• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Виталий Хомутынник: "Если бы не злоупотребления, то единый налог никто бы не трогал"

Реклама на dsnews.ua

Объективка
Кто:
Виталий Юрьевич Хомутынник,
родился 4 августа 1976 г. в г. Макеевка Донецкой области.

Образование:
Окончил Донецкую государственную академию управления, специальность "финансы и кредит", и Национальную юридическую академию Украины им. Ярослава Мудрого по специальности "юриспруденция". Заслуженный экономист Украины.

Карьера:
1991-1993 гг. — сотрудник госпредприятия "Специализированное управление рекультивации и механизации строительства".
1993-2001 гг. — руководитель частного предприятия "Каскад".
1998-2002 гг. — депутат Центрально-городского райсовета Макеевки, глава бюджетной комиссии.
2001-2002 гг. — генеральный директор ЗАО "Спецодежда".
2002-2006 гг. — народный депутат Украины.
С 2006 г. — глава наблюдательного совета Моторного (транспортного) страхового бюро Украины.
2006-2010 гг. — народный депутат Украины, заместитель главы парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности.
С сентября 2010 г. — глава парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.

Семья:
Женат, воспитывает сына.

Наша статья о профессиях, которым грозит исчезновение после принятия Налогового кодекса (см. "Проще — некуда", "ВД" №42 с. г.), вызвала небывалый резонанс среди читателей. Редакция получила множество обращений от малых предпринимателей, ведущих деятельность в сфере инжиниринга, телекоммуникаций, интернет-торговли, HR-консультаций, технических исследований, бухучета и юрис­пруденции. Одни единоналожники ищут обходные пути — перерегистрация под другие виды деятельности или дробление своих ЧП на несколько — только бы удержаться на едином налоге. Другие готовятся к массовой ликвидации и боятся, что с нового года им придется встать на биржу труда.

Их опасения неслучайны. Достаточно вспомнить историю появления единого налога. После экономического кризиса 1998 года инфляция подскочила до 350% годовых, а количество безработных достигло критического уровня в 2,94 млн человек против 1,4 млн на год 1995-й. Для спасения ситуации в конце 1998 г. указом президента Леонида Кучмы в стране был введен единый налог для мелкого бизнеса. Власть бросила клич: если не можете найти себе работу, трудо­устраивайтесь сами, то бишь становитесь бизнесменами. А мы вам даем упрощенную систему налогообложения.

По оценкам Национального форума профсоюзов Украины, к середине 2010 г. в сфере малого бизнеса были задействованы 6 млн украинцев, включая наемных работников. Уже прошедший первое чтение в парламенте Налоговый кодекс грозит самозанятым не только повышением порога выживаемости, но и новыми очередями в центрах занятости. При худшем сценарии изменение фискальных правил побудит многих к прекращению официальной предпринимательской деятельности. Часть сотрудников попросту придется уволить. Например, из-за нормы, запрещающей "упрощенцам" держать штат свыше двух человек, включая самого предпринимателя.

Реклама на dsnews.ua

"ВД", вооружившись вопросами самих предпринимателей, обратилась за объяснениями к законодателям, от которых зависит будущее малого бизнеса в стране. Об изменениях, которые уже включены в подготовленный ко второму чтению проект Налогового кодекса, и новшествах, ожидающих "упрощенцев", "ВД" рассказал Виталий Хомутынник, народный депутат, глава парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.

Налоговый кодекс "выводит" из-под единого налога 26 видов деятельности. Объясните, на основании чего они отбирались?
— Я так и не увидел обоснования по видам бизнеса, которые нельзя вести по упрощенной системе. Поэтому мы сейчас проводим в комитете собственное исследование. Я рекомендую убрать торговцев секонд-хендом из "черного списка" профессий. Очень активно в комитет обращается IT-сектор: региональные провайдеры связи, онлайн-магазины. К сожалению, у авторов Нало­гового кодекса есть мнение, что сфере информатизации присущи злоупотребления. И в отношении IT-бизнеса ведется дискуссия, промежуточного решения по которой мы ждем до конца октября.

А чем аргументировано поднятие планки единого налога до 1500 грн. при ведении бизнеса не по месту регистрации?
— Нами найдено согласие с Госкомпредпринимательства и Минфином в этом вопросе, поэтому ко второму чтению документа предлагается снизить эту ставку до 600 грн.

Почему деятельность по информатизации оставляют на едином налоге, но с ежемесячной ставкой в 1000 грн., тогда как другие "упрощенцы" будут платить 600 грн.?
— Ставка единого налога для них предлагается в размере 1000 грн. независимо от места деятельности и рентабельности этого бизнеса, которая считается выше, нежели у других видов предпринимательской деятельности.

Есть "упрощенцы" со штатом до десяти человек. Кодекс ограничивает количество служащих двумя сотрудниками. Куда деваться остальным?
— Комитет рекомендовал увеличить количество наемных работников, которые могут работать с "упрощенцами", до четырех человек. Эта рекомендация услышана и согласована.

