• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Отпустите меня в Гималаи

Реклама на dsnews.ua
Пора летних отпусков у VIP-чиновников — время парадоксов. С одной стороны, официально никто из них на отдых не идет, с другой — все чаще рабочие совещ

Пора летних отпусков у VIP-чиновников — время парадоксов. С одной стороны, официально никто из них на отдых не идет, с другой — все чаще рабочие совещания и конференции проходят поближе к южным морским курортам. Как выяснилось, они копят отпускные дни на случай угрозы внезапного увольнения. Если же запасенного отпуска для этих целей не хватит, можно легко уйти на больничный. Это позволяет чиновнику оттянуть увольнение на месяцы.

Под палящим солнцем украинского лета правительственные чиновники делают все, чтобы и пляжи с достопримечательностями посмотреть, и отпуск официально не использовать. Делегация Минюста в конце июня отправилась на недельку в Брюссель. Официальная цель поездки — участие в "круглом столе". На самом деле львиную долю времени нашей делегации занял шопинг и "культурная программа". Министр культуры Михаил Кулиняк в свою очередь недавно побывал на фестивале античного искусства в Крыму. А вице-премьер Виктор Слаута в компании министра агрополитики, министра по вопросам чрезвычайных ситуаций, заместителей губернаторов по вопросам АПК и руководителей ряда государственных ведомств и служб, провели совещание в Одессе. Естественно, никто из них не отказал себе в удовольствии понежиться на морском берегу. Тем временем неиспользованные отпуска чиновников автоматически накапливаются. И в нужный момент они могут стать прекрасным оружием против внезапной отставки. Ведь согласно Кодексу законов о труде, если постановление об увольнении совпало с отпуском, любой украинец может попробовать через суд восстановиться на должности.

Привычка накапливать отпуска заметна даже у политиков высшего ранга. Экс-премьер Юлия Тимошенко взяла первый за последний год "отгул" уже после своей отставки. А президент Виктор Янукович в этом году де-юре отправится лишь на непродолжительные 10-дневные "каникулы". Идея свести официальные отпуска к минимуму, особенно в свете непродолжительной работы новой властной команды на должностях, будоражит умы государственных менеджеров. Одесский губернатор Эдуард Матвийчук даже успел предупредить сотрудников облгосадминистрации: до конца этого года никто из них в отпуск не уйдет. Это явно противоречит законодательству, зато точно передает общий настрой новой власти.

"Я думаю, губернатор ошибся", — дал осторожную оценку сомнительному заявлению министр юстиции Александр Лавринович. Впрочем, и сам он на официальный отдых в этом году не отпущен:
"У всех сотрудников министерства, кроме министра, график отпусков есть. У министров, к сожалению или к счастью, все иначе. Министр не относится к госслужащим, у него ненормированный рабочий день, но это его личная проблема". Эта "проблема" коснулась большинства министров. "Сейчас такая ситуация, что никто из руководящего состава не планирует отпуск с привязкой к конкретной дате. Все будут ориентироваться по ситуации. До последнего времени было так много задач, что пока никто об отпуске не задумывался", — пояснили "ВД" в Ми­нистер­стве агрополитики. Вполне вероятно, что членам правительства этим летом отпуск вообще не улыбнется, их заместителям если и удастся отдохнуть, то не более двух недель.

Уволить нельзя оставить
Лето-2010 стартовало под аккомпанемент кадровых чисток в министерствах и ведомствах. Это и обусловило специфику сезона. В официальный "загул" уходят многие руководители, лишившиеся своего кресла. В идеальном варианте — на основании личных договоренностей с начальством. Александр Попов, еще недавно руководивший министерством ЖКХ, а теперь назначенный первым заместителем киевского мэра, поделился с "ВД" опытом увольнения министерских начальников: "В моей практике не раз были случаи, когда подчиненный говорит, что согласен пойти в отпуск, а потом написать заявление и уволиться. Если сказать "нет", то он вообще не пишет заявление на увольнение. Тогда придется выискивать какие-то основания, которые потом могут быть конфликтными, рассматриваться в суде. Поэтому лучше найти компромисс".

В ближайшее время искать общий язык опытному чиновнику придется с заместителями столичного градоначальника. Г-н Попов как раз занимается анализом их работы, следствием чего станут кадровые чистки. В отношении этой задачи он полон оптимизма: "Что касается руководящего состава КГГА, тут вопросов с увольнением никаких нет. Когда нужно будет, мы этот вопрос решим. Я имею ввиду увольнение заместителей по собственному желанию. В отпуск пока никто не ушел". Но украинской истории известно немало случаев, когда госслужащие, не желая покидать высокие кабинеты, стремительно отбывали в спасительный отпуск или на больничный. Либо комбинировали то и другое, чтобы выиграть как можно больше времени.

У рекордсменов получалось "залечь на дно" больше чем на полгода. Ведь к ежегодному отпуску (от 30 дней) можно взять дополнительный (от 15 дней), прибавить неиспользованные "отгулы" за прошлый год и разбавить их больничными. У отдельных категорий госслужащих один только ежегодный отпуск достигает почти двух месяцев. Судьям, например, положено отдыхать 56 дней в году. Если же они находятся на госслужбе больше 10 лет, то "премируются" отпуском в 71 день. Так что, накопив за предыдущий год неиспользованный отпуск, в нынешнем судья может отправляться "на моря" больше чем на 140 дней. И это без учета больничных.

