАУ 470 млн грн.

Реклама на dsnews.ua

"Элементарный математический подсчет свидетельствует: при увеличении стоимости лицензии в два раза, плюс взимании платы с каждого кассового аппарата сумма бюджетных поступлений должна была бы приблизиться к 600 млн грн., — говорит Андрей Близнюк, заместитель директора Ассоциации "СОВАТ". — Этого не произошло, так как минимум 10 тыс. розничных предприятий после введения новых правил либо закрылись, либо ушли в тень. Вопрос: зачем это было делать?".

От повышения до понижения

По мнению Андрея Близнюка, последнее повышение стоимости лицензий предпринималось с целью переформатирования рынка.

"Изменения в закон были направлены на структурирование оптового рынка в пользу крупных игроков, а розничный уже и так "попал под руку", — считает Андрей Близнюк. — В первом случае это, безусловно, был лоббизм".

Согласно экспертным оценкам, от любых регулятивных колебаний в сфере продажи алкогольных и табачных изделий напрямую зависит благополучие отдельно взятой торговой точки или сети. На алкоголь приходится 25-43% от всего "магазинного" оборота, и более других страдают именно мелкие торговые точки, которые не в состоянии покрыть алкогольные продажи другими товарными группами.

"Я не вижу выигравших от повышения платы на лицензии, абсолютно у всех это вылилось в сокращение прибыли, уменьшение оборачиваемости средств, увеличение стоимости продукции, — говорит Евгений Тенчук, директор "БМ трейд" (сеть супермаркетов "Буми"). — А если в одном магазине находятся пять касс, то для продажи алкоголя на всех кассах нужно изъять из оборота 40 тыс. грн.".

Не лучшим образом повлияли прошлогодние изменения и на импортеров. "Те, кто был не в состоянии оплатить новую лицензию, стали работать по договору купли-продажи или договору комиссии через те компании, которые такую лицензию получили, — рассказывает Сергей Купцов, директор компании "Баядера-импорт". — Безусловно, затраты на импортную и оптовую лицензии были заложены в цене продукции, что повлекло за собой увеличение стоимости каждой бутылки в среднем на 3-5%".

Подорожание готовой продукции и разорение мелких игроков — главные последствия действующего сегодня закона, уверены эксперты. "Ежегодный прирост розничного товарооборота составляет 20%, это означает, что если бы правила игры не менялись, бюджет получил бы в прошлом году 336 млн грн., а от продажи лицензий поступило лишь немногим больше (390 млн грн. — прим. "ВД"), — сетует Андрей Близнюк. — Но параллельно ведь произошло закрытие целого ряда предприятий, что привело к сокращению рабочих мест. И этот процесс продолжается".

Сокращение количества розничных точек фиксируют и производители алкоголя. "За последнее время рынок торговли существенно изменился в сторону укрупнения: тенденция к сокращению розничных торговцев особенно ощутима на региональном уровне, в небольших, "депрессивных" городах, — объясняет Алексей Филановский, маркетинг-директор направления ЛВИ корпорации "Олимп". — Таким образом, нарушается легальная дистрибуция в целом: мы легально отгружаем свою продукцию оптовикам, а как она распространяется дальше — это уже вопрос, покрытый мраком. Безусловно, неоправданно дорогие лицензии ведут к росту теневого оборота на розничной стадии".

Трудно сказать: действительно ли автор нового законопроекта № 1301-1 руководствовался желанием восстановить социальную справедливость и защитить мелких игроков? Однако в том, что снижение стоимости лицензий влечет за собой восстановление нормальных условий работы на рынке, уверены все опрошенные "ВД" операторы импортного, оптового и розничного направлений.

"Если стоимость лицензии снизится, может уменьшиться и розничная цена на алкоголь", — прогнозирует Евгений Тенчук.

Помимо прямой взаимосвязи колебания стоимости лицензий и потребительских затрат, данный законопроект имеет еще и внешнеэкономическую подоплеку. Вопрос лицензирования неизменно возникает на повестке дня, как только начинается обсуждение вопроса вступления Украины в ВТО. И неважно, далеки мы от этой перспективы или близки, гармонизация законодательства идет своим чередом. Согласно договору ГАТТ/ВТО, лицензия — это разрешительный документ, который устанавливает право на ведение определенного вида деятельности. Плату за лицензию нельзя рассматривать в качестве бюджетообразующей и приравнивать к фискальной нагрузке: ее размер во всем мире отражает лишь "технические затраты" на выдачу. По оценкам специалистов, себестоимость лицензии в Украине в среднем составляет около 340 грн. на одного субъекта. И поэтапное снижение ее стоимости до этого уровня — одно из условий соглашения по ВТО. Согласно сегодняшней украинской практике средства, полученные от лицензирования, записаны в доходную часть бюджета (от производства и опта — в государственный, от розничной торговли — в местные), а это, по мнению западных экспертов, недопустимо, так как противоречит рыночным принципам.

