• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Олег Довбыш: "Разведение рыбы и распоряжение водной гладью контролирует только наш Комитет"

Реклама на dsnews.ua

Объективка
Кто:
Довбыш Олег Эдуардович,
родился 29 июля 1968 г. в Херсоне.
Образование:
1993 г. — окончил Херсонский сельскохозяйственный институт им. Цюрупы по специальности "агроном".
2001 г. — Украинская академия внешней торговли по специальности "международное право", магистр международного права.
Карьера:
Январь 1990 г. — май 1993 г. — оператор
III разряда Херсонского предприятия по обеспечению нефтепродуктами.
Май 1993 г. — октябрь 1996 г. — мастер цеха компании "Херсоннафтопродукт".
Октябрь 1996 г. — ноябрь 1997 г. — коммерческий директор компании "Херсон­­наф­топродукт".
Ноябрь 1997 г. — декабрь 1997 г. — председатель совета организации арендаторов компании "Херсоннафтопродукт".
Декабрь 1997 г. — август 1998 г. — гендиректор компании "Херсоннафтопродукт".
Август 1998 г. — март 2004 г. — предправления компании "Херсоннафтопродукт".
Апрель 2004 г. — сентябрь 2005 г. — замген­директора ЗАО "Стандарт Петролеум" (г. Киев).
Октябрь 2005 г. — октябрь 2007 г. — директор ООО "Компания "Стандарт" (г. Киев).
Октябрь 2007 г. — май 2008 г. — директор ОАО "Туристический комплекс "Фрегат"
(г. Херсон).
Май 2008 г. — март 2010 г. — и. о. зампреда, зампред Херсонской облгосадминистрации.
С 24 марта 2010 г. — председатель Госкомитета рыбного хозяйства Украины.
Семья:
Женат, воспитывает четверых детей.
Реформирование рыбной отрасли Украины назрело много лет назад. Ведь наша страна практически утратила рыболовецкий флот, а браконьеры переловили все живое в морях и реках. Как следствие, на сегодняшний день наше государство почти полностью зависит от импорта рыбы. По мнению участников рыбного рынка, еще несколько лет — и уже сложившуюся бедственную ситуацию нельзя будет исправить. Весной этого года в Государственном комитете по рыбному хозяйству Украины сменился председатель. "ВД" решила узнать, как Олег Довбыш — новый руководитель Госком­рыбхоза — намерен изменить плачевное положение отрасли.

Как вы оцениваете доставшееся вам рыбное хозяйство и качество работы рыбинспекции?
— К сожалению, качество работы рыбоохраны пока нельзя назвать хорошим.
У рыбинспекции устаревший флот, списанные суда, постоянный дефицит бензина и запчастей, существенная часть имущества разворована. Рыбинспекция сегодня хуже оснащена, чем браконьеры. А в наших морях уже промышляют не только украинские браконьеры, но и иностранные. Я начал свою работу с проведения инвентаризации, к ревизии будем подключать и сотрудников КРУ.

Вы говорите, что имеющиеся в Украине суда практически исчерпали свой технический ресурс. Что планирует предпринять Госкомрыбхоз для исправления ситуации?
— Когда-то в Украине был самый большой флот в Европе. Сейчас госсудов фактически нет. У Комитета осталось только одно небольшое морское судно "Богомаз". Бывшее руководство то ли списало государственные суда, то ли сдало в аренду, и этим вопросом сейчас занимаются правоохранительные органы.

Мы инициировали разработку и принятие комплексной стратегии развития рыбной отрасли до 2020 г. Общая концепция уже одобрена на уровне Минагрополитики, которому мы подчиняемся. Теперь нам необходимо разработать конкретные предложения по развитию рынка, начиная с разведения рыбы — в частности строительства заводов по размножению малька, производству кормов — и заканчивая восстановлением государственного рыболовецкого флота.
Стратегия предусматривает строительство небольшого госфлота, который нам необходимо иметь в Азовском и Черном морях, а также развитие государственного океанического флота. Украине нужно хотя бы два судна для работы в Азовском море, три — в Черном и четыре — для работы в Мировом океане.

Новые суда будут построены в Украине или на иностранных верфях?
— В Украине. Слишком дорого строить за границей, а затем платить ввозные пошлины и налоги.

Почему вы инициируете строительство заводов по производству кормов для рыбы?
— В Украине есть проблема с кормовой базой, для решения которой нужно по­строить несколько госзаводов по производству кормов. Сейчас их в Украине пять. Три находятся в Херсонской области, по одному в Крыму и Закарпатье. Хотелось бы построить как минимум два завода на Азовском море; также необходимы заводы на внутренних бассейнах. Но это недешевое удовольствие: строительство одного завода обойдется примерно в 20 млн грн.

Когда можно ожидать принятия этой программы?
— Мы планируем разработать и согласовать ее в текущем году. Сначала проведем ее через Кабмин, а потом — через Верховную Раду. Это необходимо для того, чтобы ежегодно закладывать в госбюджет определенную сумму на эту программу.