После смены власти возможностью оттянуть свой уход с помощью отпусков воспользовались некоторые назначенцы предыдущей команды. Бывший руководитель порта "Южный" Юрий Крук — один из тех, кто заявил о незаконном увольнении с должности: оно произошло в день, когда он внезапно оказался на больничном. Его отец Юрий Крук-старший, народный депутат от БЮТ заверил "ВД", что сын уже выиграл суд о незаконном увольнении: "Есть решение суда, оно было сразу после увольнения, теперь должен решать министр [транспорта и связи]. Думаю, что сын до сих пор находится на больничном".

Реклама на dsnews.ua

С аналогичным упорством в борьбе за должность приходилось сталкиваться и предыдущей власти. Порой дело доходило даже до подделки документов. Как в случае с уволенным в 2008 г. руководителем налоговой службы во Львовской области. Увольнение произошло на коллегии ГНАУ: чиновник приехал в Киев, выступил там и в тот же день получил приказ. Увольнявшая сторона утверждает, что "прощание" происходило с участием нескольких заместителей председателя ГНАУ. Опытное в таких вопросах руководство даже задало прямой вопрос: "Вы случайно не болеете"? И получило отрицательный ответ. Правда, вскоре уволенный чиновник обратился в суд с просьбой восстановить его в должности, приложив в качестве аргументов больничный. Тогда ГНАУ отделалась "легким испугом": юрдепартамент без особого труда доказал, что больничный фальсифицирован. В журнале о выдаче больничных фамилия уволенного руководителя была вписана поверх другой. Да и сам он в день ухода на больничный, оформленный во Львове, находился в Киеве. Но так легко справиться с подобного рода делами у государственных органов получается не всегда.

Судебная неразбериха
Использовать запрет на увольнение в период отпуска или болезни — прерогатива функционеров, не пребывающих на политических должностях. Членов правительства, в отличие от замминистров, болезнь или отпуск от отставки не спасет. Так гласит закон. Юристы склонны считать, что отдых или больничный не могут избавить от увольнения и других политических назначенцев — глав местных госадминистраций, генпрокурора, руководителей Фонда госимущества, Нацбанка или Госкомтелерадио. Правда, на практике эти должностные лица не раз скрывались от увольнения бегством в отпуск.

Когда в прошлом году фракция БЮТ в парламенте подняла вопрос об отставке главы НБУ Владимира Стельмаха, он тут же отправился отдыхать. Два года назад генпрокурор Александр Медведько ушел на больничный в день, когда под ним зашаталось кресло. А экс-руководитель Фонда госимущества Валентина Семенюк-Самсоненко, уволенная парламентом в декабре 2008 г., даже попыталась оспорить свое освобождение от должности в суде, апеллируя к болезни. По ее словам, в день отставки ей стало плохо на рабочем месте, она вызвала скорую и взяла больничный. Однако суд принял решение не в ее пользу. Правда, вовсе не на том основании, что Верховная Рада может уволить главу ФГИ в любой момент. Ответчик предпочел доказать, что во время голосования под куполом г-жа Семенюк находилась на рабочем месте, подписывала документы, а после даже успела дать пресс-конференцию для прессы.

Теперь экс-глава ФГИ использует в судах другие аргументы: "Я нахожусь на уровне Высшего апелляционного суда. Пытаюсь доказать, что это было незаконное увольнение. У меня даже не указана причина увольнения. За четыре года я ни разу не отчитывалась в Верховной Раде. Судятся и мои уволенные заместители. Все они почему-то были уволены по разным процедурам, которые зависели от желания тогдашнего премьера".

Впрочем, лазейки в украинском законодательстве относительно увольнения во время болезни и отдыха существуют даже для политических назначенцев. Оксана Войнаровская, адвокат и советник юридической фирмы "Василь Кисиль и Партнеры" отмечает: "Закон "О Кабинете Министров Украины" — единственный нормативный акт, где есть указание на нераспространение трудового законодательства (запрета на увольнение во время отпуска или болезни) на лиц, занимающих политические должности. В отношении других лиц на политических должностях прямой нормы права подобного рода нет. А поскольку четкое разграничение политических и неполитических должностей в законодательстве отсутствует, судебная практика по поводу прекращения государственной службы и распространения на них трудовых гарантий при увольнении во время отпуска не является единообразной".

Увы, законодательный запрет на увольнение во время отпусков или болезни за последние десять лет превратился в инструмент, с помощью которого высокопоставленные чиновники добиваются возвращения на должность. Отказаться от этой нормы значило бы ограничить права госслужащих. Да и вносить уточнения в законодательство относительно политических увольнений действующей власти невыгодно. Ведь на месте ушедших когда-нибудь окажутся нынешние руководители. Так что юридическим департаментам министерств и ведомств не остается ничего другого, как тщательно собирать доказательства того, что больничный или отпуск уволенного лица — фиктивны. Успех этого мероприятия — дело не только техники, но и везения.

КАК ОТДЫХАЛИ ЧИНОВНИКИ В ЭТОМ ГОДУ
    Реклама на dsnews.ua