• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

СМЫКАЯ ГРАНИ

Реклама на dsnews.ua

Сейчас уже никто не вспомнит имя смельчака, которому надоело разрываться между любимым спортивным купе и большим тетушкиным мини-вэном, папиным внедорожником и жениной малолитражкой, городской игрушкой. Кому-то в конце концов пришлось разрулить противоречие, когда душа просит горячего гула шин по асфальту, стремительной скорости, легких линий и красивых форм. А ежедневная семейно-бытовая жизнь по-прежнему тяготеет к большим объемам, комфортным салонам и езде вразвалочку. Кто-то, наконец, взял в руки карандаш и…

Генетика

… объединил эти потребности. Так родились кроссоверы (английское слово crossover означает "переходить в нечто другое, изменяться, перечеркивать") — компромисс на четырех колесах. Дизайнерский замысел и безграничная фантазия легко соединили то, что, на первый взгляд, имело мало общего. Мир удивился: автомобили из-под творческого пера выходили похожие одновременно на седаны, купе, универсалы и танки. Были они непривычны, нетипичны, выбивались из классификации и дразнили во-ображение. Мир возликовал: за большими размерами крылись комфорт и простор, за громоздкими колесами — презрительное отношение к легкому бездорожью, за хищными эмоциональными чертами проглядывала яркая индивидуальность. Кроссоверы, хотя и появились в результате эволюции внутри мирового автопрома в ответ на потребности капризного покупателя, все-таки революционно перевернули представление о настоящем "правильном автомобиле". Дизайн кроссоверов стал синонимом свободы, смелости и свежих мыслей.

И мир сошел с ума. Только самые консервативные бренды в духе Bentley или Ferrari не поддались всеобщему помешательству. Безумно дорогие эксклюзивные спорткары и седаны остались сами собой в относительном меньшинстве. Большинство же автопроизводителей, чей маркетинг призван чутко реагировать на изменение пульса огромного покупательского сообщества, быстро подхватили замечательную идею. Модели с новым имиджем посыпались, как из рога изобилия. Во что это вылилось, прекрасно могли видеть посетители международного Парижского автошоу, которое прошло в конце сентября. Можно было не особо гадать о теме концептуальных разработок, многие из которых до поры до времени были прикрыты от глаз публики. Стоило взлететь белым покрывалам, как стало ясно: значительная часть концепт-каров посвящена витающим в воздухе переменам.

Семейные связи

Париж подтвердил, что многие всемирно известные автопроизводители за последние несколько лет потрудились, разрабатывая в модельном ряду как минимум одного представителя породы кроссоверов или обновляя уже существующие. Стенды мировых автогигантов заполонила экспансия крупных форм, лирических или агрессивных образов и приключенческой власти над пространством. Смелее многих на Парижском автошоу выступили японские марки. Не последнюю роль в создании настоящей утилитарной машины играет полноприводная трансмиссия. Четыре ведущих колеса, великолепные внедорожные характеристики — то, чем традиционно сильны японские внедорожники. Система полного привода может быть постоянной или временно подключаемой, хотя некоторые модификации и не оборудуются приводом на все колеса. Но в любом случае шансы кроссоверов на успех у покупателей значительно выросли. Наличие полного привода — это еще одна причина для дизайнеров почесать в затылке и воспользоваться излюбленным приемом. Танк может позволить себе быть резким, угловатым и грозным. Властелину пространства разрешены гротескные формы, агрессия и напор. Эти черты всегда добавляют острый привкус в образ японских кроссоверов, как бы напоминая: "Мой старший брат — настоящий внедорожник".

