• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Андрей Ожаровский: "Безопасность так называемых АЭС третьего поколения ничем не доказана"

Реклама на dsnews.ua
Эксперт международной экологической группы "Экозащита!" является одним из самых больших противников строительства новых АЭС и энергоблоков в СНГ.

Эксперт международной экологической группы "Экозащита!" является одним из самых больших противников строительства новых АЭС и энергоблоков в СНГ. В конце прошлого года он даже был задержан на семь суток в Минске во время общественных слушаний, посвященных строительству новой АЭС в Беларуси. В интервью "ВД" он рассказал о том, почему Украина должна отказаться от своих планов по развитию атомной энергетики.

Сейчас активно обсуждается вопрос объединения украинской и российской атомной энергетики. На ваш взгляд, какие выгоды может извлечь Украина из такого сотрудничества?
— Приняв решение продолжать развивать у себя атомную энергетику, Россия пускает на экспорт и свои проекты АЭС. Преследуя при этом скорее политические, нежели финансовые цели. Россия старается убедить развивать атомную энергетику Беларусь, теперь пытается сделать тоже самое и в Украине. Украине следовало бы определиться с тем, нужна ли ей зависимость от российских технологий и энергоносителей. Сейчас вы зависимы от российского газа, а завтра будете зависеть и от российского урана.

Один из главных аргументов необходимости развития атомной энергетики — не столько даже зависимость от газа, а, скорее, ее дешевизна. По этой причине сейчас некоторые европейские страны, которые делали ставку на развитие альтернативной энергетики, возвращаются к планам по строительству АЭС.
— Практически во всех европейских странах альтернативная энергетика показывает рост.
Что касается дешевизны атомной энергетики — это миф. Атомная энергетика дорога, по­этому она не может выжить без субсидий. Ни в одной стране мира она не обходится без господдержки. Причем на всех этапах затраты государств огромны — от строительства энергоблока, его ввода в эксплуатацию до необходимости захоронения отходов и вывода блоков из эксплуатации. Это миллиарды долларов. Строительством АЭС в России занимается госкорпорация, а ветряки вполне успешно строят частные компании. К тому же из тех проектов, которые сейчас реализуются в атомной энергетике, есть уже много скандальных. К примеру, Areva (французско-немецкая компания, занимается разработкой и производством оборудования для АЭС — прим. "ВД") не может достроить блок Олкилуото-3 в Финляндии. В 2005 году, когда они только начинали реализацию этого проекта, обещали финнам, что он будет дешевым и что его введут в строй в 2009-м. Сейчас его стоимость уже выросла более чем вдвое — с ?2,5 млрд до ?5,5, а сроки запуска реактора передвинуты на 2012 год. К тому же финны имели очень большие претензии к качеству агрегатов, которые поставляли французы. Это хорошо, что у Финляндии есть финансовая возможность контролировать все процессы, у Украины с этим могут быть проблемы.
Подобная история произошла и с Тяньваньской станцией (КНР), которую строили россияне. В прошлом году ее выработка была на 20% ниже запланированной.

В пользу строительства новых энергоблоков говорит их безопасность. Чиновники твердят о том, что на АЭС третьего поколения авария возможна один раз в тысячу лет?
— Безопасность так называемых АЭС третьего поколения ничем не доказана, кроме заявлений руководителей отдельных госконцернов, которые лоббируют развитие атомной энергетики.
К примеру, проект "АЭС 2006", который Россия сейчас пытается реализовать в Турции и Беларуси, по этому же проекту собирается строить и новые блоки на Хмельницкой АЭС. В настоящее время нет атомных блоков в мире, построенных по этому проекту. Строительство блоков на Ленинградской АЭС-2 и Нововоронежской АЭС-2 только начато. Проект полностью экспериментален и подразумевает повышение мощности реактора на 20%. А это серьезно — изменена геометрия активной зоны реактора, изменена длина реактора, удлинены тепловыделяющие сборки — практически не апробированные.
Никаких доказательств того, что действие аварии будет ограничено только производственной площадкой, нет. По крайней мере, представители белорусской стороны не смогли предоставить никаких доказательств этому во время общественных слушаний в Австрии (слушания по строительству Белорусской АЭС проводились в Вене 14 мая —
прим. "ВД"). АЭС третьего, четвертого поколения — это, скорее, коммерческие термины. Как бы атомная промышленность не изворачивалась, устройство работает по одному принципу. Так что те страны, которые рассматривают возможность строительства проектов АЭС-2006, фактически проводят у себя эксперименты.

    Реклама на dsnews.ua