• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Клевое дело

Реклама на dsnews.ua
Без вмешательства государства и ученых Украина может лишиться последних рыбных запасов.

Без вмешательства государства и ученых Украина может лишиться последних рыбных запасов.

Сколько рыбы в Украине "уплывает", не оставив следа на бумагах и поступлений в бюджет, точно сказать не может никто — объемы вылова рыбопромышленники занижают, а лимиты и квоты не соблюдают. По оценкам СБУ, теневая часть украинского рыбного рынка составляет около 1 млрд грн. Но, по мнению ученых и рыболовов, объемы теневого рынка гораздо больше — порядка 16 млрд грн. Официально во внутренних водоемах вылавливают около 100 тыс. т рыбы в год, а неучтенными на прилавки "проплывает", по самым скромным оценкам специалистов, втрое больше. Плюс нелегальный и "серый" импорт, который оценивают в 800 тыс. т в год. В результате в "тень" уходит сумма больше годового бюджета Киева.

Рыбный заработок
В этом году "клевых" мест в Украине уже нет — рыба закончилась. "На естественных водоемах уже практически невозможно найти участки для проведения соревнований, поэтому мы все чаще для спиннинговых состязаний используем частные водоемы", — утверждает Александр Терещук, президент Федерации рыболовного спорта. Государство пыталось отдать водоемы в част­ные руки, однако дело закончилось "пшиком" (см. "Поймать в сети", "ВД" №35, 2009 г., стр. 30-32). "Сейчас мы отдаем водоемы в аренду на десятки лет, но государство, по сути, от этого ничего не имеет… Миллионы гривен уходят на написание методик, а на выполнение программ потом денег не остается", — возмущается Николай Мовчан, директор департамента природных экосистем и биобезопасности Минприроды.

Потребности на возобновление и охрану водных живых ресурсов в 2008 г. государство профинансировало только на 60%, а в 2009 г. и того меньше — на 38,6%. В результате из запланированных 64 мероприятий выполнили только 14 и при этом ни одно полностью не завершили. Из того количества мальков, которыми планировали зарыбить водоемы, в воду, по данным Счетной палаты Украины, в прошлом году выпустили только 10,3%, а в 2008 г. — 12%. На селекцию из госбюджета ежегодно выделяется 10 млн грн. "По факту никто ничего не зарыбляет. Деньги расходятся по карманам "зарыбителей", "откат" рыбхозу составляет 70-80%", — утверждает Александр Чистяков, председатель Ассоциации рыболовов Украины.
"Во многих регионах перешли критическую точку, когда для возобновления численности рыбы достаточно было перестать ее ловить. Сейчас она уже сама не воспроизведется. Аборигенными видами рыб — судак, щука, лещ, плотва, — которые мало интересны для промышленного лова, никто не зарыбляет, эти виды отпущены на волю природы, браконьеров и рыбоохраны, которая зачастую покрывает браконьеров либо сама их организовывает", — считает Александр Терещук.

Найти и уничтожить
Каких размахов достигло рыбное браконьерство в Украине, можно увидеть в ихтиологическом заповеднике в Полтавской области. В период нереста здесь ходят до 130 сейнеров, которые тралами вылавливают тонны рыбы. По документам у них все в порядке — суда проводят… научный лов! Это позволяет им ловить рыбу в запретный период, в запрещенном месте и запрещенными орудиями лова.

"Научные ловы нужно прекратить, потому что их проводит не Национальная академия наук, а отраслевые институтики, от которых осталось одно название и они выживают любой ценой, — говорит Сергей Межжерин, профессор, доктор наук, завотделом Института зоологии
им. Шмальгаузена НАНУ. — Серьезные ихтиологические исследования, особенно связанные с изучением популяции промышленных рыб, в Украине не проводятся. Научные школы исчезли, а научные ловы проводятся только для добычи рыбы в весенний период".