Кстати, о братьях и прочих родственниках. "Решиться на второго" кроссовера в семье одной марки — это достаточно смелый шаг для производителей. Поскольку в рамках одного модельного ряда двум достаточно похожим автомобилям-одноклассникам уже может быть тесно. Тогда в силу вступает эмоциональная составляющая, которая и разводит родичей по разным нишам. Смелый дуплет исполнила компания Nissan. Сначала появился Murano — элегантный, крупный, с длинным капотом, могучим мотором, представительной внешностью и богатой комплектацией. Он нашел свою нишу, укрепился в ней и воодушевил создателей не останавливаться на достигнутом. И вдруг… Одной из самых интересных мировых премьер Парижского автосалона стал новый Nissan Qashqai (Кашкай) — элегантный, живой и функциональный. Небольшой — по сравнению со старшим братцем — и более демократичный. Больше тяготеющий к плавным формам легкового автомобиля, чем к мощному духу внедорожников. При этом Qashqai напоминает родственника Murano в профиль, перекликаясь с ним округлой задней частью и небольшими треугольными окнами. Скрытая внутренняя "пружина" внешне проявляется в широких колесных арках и выпуклых проштамповках. К типичным чертам внедорожников относятся "вздернутая" почти вертикальная передняя часть кузова, мощные двуцветные бамперы и защитные панели. При всей похожести эти двое — принципиально разные игроки двух почти противоположных команд. Большой кроссовер Murano — это изысканный модник, дорогой господин, властелин мира, а компактный Qashqai — озорной весельчак, готовый к приключениям и легким прогулкам.

Реклама на dsnews.ua

Отдельным эпизодом в истории кроссоверов станут модели, которые нетипичны для своих "материнских марок". Такие оригиналы появились в семействе Subaru — Tribeca дождалась-таки на Парижском автосалоне европейской презентации. Несколько лет она не попадала в Старый Свет. Очевидно, разра- ботчики долго сомневались, придется ли по вкусу смешение стилей добропорядочной Европе. Она, дескать, уже привыкла к имиджу марки — седаны, универсалы, полный привод, спортивное наследие, тонкие грани. Огромная гротескная Tribeca вызвала спорные эмоции, разговоры о традициях и жаркие дискуссии на тему своей целесообразности. Но… вода точит камень, и идеи утилитарных автомобилей с яркими эмоциями уже просочились в самые консервативные умы.

А дебютировавший в прошлом году Mercedes-Benz R-Class поразил на финише проекта не только потребителей, но и своих разработчиков. Они, конечно, стремились к смелым решениям, но такого в семье чопорных немцев еще не было — помимо внушительных пропорций, закруглений, причудливых поверхностей, R-Class получил полный привод и шестиместный салон. Он как будто отправился в путь от городских мини-каров в направлении вездехода Unimog, свернул в сторону элегантных внедорожников, навестил спортивные купе, кивнул на прощание мини-вэнам да так где-то на перекрестке всех этих путей и замер. Недаром автомобильные профессионалы мира до сих пор испытывают затруднения, кого же подобрать в конкуренты этому люксовому герою.

Рождение уникумов

"Дайте больше воздуха", — просили потребители. И дизайнеры облекали тонкие металлические линии в большую площадь остекления, панорамную крышу и внутреннее пространство. "Ну, где же экспрессия?" — жаждали автогурманы. И творцы бросались совмещать контрасты — светлый и темный, высокий и низкий, широкий и длинный, движущийся вверх и вниз, выпуклый и вогнутый.

Все потребительские черты кроссоверов складываются в очень высокий рыночный КПД: автомобили на больших колесах, с высоким клиренсом, полным приводом и единым объемом кузова, достаточным для перевозки пяти пассажиров и множества груза. Однако обидно было бы оставить о кроссоверах только утилитарное впечатление. По уровню оборудования и комплектации они относятся скорее к топ-сегменту автомобильного рынка. Далеко не каждый классический седан, предназначенный для повседневной жизни в городе, напичкан под завязку всевозможными электронными регулировками, памятью, аудиосистемами, подогревами и человечьим голосом бортового компьютера. Эти барские замашки — ничто иное, как логическое продолжение эмоциональной наружности. Просто дизайнеры и создатели не ограничились внешними изысками. В большинстве марок внутрь салона попадают отдельные идеи: крупные детали интерьера, хромированная отделка, причудливые формы рычажков управления.

