• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Книжные торги

Реклама на dsnews.ua

Времена, когда библиотеки представляли собой единственный "луч света" в царстве информационного голода, давно прошли. Однако телевидение, медиа и интернет не стали библиотечными "могильщиками": во всем мире библиотеки переживают всплеск популярности, освоив передовые информационные технологии. В лексикон библиотекарей на смену термину "книги" и "периодические издания" пришли универсальные формулировки "информационные источники информации", подразумевая и печатную продукцию, и электронные базы данных, и CD, и DVD. По пути информатизации идут библиотечные учреждения и в Украине, которых, согласно официальной статистике, сегодня более 18 тыс. За последние два года перестали существовать 192 библиотеки, в основном за счет сокращения их в сельской местности.

Несмотря на то что все библиотеки входят в систему Министерства культуры и туризма, их экономическое положение неодинаково и во многом зависит от географического фактора и "милости" местных властей. По словам экспертов, наилучшим образом библиотеки финансируются в Днепропетровской, Донецкой областях и в Киеве, наихудшим — в Волынской, Житомирской, Тернопольской, Харьковской, Черновицкой областях. Независимо от объемов финансирования все библиотеки без исключения имеют схожие проблемы. На фоне глобальных задач внедрения автоматизированных информационных технологий и доступа к интернету первоочередной вопрос — пополнение своих фондов. А на этом пути сплошные проблемы — от не всегда выполняемых издательствами обязательств отправлять экземпляры новых тиражей до абсурдных по своей идее государственных тендеров на закупку новых книг.

Книги бы делать из этих гвоздей

"Специфика работы библиотек заключается в том, что пополнение библиотечных фондов представляет собой непрерывный процесс, — говорит Ирина Шевченко, заместитель директора Департамента искусств и региональной политики, начальник отдела анализа и прогнозирования деятельности библиотек Министерства культуры и туризма Украины. — И при условии случайного попадания изданий в фонды библиотек не может быть сформирован государственный библиотечный фонд".

Согласно Закону "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" книги и периодические издания подпадают под правила, применяемые для мебели или канцтоваров, то есть должны закупаться по системе государственных тендеров. Перечень необходимых "артикулов" библиотечные работники формируют еще в январе, на год вперед, следующий шаг — борьба за их обеспечение между издательствами и фирмами-посредниками, которые возьмут на себя удовлетворение запросов.

Процедура государственных тендеров предполагает либо запрос наилучших ценовых предложений (если сумма ежегодного финансирования не превышает 100 тыс. грн.), либо открытые торги, при этом количество участников каждого отдельного тендера — не менее двух. За столь сухим перечнем условий кроется огромная проблема, практически неразрешимая для такого специфического интеллектуального продукта, как книги и периодика.

"Этот закон негативно влияет на качественный и количественный состав государственных библиотечных фондов, а применение каждой из предложенных в них процедур не отвечает их потребностям", — уверена Ирина Шевченко. Озабоченные качеством предоставляемых услуг, библиотекари высказывают серьезные опасения в возможности выполнения требований Закона Украины "О библиотеках и библиотечном деле", в частности статьи относительно того, что государственный библиотечный фонд отражает научный, культурный, информационный потенциал общества. Ввиду существующей системы ряд необходимых изданий попросту оказывается "за бортом" библиотек.

Реклама на dsnews.ua

На основании многочисленных обращений библиотек разного уровня и ведомственного подчинения бьет тревогу и Украинская Библиотечная Ассоциация: наблюдается прямая связь между ухудшением состояния комплектования государственных библиотечных фондов и законодательно закрепленной необходимостью тендерных процедур для приобретения книг и предоплаты периодических изданий.

Интеллект килограммами

Перечень недостатков тендерных закупок, высказываемый библиотекарями, бесконечен. Так, поступление в библиотеки бюджетных средств часто не совпадает со сроками заказов на периодические издания. Библиотеки государственного уровня подписываются на периодику по процедуре открытых торгов, которая длится 2,5-3 месяца, за этот период кто-либо из недовольных участников процедуры может подать жалобу, и на период ее рассмотрения торги приостанавливаются. В результате закупка периодики срывается, утрачивается комплектность изданий, возникают пробелы в формировании библиотечных коллекций.

Сходная проблема и с книгами: к моменту, когда совершается закупка, многие тиражи могут быть уже раскуплены. "Финансирование, как правило, приходит к концу года, когда многих книг, особенно иностранных издательств, уже нет на рынке, они издаются и продаются независимо от наших тендеров", — сетует Елена Воскобойникова, директор Института библиотековедения Национальной библиотеки им. В. И. Вернадского. "Книжный рынок очень динамичен, и около трети книг, выбранных библиотекой для закупки, за три месяца (столько, как правило, длится процедура открытых торгов) исчезает с рынка, а это книги, пользующиеся повышенным покупательским, а следовательно, и читательским спросом",— отмечает Ирина Шевченко.

Условный "Кобзарь" с иллюстрациями условного уникального художника издается только одним издательством — другому выпускать точно такую же книжку попросту невыгодно. Но в тендере должно быть не меньше двух предложений — где найти разумную альтернативу уникальному раритету? Из чего выбирать, в случае если книга единственная в своем роде и именно по этой причине должна присутствовать в библиотечном фонде?

