• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Имперский мэр

Реклама на dsnews.ua
Заявления Лужкова о возвращении Севастополя "в лоно России" — не более чем попытка "местного" пиара.

Заявления Лужкова о возвращении Севастополя "в лоно России" — не более чем попытка "местного" пиара.

Деяния Юрия Лужкова лучше всего описывают слова из украинского народного фольклора: "Наша пісня гарна й нова, починаймо її знову". Бессменный мэр Москвы, не покидающий это кресло с 1992 г. и сидящий в нем вот уже пятый срок, постоянно твердит о том, что Севастополь нужно вернуть "в лоно России". Очередной "выхлоп" случился 19 июля с. г. на пресс-конференции в Москве: "Я свои заявления по Севастополю сделал осмысленно и обоснованно — никаких изменений моей позиции по статусу Севастополя нет и не будет".

Казалось бы, все ясно: "имперски" настроенный Лужков в очередной раз вышел помахать кепкой и показать "младшему брату", кто в Севастополе хозяин. Однако почему же он сделал это именно в Москве? Скорее всего, потому, что именно там и находятся настоящие адресаты его высказывания о Севастополе. Такую точку зрения высказал "ВД" глава Института публичной политики Виктор Чумак: "Это заявление было сделано для внутреннего потребления, поскольку Лужков набирает баллы в России. Ему указали на его место в политике — региональный уровень. Хотя мэр Москвы — должность очень высокой значимости".

Впрочем, и с этой должностью у Лужкова вскоре могут быть проблемы. Вадим Карасев, глава Института глобальных стратегий, полагает, что Лужков сейчас "ходит под угрозой отставки". Дело в том, что российская власть взялась за "старых губернаторов", которые сидели на своих постах на протяжении такого же времени, как Лужков на посту московского мэра, и теперь увольняет их с должностей. И все эти высказывания — не более чем попытка напомнить о себе и заработать пару дополнительных баллов у москвичей.

Зачем Лужкову это нужно? Чтобы перевести свою отставку из административно-кулуарного аспекта в политический, уверен г-н Карасев. Для этого он и апеллирует к патриотически настроенному московскому электорату. Что является сугубо "местечковым" политическим интересом.
А что же Украина — ведь в очередной раз под сомнение по­ставлена неприкосновенность и территориальная целостность государства? Реакция была, мягко говоря, вялой: с требованием объявить Лужкова персоной нон грата выступил только нардеп от группы "За Україну!", член комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Иван Стойко, написавший депутатское обращение в СБУ и МИД.

МИД, впрочем, уже не тот, что был в 2008 г.: если в прошлый раз подобное заявление обернулось для Лужкова запретом на въезд в страну, то сейчас его "слегка пожурили" — 20 июля спикер МИД Украины Александр Дикусаров выразил надежду на то, что "руководство России будет соблюдать принцип территориальной целост­ности Украины и будет уважать суверенитет нашего государства".
Впрочем, Лужков — это не руководство России. А что касается этого самого руководства — ни президенту Дмитрию Медведеву, ни премьеру Владимиру Путину такие заявления делать просто незачем, уверен Карасев: "Зачем Кремлю что-то говорить о Севастополе, если они и так его уже получили?".

Дорого обошелся
Реклама на dsnews.ua

Лужкову его предыдущий выпад в сторону территориальной целостности Украины: после того как 11 мая 2008 года он в Севастополе заявил, что этот город как военно-морская база СССР и России никогда не передавался Украине и должен быть возвращен России, СБУ уже 12 мая запретила ему въезд в страну, а президент Виктор Ющенко осудил заявления мэра Москвы. На что Москва в лице своего представителя в Совете Федерации Олега Толкачева отреагировала в стиле "оранжевые" власти во главе с Ющенко страшно испугались".

Однако власти в Украине меняются, а Лужков остается прежним. Новый президент Украины Виктор Янукович отменил для Лужкова статус персоны нон грата. Лужков же подарил Януковичу на день рождения чашу "братина", из которой строительная бригада "вместе пьет то, что в эту чашу налито, что налито — догадайтесь сами". Что, однако, не помешало ему тут же высказать совершенно не братские мысли. Хотя Янукович, похоже, и не обиделся вовсе. По крайней мере, его реакция на момент сдачи номера в печать озвучена не была.

    Реклама на dsnews.ua