• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Проще — некуда

Реклама на dsnews.ua
Малый и средний бизнес не имеет лоббистов во власти, что и показал проект Налогового кодекса. "ВД" решила выступить в защиту этой самой активной части

Два десятка независимых профессий могут быть вычеркнуты из легального бизнеса в случае обретения Налоговым кодексом законной силы. Документ уже принят в первом чтении 7 октября. И, учитывая форсированное его продвижение, у предпринимателей осталось совсем мало времени, чтобы защитить право на свое место под солнцем.

Занятость для избранных
"Больше, чем я плачу сейчас, будучи на едином налоге, государство от меня вряд ли получит. А вот головной боли в виде дополнительной отчетности для меня добавится", — эмоционально говорит Тимур Шакиров, директор интернет-проекта Strahnadzor.ua. Доход частному предпринимателю приносит финансовое посредничество и интернет-реклама. Оба этих вида деятельности исключаются, согласно проекту Налогового кодекса, из перечня видов бизнеса, допущенных для ведения по упрощенной системе.

Для Тимура Шакирова это означает, что вместо 200 грн. ежемесячного налога ему придется платить в казну сумму минимум в 3,5 раза большую. Казалось бы, цифры не столь велики. Но, чтобы заплатить их, минимальный легальный доход предпринимателя должен составлять свыше 2000 грн. в месяц. И это — без учета расходов на оплату интернета, аренду помещения, расходные материалы и т. д. Все это предпринимателю придется оплачивать за счет полученного дохода, с которого также будет взыскан 15%-й налог. "Даже если у меня на счету — дырка от бублика, нужно будет искать деньги, чтобы показать налоговикам начисление зарплаты самому себе. Хотя мой бизнес — нестабильный и в какой-то месяц дохода вообще может не быть", — говорит г-н Шакиров.

По этой же причине о смене рода деятельности придется задуматься многим страховым агентам. Полисы большинства СК продают сотни, а то и тысячи предпринимателей, живя за счет комиссионных. Только пятая их часть имеет такие обороты, что может перейти на общую систему налогообложения. Остальные останутся в профессии только в случае зачисления в штат СК. Но содержать такое количество сотрудников, неся 45%-ю нагрузку на фонд оплаты труда, могут позволить себе единицы СК. "С принятием НК их просто невозможно будет содержать, платя реальные зарплаты, — поясняет Ибрагим Габидулин, директор компании "Дедал" (страховой брокер). — Самыми большими расходами у брокера являются зарплата и премии служащим, которые могут составлять приблизительно 50-60% всех расходов, у СК эти расходы еще выше".

Большинству легально работающих предпринимателей, которых проект НК вынудит перейти на общую систему налогообложения, придется взвалить на себя еще и груз администрирования платежей. Отдав это задание на аутсорсинг, ЧП-шник будет вынужден еще и оплачивать услуги бухгалтера (минимум 500 грн. в месяц). "Для ведения учета придется нанимать специального человека, платить ему зарплату, соответственно, производить отчисления в фонды, в т. ч. пенсионный, безработицы, несчастных случаев. Есть, безусловно, вариант разобраться во всем самому, но тогда будет просто некогда работать", — разводит руками Тимур Шакиров.

Не на тех напали
Из-под упрощенной системы проект Налогового кодекса выводит 26 видов деятельности. В отношении ряда бизнесов запрет справедлив: трудно представить себе малое предприятие, которое занимается добычей полезных ископаемых или производством горючего. Но в список попали два десятка видов коммерческой деятельности, которую ведут компании со штатом один-три человека. И большинство из них — далеко не "махинаторы", о которых говорит премьер-министр Николай Азаров, объясняя логику действий власти в отношении "упрощенцев". Так, по данным ГНАУ, в 2009 г. объем выручки у 85,5% плательщиков единого налога — физлиц не превышал 300 тыс. грн. в год, или 25 тыс. грн. в месяц. Лишь 9,5% физлиц — предпринимателей на "упрощенке" получали выручку более 400 тыс. грн. Оборот в 25-33 тыс. грн. — это явно не те суммы, которые прокручиваются для получения "черного нала".

За девять месяцев с. г. налоговая милиция обнаружила 26(!) частных предпринимателей — физических лиц, причастных к деятельности конвертационных центров. При том, что в стране работают в качестве СПД около 2,5 млн физлиц. Любопытно, что ГНАУ так и не смогла предоставить "ВД" статистику о масштабах нарушений "единоналожников" в разрезе видов бизнеса, выводимых из-под упрощенной системы налогообложения. "Нарушения налогового законодательства со стороны СПД сегодня приобретают размах. Физлица-предприниматели идут на упрощенную систему налогообложения с целью получения доходов и уклонения от налогообложения", — пояснили "ВД" в пресс-службе ГНАУ.