Не так страшно снижение…

Законопроект "О внесении изменений в Закон Украины "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий" предполагает, что снижение стоимости лицензии будет происходить поэтапно. С 2007 г. она уменьшится в два раза, а еще через год достигнет универсальной ставки в 500 грн. "Это позволит избежать резких потерь госбюджета, а правительство получит возможность принять решения по предотвращению таких потерь", — считает народный депутат Василий Цушко. Специалисты же уверены, что потери от завышенной лицензионной платы сполна компенсируются легализацией рынка.

Вытеснение с рынка мелких операторов иногда рассматривают как косвенный способ борьбы с компаниями-однодневками и фальсификаторами. Чем меньше лицензиатов — тем легче осуществлять над ними контроль.

"Действительно, весь оборот контрафактной продукции идет в основном через мелкие оптовые компании, но только высокой стоимостью лицензий эту проблему не решить: для "черной" контрабанды все равно, сколько будет стоить лицензия на импорт, — говорит Сергей Купцов. — Другое дело, что в Украине отсутствует эффективный контроль над оборотом импортного алкоголя со стороны органов государственной власти, и контрабандной импортной алкогольной продукции на украинском рынке, особенно в регионах, по-прежнему много".

"С одной стороны, снижение стоимости лицензии всегда делает барьер для входа на рынок более "проницаемым", что приводит к увеличению числа игроков. С другой, надо поддерживать и развивать тенденции к выходу производителей из "тени", чему призвано способствовать снижение стоимости лицензий", — полагает Сергей Киселев, заместитель технического директора Одесского коньячного завода (ТМ "Шустов").

Алексей Филановский уверен, что чем выше стоимость лицензии, тем больше "левых" игроков, которые стремятся на официальной лицензии сэкономить. И лишь если лицензия станет максимально доступной по цене, у государства появится возможность реально контролировать рынок торговли алкоголем, ведь легальное получение лицензии обязывает работать в правовом поле.

Если опт и розница — как сегменты, непосредственно контактирующие с потребителем, все же нашли своих защитников, то алкогольное производство пока остается под "лицензионным давлением". Плата за право производить продукцию там по-прежнему представляет собой фискальный инструмент, призванный пополнить бюджет, а, следовательно, прямо противоречит требованиям ГАТТ/ВТО. Не исключено, что этот деликатный вопрос депутаты пока не затронули, не в последнюю очередь из опасения попасть под все те же обвинения в лоббизме: о сверхприбылях алкогольных производителей ходят легенды, и ослабить налоговое давление на них при сегодняшних бюджетных дырах — сродни святотатству.

Ввиду того, что Украина все же стремится в мировое торговое пространство, к сфере производства неминуемо обратятся. Причем, инициаторами вряд ли станут сами операторы рынка, сфера производства достаточно структурирована, и вопрос стоимости лицензий для крупных компаний не столь актуален, потому этот вопрос уже переходит в политическую плоскость.

Наиболее позитивные последствия возможного снижения стоимости лицензии эксперты прогнозируют для винодельческой отрасли, поскольку рентабельность этого производства изначально ниже, чем у других алкогольных отраслей, а фальсификация продукции и теневое производство весьма развиты. Этот шаг позволит производителям высвободить ресурсы для развития производства и закупки сырья. Главный же ожидаемый эффект от снижения стоимости лицензий на производство, как и в случае с торговлей, — выход существующих производителей из "тени" и повышение их конкурентоспособности. "Количество игроков на винном рынке, скорее всего, существенно не увеличится, поскольку на нем неизбежно будут проходить (и уже проходят) интеграционные процессы по аналогии с водочным рынком, — полагает Сергей Киселев. — Вопрос стоимости лицензий для крупных компаний не критичен, а более мелким производителям позволит продолжать производство, тем самым исключая монополизацию рынка крупными производителями".

В любом случае специалисты уверены, что ставка акцизного сбора является гораздо более серьезным инструментом влияния на алкогольную отрасль, чем стоимость лицензии. И потому бояться, что производители и торговцы градусным товаром получат серьезные послабления, не стоит. Тем более, среди последних прогнозов — увеличение в обозримом будущем акцизных ставок. Согласно украинской истории этот вопрос возникает параллельно с появлением на территории страны СЭЗ. Старое, как мир, понимание социальной справедливости: уход от налогов одних компенсируют их повышением для других.

    Реклама на dsnews.ua