Базовая комплектация кроссоверов часто превосходит стартовую комплектацию седанов. Например, кожаный салон — норма для Murano, Porsche Cayenne, BMW X3, Mercedes-Benz R-Classe. Ничто не стесняет, все с размахом, никакой суетливой толкотни кнопочек на приборной панели, частого леса рычажков или регуляторов. Интерьер кроссоверов — это гламурный микс из силы, свободы и шика. Если отделка — то дорогая отстрочка и изысканные линии, как у монументального Audi Q7, если свет в салоне — то это скрытые умные источники Qashqai. При этом дорогие опции чаще всего являются высокотехнологичными и полезными. Вопросы безопасности строго соблюдаются во всем — от полного набора подушек до интегрированного интерфейса Bluetooth. В элитных марках за обладание яркой новинкой этого подвида придется заплатить весомую цену, так что владелец сможет постоянно ощущать принадлежность к высшему классу.

Все-таки здорово, что среди вечной автомобильной классики пусть иногда, да и появится некий "гадкий утенок". Гудящему, сигналящему и поглощающему топливо миру необходимы возбудители спокойствия. Когда автомобили уже давно перестали быть просто средствами передвижения или просто средствами самовыражения, от любого, даже самого сумасбродного дизайнерского гибрида можно ждать успешной карьеры на гибком поле автомобильного рынка. И если кроссоверы в свое время пересекли границы стремительных спорткаров и утилитарных внедорожников, может быть, уже на следующем мировом автосалоне нас будет поджидать новая дизайнерская сенсация. Какая? Кто знает! Граней достаточно – пересекайте их всем на удивление.

>>БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

СТЕФАН ШВАРЦ: создатель кроссовера Nissan Qashqai, директор по дизайну Европейского Дизайн центра марки "Квинтэссенция противоречий, свойственных нашей жизни"

>>Какие черты особенно характерны для кроссоверов?

— Разнообразие, единение стилей, смешение формальных традиций и неформальных течений, изгибы и резкие грани. Если кому-то это покажется странным, необычным, то так оно и есть. Кроссовер — это то, что не каждый день можно встретить на обычной дороге. Высокая посадка, четкое деление на водительскую и пассажирскую зоны, смелые сочетания цветов и отделочных материалов.

>>Qashqai — что в имени твоем?

— Qashqai назван так в честь небольшого воинственного племени, и его бойцовский характер привлечет внимание даже тех покупателей, которые никогда ранее не думали о покупке кроссовера. Qashqai создан в Мюнхене в европейском дизайнерском центре Nissan Design Europe (NDE).

Это полностью европейский автомобиль, рассчитанный на вкусы и пристрастия жителей Старого Света. По габаритам он не превосходит некоторые классические седаны, во многом напоминает обычный легковой автомобиль. Однако взгляните на пропорции — короткая задняя часть, большие колеса, выдающийся капот, широкие росчерки контуров. Это же внедорожник! И принцип равновесия сохранен: если дорожный просвет большой, он не должен быть достаточным для решения небольших внедорожных задач, но не экстремальным.

>>Насколько индивидуальным остается внутреннее пространство для каждого из пассажиров Вашего автомобиля?

— Смелые решения как снаружи, так и внутри — отражения противоположных концепций. Создавая машину, очень трудно сохранить единый стиль всего оформления внутреннего салона и при этом не растерять индивидуальность каждой зоны. В любом автомобиле нужды водителя и пассажиров совершенно не совпадают, но это редко принимают во внимание. В нашей модели мы создали ярко выраженную рабочую зону водителя, которая сильно отличается от зоны отдыха пассажиров. У водителя сосредоточены все технологические достижения, какие только доступны осовремененному владельцу автомобиля, включая контролер системы полного привода.

>>Как бы Вы описали портрет покупателя этого сегмента?

— Люди непостоянны в своих пристрастиях. Меняться и изменять мир вокруг себя — это так же естественно для потребителей, как и для создателей автомобилей. Во всем, что нас окружает, мы ищем креативную экспрессию. Никто не хочет выглядеть обыденно, ездить на скучных автомобилях. Работая над дизайн-проектом, мы стремились к тому, чтобы автомобиль вызывал противоречивые чувства. Получилось: он привлекательный, на нем задерживаются взгляды, и он очень надежный. И вместе с тем ничуть не менее функционален, чем другие".

Беседу вела Лариса Мищанчук (Париж)

    Реклама на dsnews.ua