Представители рыболовецких ассоциаций утверждают, что преградой для вылова отечественными судами рыбы в 200-мильной исключительной экономической зоне Украины является необходимость декларирования выловленной рыбы как импорт. На это уходит до десяти дней, за которые рыба портится и уже никому не нужна. Что планирует предпринять Комитет для исправления ситуации?
— Мы еще не подходили к этому вопросу. Хотя уже встречались с рыболовецкими ассоциациями, таких вопросов они еще не поднимали. Если эти объединения обратятся к нам, то мы будет пересматривать порядок ввоза рыбы, выловленной в этой зоне. Но есть определенные сложности с тем, что этот вопрос необходимо будет решать вместе с Госта­можслужбой.

По информации "ВД", в последнее время активизировались переговоры между странами Черноморского региона о создании международной организации по управлению рыболовством в Черном море. Поддерживаете ли вы создание такой структуры?
— Да, ведь необходимо упорядочить рыболовство в Черном море. Кроме того, этим соглашением будут упорядочены меры по борьбе с браконьерством.

Реклама на dsnews.ua

Как собираетесь с ним бороться?
— В будущем нужно объединить все контролирующие органы в инспекцию, к примеру, экологическую. Но это довольно длительный процесс. Сейчас я настаиваю на расширении прав и полномочий рыбинспекторов, чтобы они работали с нарушителями по принципу ГАИ. Также нужно увеличить штрафы, чтобы людям было проще купить рыбу или ловить согласно закону, а не заниматься браконьерством. Нужно выделить определенные места для лова рыбы, ведь если везде можно будет ловить, то рыбинспекторы не смогут все контролировать.

Под видом научных мероприятий нередко ведется активная добыча рыбы, причем зачастую именно в нерест, когда лов запрещен. Будут ли пересмотрены условия выдачи разрешений на научный лов?
— Промдобыча под видом научного лова проводилась при прошлом руководстве Комитета. Сейчас мы прекратили квотировать научный лов, а с ученых спросим, каких результатов работы они достигли за прошлые годы.

Дело в том, что ученые проводят свои мероприятия совместно с рыбными хозяйствами, и когда вылавливают тонну рыбы, на бумаге показывают только 100 кг, а остальное проходит "незамеченным" для госбюджета. Да и в целом сегодня многие условия получения квот на вылов рыбы не выполняются. У 70% работающих в рыбной отрасли предприятий есть, грубо говоря, лишь пара лодок и куча электроудочек.

Какие действенные рычаги влияния на таких нарушителей вы видите?
— Кроме уменьшения квот и прекращения квотирования в прин­ципе, некоторые нарушители в ближайшем будущем могут вообще лишиться лицензий. При Госкомрыбхозе будет создана спецкомиссия, члены которой будут выезжать непосредственно на места и проверять, соответствует ли их реальная материально-техническая база условиям квотирования. Это затратные мероприятия, но их обязательно нужно провести, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, когда одно предприятие получает квоты, а потом зарабатывает на их перепродаже различным ЧП. А те потом ведут бесконтрольный лов в объемах, которые значительно превосходят разрешенные.

Кроме того, мы планируем пересмотреть условия сотрудничества со многими арендаторами водоемов, поскольку подобные нарушения не единичны. Бывали случаи, когда поселковые советы, сотрудники Комитета водного хозяйства Украины заключали с предприятиями договоры, которыми не только отдавали в аренду водоемы, но и давали разрешение на разведение в них рыбы, не имея на то никаких прав. Разведение рыбы и распоряжение водной гладью контролирует только Комитет рыбного хозяйства.

В мире растет спрос на рыбу и рыбопродукты. Планирует ли Комитет инициировать в той или иной форме поддержку экспорта этой продукции?
— С государственной точки зрения это также необходимо поддерживать. Но пока что мы не готовы работать на экспорт, поскольку нет соответствующей инфраструктуры. Сейчас необходимо развивать внутренний рынок.

Эксперты рынка говорят, что в Украине излишек рыболовецкого флота, который работает в прибрежных водах. Для решения этой проблемы они предлагают перенять опыт других стран, где она была решена путем выкупа государством излишних судов у част­ного бизнеса. Рассматриваете ли вы такой вариант для решения данной проблемы?
— Нет, мы будет решать эту проблему путем сокращения лицензий и квот на вылов.
Для решения проблем с флотом необходимо еще время. Меня сейчас больше интересует разведение рыбы в Украине и ее доступность для всех украинцев.

По вашим оптимистичным прогнозам, сколько лет потребуется Украине, чтобы обеспечить рыбой свой внутренний рынок?
— Точно сказать невозможно, во многом это будет зависеть от объемов госфинансирования и инвестиций. Этот вид бизнеса будет наиболее прибыльным в случае создания полного цикла — от разведения рыбы до ее переработки и поставки в торговую сеть.
В первую очередь, на мой взгляд, акцент нужно сделать на разведении рыбы во внутренних водоемах, прудах, а не в морях. Нужно по всей Украине создавать рыбопитомники. Хотелось бы, чтобы хотя бы на начальном этапе они были государственными — к примеру, закрепить их за ОГА. Органы рыбхоза будут предоставлять мальков, а облгосадминистрации будут содержать водоемы. Но это пока только планы, которые находятся на стадии обсуждения и пока не вылились в утвержденный документ.

    Реклама на dsnews.ua