• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Нетушки

Реклама на dsnews.ua
В украинской политике закончился поствыборный период охоты на "тушек". Охотники за головами принимаются за оппозиционных лидеров и региональных автори

В украинской политике закончился поствыборный период охоты на "тушек". Охотники за головами принимаются за оппозиционных лидеров и региональных авторитетов. Если последние три месяца власть переманивала депутатов под свое крыло "пачками", то теперь начинается игра по-крупному. Трансферная политика Партии регионов сфокусирована на политическую элиту, переход которой способен одновременно значительно усилить властную команду и ощутимо ослабить оппонентов.

Украинские бизнесмены-футбо­листы братья Суркисы и Ринат Ахметов никогда не допустят, чтобы игрок из киевского "Динамо" был продан в донецкий "Шахтер" и наоборот. Это дело принципа. Последним футболистом, сменившим "оранжево-черную" футболку на "сине-белую", был Сергей Ребров в 1992-м. А в нынешнем году на просьбу Григория Суркиса отпустить одного из "спецов" донецкого клуба возглавить судейский комитет Федерации футбола Украины Ринат Ахметов ответил катег­орическим отказом. "Нет, он мне в клубе нужен" — цитировал слова футбольного "противника" Суркис. В украинской политике подобные неписаные ограничения также существуют. Депутаты, которые в последние годы переходили из Партии регионов в БЮТ и обратно, неизменно получали вслед громкие обвинения в предательстве и обидное прозвище "тушка". Между тем на рынке политических трансферов время от времени заключаются сделки, которые в один ряд с "тушками" поставить никак нельзя. Это, например, переход регионалки Раисы Богатыревой в президентскую команду Виктора Ющенко, или бютовца Андрея Портнова — к новоизбранному президенту Виктору Януковичу. В этом случае речь шла вовсе не о банальном желании той или иной партии пополнить ряды очередным штыком. Каждый такой переход — результат кропотливой работы, которая проводится "хедхантерами" в индивидуальном порядке. На фоне кадрового дефицита украинские политические силы все больше внимания уделяют переманиванию авторитетных специалистов у конкурентов.

Охотники за головами
Когда речь заходит об особо ценных кадрах, которые, как известно, "решают все", в ход идут не только подручные средства, но и подручные люди. Пытаясь снять Тимошенко с должности премьер-министра в 2007 году, регионалы решили проводить переговоры с vip-персонами БЮТ через… водителей. Об этом "ВД" рассказал Андрей Сенченко, опора Тимошенко в Крыму. "К моему водителю приходит другой водитель (который, кстати, работал в штабе Литвина) и спрашивает: "А не хочет ли твой шеф провести переговоры?". Ну, я ж не буду общаться с водителем на эту тему, а мне передают: "Если будет предварительное согласие, приедете в Киев, встретитесь с людьми, поговорите. Это ваш коллега по парламенту из другой фракции". По словам нардепа, посредник озвучивал сумму в $10 млн плюс портфель вице-премьера. Правда, "соображать" пришлось бы на троих — переговорщики, кроме "головы" самого г-на Сенченко, хотели получить еще две — Велижанского и Денисовой (партнеры Сенченко по бизнесу). Впоследствии сумма возросла до $100 млн, что вполне объяснимо, ведь предметом торга были не просто "тушки", а достаточно влиятельные в крымском регионе люди и доверенные "штабисты" Тимошенко. Фамилию своего собеседника г-н Сенченко не назвал, ограничившись лишь характеристикой: "Тот, кто в ПР чаще всего этим занимается". "Мне пришлось достаточно длительное время вести переговорный процесс с БЮТ", — в интервью "ВД" в
2008 году Андрей Клюев не отрицал своего участия в переговорах. Впрочем, по неофициальной информации, это были далеко не первые и не последние переговоры Клюева с политическими оппонентами. Интересно, что сейчас работа с "кадрами", по информации источников "ВД", ведется из Кабмина, что может свидетельствовать о том, что после получения портфеля Клюев по-прежнему остается "уполномоченным парламентером". "Ко мне поступали предложения от нового правительства возглавить Фонд госимущества, поступали от первых лиц, через Каб­мин, — уклонилась от прямого ответа соц­иа­листка Валентина Семенюк-Самсоненко. — Но я сказала, что остаюсь политиком. Потому что правила игры сегодня не меняются".