Реклама на dsnews.ua

Предприниматели — собеседники "ВД" убеждены, что цели, которые декларирует правительство (борьба с уклонением от уплаты налогов), не будут достигнуты. "Оптимизация работает не через упрощенную систему, а через фиктивное предпринимательство, которое никак не связано с видом деятельности. Сегодня фиктивное ЧП может, скажем, производить макароны, завтра — заниматься посредничеством, после­завтра — еще чем-то", — поясняет нардеп Николай Катеринчук, в прошлом — замглавы ГНАУ.

По данным налоговой милиции, 95% "уклоняющихся" работают через "фирмы-однодневки" или "фирмы-бабочки". Такие ЧП регистрируются на срок до года В самой схеме могут участвовать десятки или даже сотни ЧП, через которые "разбрасываются" суммы конвертации. Представители самой налоговой милиции высказывали мнение, что решать проблему ухода от налогов нужно путем ужесточения мониторинга лиц, регистрирующих новые ЧП (см. "Уход "в тень", "ВД" №48, 2008 г.). Например, при регистрации проверять, не украдены ли документы, на которые регистрируется компания, вменяем ли их хозяин. "Фиктивные фирмы регистрируются на фальшивые паспорта либо на людей со справками о недееспособности, которые автоматически освобождаются от уголовной ответственности, либо тех, кого нельзя найти", — говорит г-н Катеринчук. В этом направлении борьбу нужно вести не столько законодательно, сколько на местах регистрации. До тех пор, даже в свете Налогового кодекса, лазейки для теневого "налоготворчества" останутся.

Вместе — дороже
Двумя основными трендами после принятия НК станут консолидация бизнеса и подорожание целого ряда услуг. "Мой проект Strahnadzor.ua можно считать старт-апом, до серьезной прибыли еще далеко. Ведение бухучета на аутсорсинге стало бы для меня выходом, но и ему Налоговый кодекс тоже "обрезает крылья". Придется искать другие альтернативы — например, примкнуть к крупному интернет-холдингу", — рассуждает Тимур Шакиров, директор интернет-проекта "Strahnadzor.ua. Шакиров". Так, объединяться ради выживания будут интернет-проекты, юристы, аудиторы, консультанты, торговцы секонд-хенд, небольшие интернет-провайдеры в регионах. Впрочем, этот тренд лишь ускорит процессы "слияния маленьких", спровоцированные экономическим кризисом (подробнее — см.
"Сила единства", "ВД" №21 с. г.). Последствием станет и повышение спроса на ряд услуг, как то ведение бухгалтерии на аутсорсинге. А безвыходная ситуация у предпринимателей может стать поводом для многих компаний, ведущих бухгалтерское и юридическое сопровождение малого бизнеса, поднять ценовую планку (см. блиц-опрос, стр. 26).

Страна индивидуальных услуг
В преддверии принятия Налогового кодекса легально работающие предприниматели уже ищут обходные пути, чтобы остаться в рамках упрощенной системы налогообложения. Для этого многие по­пытаются перерегистрироваться, изменив сферу деятельности на "предоставление индивидуальных услуг" или "деятельность в сфере информатизации". Последнее направление, в частности, может быть востребовано небольшими интернет-провайдерами, интернет-магазинами, консультантами. Однако поможет этот сценарий не всем. Например, согласно НК, ставки налогов для СПД в сфере информатизации составляют 1000 грн. в месяц — при ведении деятельности только в рамках места регистрации лица, и 1500 грн. — при работе на всей территории Украины. При этом налог в сфере информатизации составит 18 тыс. грн. в год. По подсчетам Бюро Бизнес Инжиниринга, чтобы оплата такой подати была обоснованной для развития и работы фирмы, ежемесячный доход должен составлять более 10 тыс. грн. Но далеко не все СПД-шники зарабатывают такие деньги. Их деятельность "стихийна" — в один месяц они могут получить десятки тысяч, в другой — сработать "в минус". И выплачивать 18 тыс. грн. может оказаться просто не из чего.

С "предоставлением индивидуальных услуг" проще — пока что накрутки единого налога по повышенной ставке для них не предусмотрено. Сегодня, по подсчетам Госкомпредпри­нимательства, этот вид деятельности ведут 62,8 тыс. физлиц. Не исключено, что к концу "переходного" года количество "индивидуальщиков" возрастет в разы. Здесь все зависит от политики налоговых на местах. Например, как рассказали "ВД", предприниматели уже обращаются к представителям налоговой с целью перерегистрации, но безрезультатно. "Свидетельства единого налога выписывают местные власти, и каждый по-своему пишет вид деятельности, так как они могут не совпадать с классификацией. Если Налоговый кодекс примут, местные советы еще должны будут привести в соответствие с ним свои классификации, а это займет время. Пока моему бухгалтеру вообще непонятно, что будет", — рассказал "ВД" владелец малого бизнеса, пожелавший остаться неназванным. Точки в процессе с переходом малого бизнеса на общую систему налогообложения расставит первый год массовой перерегистрации — если новшества вступят в силу в 2011 г., то к следующему декабрю будет понятно, кто из компаний остается, а кто уходит с рынка.

    Реклама на dsnews.ua