"Директор музея Гончара недавно предложил нам приобрести изданную ими книгу "Україна i українцi" по минимальной цене 170 гривен — это было бы очень интересно, но как прорваться сквозь ограничения тендера, перечень на который составлен еще в начале года?" — вопрошает Людмила Ковальчук, директор Публичной библиотеки им. Леси Украинки.

"Тендеры создают существенные ограничения и во времени, и в деньгах, и в выборе тех, кто может обеспечить библиотечные запросы, — подтверждает Валентина Могилевец, заместитель директора Центральной библиотеки для юношества. — Все это не способствует обеспечению книгами, нередко получается, что либо "не успели", либо "опоздали", мы не имеем даже права разбрасывать заказы по поставщикам".

Ввиду того, что перечень для закупки должен быть сформирован еще в начале года, в него не могут войти книги, издаваемые, например, в декабре: годичный тематический план издательств — сегодня понятие относительное, все подчинено конъюнктуре рынка и заблаговременно не анонсируется (портфель издательств — и вовсе коммерческая тайна). К тому же, книги ряда частных издательств вообще проходят мимо официальных каталогов и "вылавливаются" на рынке вручную. А как быть, если возникла необходимость купить издание, выпущенное в предыдущие годы?

"Система тендеров серьезно ограничивает нас в выборе источников и документов, — говорит Елена Воскобойникова, — да и купить непосредственно в издательстве, по цене производителя для нас (и для бюджета) выгоднее, чем переплачивать посредникам. В Законе "О библиотеках и библиотечном деле" нам предоставлено право самостоятельно определять источники комплектования своих фондов (над ними, к слову, работают целые отделы специалистов), но на практике мы его лишены". По словам экспертов, цены производителя могут оказаться на 50-70% ниже, а полной информации обо всем, что издано в стране, нет даже в Книжной палате.

Если тендеры проводят, значит это кому-то нужно?

Чтобы не допустить "дыр" в фондах, библиотекари изыскивают различные возможности, вплоть до сознательного нарушения закона: в этом случае все зависит от проверяющего, обратит ли он внимание на "растрату государственных средств" на необходимый экземпляр или закроет на это глаза, понимая, что нарушение было вынужденным. Еще один из способов вовремя обзавестись необходимыми экземплярами — изыскать на них негосударственные средства и частные пожертвования. "В 2005 году дополнительно к бюджетным средствам мы закупили книжек на 406 тыс. грн., пытаемся находить дополнительные источники финансирования, находим авторов, которые бесплатно передают библиотеке свои экземпляры", — рассказывает о собственном опыте Людмила Ковальчук. Еще одна "уловка" — найти подход к народным избранникам. Около 600 тыс. грн. выделяется депутатам Киевсовета на реализацию наказов избирателей, и директора библиотек работают в этом направлении, "выбивая" деньги на ремонт, информационное обеспечение и пополнение фондов.

Из-за уймы "бумажной работы", с которой связано оформление тендеров, некоторые библиотеки стремятся всеми силами уйти от проведения госзакупок: если средства окажутся неизрасходованными, проблем с налоговой не оберешься.

Перечисленные выше доводы недостатков тендерной системы библиотекари неоднократно приводили в письмах в адрес различных органов власти, но пока безуспешно. Наибольшим достижением был прошлогодний ответ от Минэкономики, в котором чиновники согласились с тем, что книги являются безальтернативными товарами и потому могут быть исключены из тендерных списков. Однако уже в декабре депутаты проголосовали за новую редакцию закона, которая не только не отменила, но и ужесточила тендерные процедуры. Если ранее тендерными процедурами руководило Минэкономики, теперь они переданы Тендерной палате.

Библиотекари в раздумьях: считать это досадной оплошностью парламентариев или чьим-то злым умыслом? Но раз такая практика существует, значит это кому-то нужно? Так, за то, чтобы поместить заявку в информационных системах Центра тендерных процедур, с библиотек сегодня взимается 300 грн., еще в 450 грн. обходится оформление тендерной документации соискателям. Компания-поставщик должна поделиться еще и 5% от суммы сделки. Сами издатели и книготоргующие организации в неофициальных беседах рассказывают, что потраченные ими на проведение тендеров деньги они потом "накрутят" на стоимости своих услуг либо вообще откажутся участвовать в таких затратных и бюрократических торгах. Следовательно, оплата тендерных услуг ударит по библиотечному финансированию и госбюджету. К тому же, при Центре тендерных процедур существуют дочерние структуры, с которыми и заключают договоры библиотеки, и правомерность такой раздутости государственной структуры тоже вызывает у них вопросы.

На сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, отменяющий систему тендерных закупок книг за государственные средства, подготовленный депутатом Николаем Рудьковским. Затянувшаяся коалициада и ворох документов в очереди на рассмотрение в парламентских стенах пока не вселяют оптимизма относительно того, что библиотекари вскоре получат свободу в формировании своих фондов. Разве что если лоббисты отмены госзакупок найдутся в других отраслях, а поправки коснутся всех без исключения. Библиотекари, со своей стороны, готовят обращение в Антимонопольный комитет и взывают к общественности, чьи права на свободный доступ к информации нарушаются…

Процедура открытых торгов на закупку изданий для пополнения фондов библиотек сегодня не применяется ни в одной из стран мира. При сохранении такой украинской уникальности интеллект нации вряд ли вырастет, сколько бы государственных программ по его стимулированию не принималось.

    Реклама на dsnews.ua