"Налево" в поисках возможных профи для заполнения вакансий в своей команде смотрела и экс-премьер Тимошенко. В 2009-м БЮТ вынес на рассмотрение парламентом несколько кандидатур на освободившиеся кресла в министерствах. Одной из самых неожиданных в правительственном списке оказалась фамилия Федора Яро­шенко, на тот момент замглавы ГНАУ. Версии, по каким мотивам пост министра финансов предлагают именно Ярошенко — человеку Николая Азарова — выдвигались разные. От попыток задобрить регионалов до оплаты старых долгов перед Федором Ярошенко. Однако в близком окружении Тимошенко говорили, что она действительно хочет заполучить профессионального чиновника в свою команду. Регионалы блокировали голосование по всем кандидатам на свободные кресла, в том числе не поддержали и "своего" Яро­шенко. К слову, министерство финансов Ярошенко все равно получило — в нынешнем Кабмине Азарова.

Межсезонье
Сегодня власть укомплектована, оппозиция ослаблена — на рынке политических трансферов Украины затишье. Тем не менее на региональном уровне работа по поиску местных авторитетов идет полным ходом. В начале июня входящая в Блок Литвина Народная партия заявила о давлении на своих членов на местах. "Цель этого давления очевидна и фактически не скрывается: заставить наших однопартийцев покинуть ряды своей партии и перейти в Партию регионов" — гласит обнародованное сообщение пресс-службы НП. Впрочем, "народники" — не исключение из правила. Они в свою очередь охотятся на региональных лидеров Соцпартии. "Депутатов горсоветов, облсоветов "обрабатывают", говорят им — переходите, если хотите стать депутатами, социалисты не будут на следующих выборах иметь голосов, не пройдут", — подтверждает эту тенденцию один из лидеров СПУ Валентина Семенюк-Самсоненко.

По мнению политологов, ближе к осени активность на рынке политических трансферов будет расти. К этому времени станут очевидными проблемы и провалы в командах, которые представляют власть в регионах. Ведь основные назначения прошли по принципу политической благодарности за успешную президентскую кампанию, либо по принципу каких-то личных связей и договоренностей с Партией регионов. "Через несколько месяцев, ближе к концу года, когда обозначится непрофессионализм отдельных новых руководителей, начнутся кадровые ротации. И тогда начнут искать других людей, я не исключаю, что даже из оппозиционного лагеря, — моделирует ситуацию Владимир Фесенко, директор Киевского института проблем управления им. Горшенина. — В свое время "оранжевые" брали людей из предыдущей власти, думаю, что чуть позже так же будут действовать и регионалы. Просто сейчас полгода понадобится для того, чтобы оценить управленческие и профессиональные качества новых назначенцев, особенно в регионах".

Сами же новые "хозяева" регионов тоже не слишком спешат с критикой в адрес оппозиции, старясь сглаживать острые углы. "Я готов идти на сотрудничество с профессионалами из других партий, если это в интересах региона. Главное, чтобы подобные профессионалы там были", — мягко обозначает свою позицию по щекотливому вопросу регионал Василий Горбаль, губернатор Львовской области.

Принцев мало, и на всех их не хватает
Спрос на преданных "тушек" в украинской политике все менее актуален. Партии начинают играть в "длинную игру", которая требует хорошо продуманной стратегии и соответствующих кадров. "Сегодня власти нужно уже не механическое, нужно квалифицированное большинство, — отмечает политолог Дмитрий Выдрин. — В коалицию больше не будут брать просто "тушек". Отбор будет идти "по любви" и "по профессии". То есть тех, кто умеет работать и проявляет искренние симпатии к идеологии партии".

Реклама на dsnews.ua

Основное предложение на рынке элитных политических кадров, судя по всему, будут формировать партии второго эшелона. Опытных менеджеров и проверенных временем специалистов достаточно много в бывших парламентских партиях — СПУ и ПСПУ. Но, вне всяких сомнений, под прессингом партийных хедхантеров окажутся и парламентские фракции. Именно здесь сосредоточена элита политической профессии. Предста­вители Партии регионов, не стесняясь, ведут переговоры по этому поводу с коллегами по коалиции — Блоком Литвина и Компартией, что уж говорить об оппозиционных НУНС и БЮТ. Все идет к тому, что ближе к осени Украина станет свидетелем не одного скандального трансфера. То, что в футболе вы­глядит почти невозможным, в политике становится реальностью. Лидеры политических команд готовятся перейти в стан своих извечных сопер­ников.

    Реклама на dsnews.ua