Расцветом рыбной отрасли ученые считают конец 1980-х. Тогда в Днепре добывали 30-
40 тыс. т рыбы, сейчас — до 10 тыс. т. Отчасти виной тому создание системы водохранилищ, лишившей многие виды среды обитания. Но основной вред нанесло безграмотное управление отраслью. Большую роль сыграло и повальное браконьерство, порой принимающее официальные формы. "Когда Госкомрыбхоз разрешил в Азовском море лов в зимовальных ямах, за четыре года выловили то, что создавалось 50 лет, — сетует Сергей Межжерин. — А в Днепро-Бугском лимане из 60 промышленных видов рыб осталось только 20. Аналога такого уничтожения не было нигде в мире!".

Запасы осетровых рыб в Азово-Черноморском регионе в начале 1990-х составляли порядка 70 млн т. Меньше чем за десятилетие пришлось вводить полный запрет на их промышленный лов, а четыре из шести видов осетровых занесли в Красную книгу Украины. Несмотря на то что исчезновением рыбы в Черном море уже обеспокоились в Госкомрыбхозе (подробнее — см. интервью Олега Довбыша, стр. 26-27), объем вылова там рыбы и других водных живых ресурсов растет. В прошлом году он увеличился по сравнению с 2008 г. на 8,2 тыс. т и составил 37,4 тыс. т. Ситуация с каждым годом все ухудшается. За последние пять лет количество судака снизилось в шесть раз. И это официальные данные, которые, по мнению ихтиологов, несколько приукрашены. Количество разных видов рыб сократилось от 3 до 40 раз! В некогда богатой рыбой Украине дошло до того, что обсуждается вопрос введения полного запрета на промышленный лов пресноводной рыбы.

Реклама на dsnews.ua

Спасти ресурс
Парадоксально, но до сих пор в Украине нет закона, четко регулирующего лов рыбы. Необходимый закон о рыбном промысле и рыболовстве подменяется распоряжениями Госкомрыбхоза, которые базируются на постановлениях УССР, основанных на реалиях богатых на рыбу 1970-80-х годов.
Охраной рыбных ресурсов сейчас занимаются несколько ведомств — инспекция Госкомрыбхоза, Государственная экологическая инспекция, подразделения пограничной службы и водной милиции. У них нет четкой координации, а сплошное дублирование полномочий, посему необходимо создать единую контролирующую инспекцию, подчиненную Кабмину или ВР. Инспекторы могли бы контролировать не только водоемы арендаторов, но и рынки, и магазины, отслеживая продажи незаконного улова. По словам экспертов, опрошенных "ВД", в украинских магазинах давно продается отечественная рыба, выловленная браконьерским способом. "Нужно в договорах аренды обязательно указывать объем продажи рыбы. Пусть даже эта сумма будет в пять раз меньше реальной, но она будет проходить официально", — считает Александр Чистяков.

Занятые политикой чиновники не дают хода необходимым изменениям в уже существующее законодательство. Около трех лет экологи не могут добиться принятия законопроекта №3003, который снимает запрет на привлечение к борьбе против нарушителей общественных инспекторов по охране природы и возвращает им право на составление протоколов (в 2000 г. такие ограничения на инспекторов были наложены ст. 225 Административного кодекса). Этот законопроект также запрещает использование браконьерских снастей. "Все изменения в законы, которые поддерживаются ВР, перечеркиваются на уровне юридического отдела в Администрации президента. Складывается такое ощущение, что именно там сидят главные защитники браконьеров, — недоумевает Владимир Борейко, директор Киевского эколого-культурного центра. — Какой смысл выслеживать, ловить браконьера, если он выбросит сеть, а завтра купит новую. Нужно решать проблему на корню — пресечь продажу запрещенных орудий лова". Пока же украинское законодательство работает в одни ворота — самодельные сети продавать запрещено, импортные — нет. В итоге украинский рынок заполонили браконьерские снасти — российские капканы, немецкие электроудочки, китайские электро­сети.

Но наибольший эффект будет тогда, когда те, кто работает на воде, будут сами заинтересованы в наведении там порядка. По мнению специалистов, нужно создавать на водохранилищах единые имущественные комплексы и объединять пользователей в хозяйственные ассоциации. Выдавать им единую квоту на вылов, которую они уже будут делить между собой. Тогда рыболовы больше других будут заинтересованы в борьбе с браконьерами. Именно такая система эффективно работает в странах ЕС.

    Реклама на dsnews.ua