Четыре человека — это не мало?
—Мы постараемся сделать больше. Есть и другие институции, которые могут повлиять на данную норму кодекса. Например, президент может воспользоваться правом вето. Возможно, они посчитают, что четыре сотрудника для СПД — это мало, и в результате кодекс разрешит нанимать и шесть, и восемь человек.

Основные аргументы инициаторов кодекса в пользу ограничения наемного труда для "упрощенцев": единоналожники используются в схемах уклонения от налогов и социальных взносов. Однако для предпринимателей на едином налоге уже увеличили начисления по социальным фондам — и риска недостачи сборов в Пенсионный фонд и фонды соцстраха уже нет. "Юрлица используют "упрощенку", чтобы уходить от налогов".

Авторы Налогового кодекса неоднократно подчеркивали, что через единый налог процветают схемы оптимизации. Вы согласны с этим?
— Конечно. Например, я проводил анализ деятельности супермаркетов с украинскими собственниками и иностранными владельцами. Иностранные сетевые маркеты платят налоги на уровне 2-3% от оборота. Отечественные — 0,1%! Потому что товар, закупаемый отечественными магазинами, проводится через "упрощенцев". Юрлица используют их как буфер между производителем товара и магазином, который продает товар потребителю. Чтобы спрятать дельту. Магазин должен с этой дельты заплатить и НДС, и налог на прибыль. А "упрощенец" — 200 грн., а вся дельта остается у владельцев супермаркетов.

Похожая ситуация сложилась с арендой. Крупные арендодатели, торговые центры "дробятся" на "упрощенцев". Скажем, человек на едином налоге арендует площадь за 100 грн., сдает — за 1000 грн. Примеров — множество. Но параллельно с ними значительная часть людей ведет честную деятельность по упрощенной системе. Они должны понимать, что если бы злоупотреблений не было, то вопрос с единым налогом вообще бы не поднимался.

И подобные схемы будут перекрыты кодексом?
— Да. К примеру, документом вводится фискальная норма, по которой товар и услуга, покупаемая у единоналожника, не может относиться на валовые расходы предприятия. Ведь что происходит сейчас? Предприятие нанимает штат "упрощенцев", закупая у них услуги: ремонт техники, уборку офиса, консультации. Уплаченные за эти услуги деньги списываются на затраты, тем самым уменьшается размер налогооблагаемой прибыли. Потом деньги за такие услуги возвращаются на предприятие, через аффилированных "упрощенцев". Получается "схемотехника", которую кодекс перекрывает.

Но, кроме "схемотехников", есть люди, которые работают честно, но из-за данной нормы обращаться за их услугами заказчикам-юрлицам будет невыгодно и дорого. Что делать этим предпринимателям?
— Администрация президента уже предложила решение: относить на валовые затраты покупку товаров и услуг у единоналожников, но только при наличии чека и кассового аппарата. Мы сейчас обсуждаем данное предложение.

По данным ГНАУ, с января по октябрь с. г. обнаружено всего 26 конвертационных центров на упрощенной системе. Почему тогда на миллионы "упрощенцев" "вешают" и этот грех?
— Конвертационные центры процветают, но они связаны не с едино­наложниками, а с конторами, которые прокручивают через себя миллионные обороты, а потом банкротятся. Такие схемы возможны из-за недоработок налоговых органов. Без налоговых администраций вся эта процедура невозможна в принципе! Чтобы бороться с конвертацией, нужна только добрая воля самой налоговой.

Ваш комитет получал рекомендации или предложения по кодексу от ГНАУ?
— Я вижу на сегодняшний день пассивное участие со стороны ГНАУ. Тем не менее я думаю, что они справятся со всеми новшествами. "Местная власть решит, кому давать налоговые льготы, а кто готов платить".

Кодекс предусматривает максимальный оборот для "упрощенца" в 300 тыс. грн. в год. Вы рекомендуете ее пересмотреть?
— Проблема в том, что норма в 300 тыс. грн. оборота для "упрощенцев" включена в Меморандум о сотрудничестве Украины с МВФ. Однако в Меморандуме сказано, что норма в 300 тыс. грн. обусловлена тем, что порог регистрации плательщика НДС должен начинаться с 300 тыс. грн. Комитет готовит рекомендации, по которым и максимальный оборот для единого налога, и порог регистрации плательщиков НДС составят 500 тыс. грн. Думаю, что эта норма будет принята.

Есть малые предприниматели, работающие всего с одним клиентом. Что им делать после принятия кодекса, учитывая, что документ запрещает "упрощенцам" получать более 50% дохода от одного заказчика?
— Комитет будет эту норму снимать и рекомендовать Верховной Раде не принимать это ограничение.

Какие переходные периоды предусмотрены кодексом?
— Мы планируем ввести трехмесячный переходный период для торговых рынков. Он придется как раз на I квартал 2011 г. Для рынков мы снимаем рыночный сбор и фиксированный налог, оставляя только единый налог и убрав нижнюю планку налога. То есть ежемесячная ставка будет составлять от 0 до 600 грн. в городах с населением от миллиона человек и от 0 до 200 грн. — по стране. Кто сколько будет платить, определят местные советы. Если местная власть видит, что рынок только открывается, они могут, допустим, на три года предоставить ему нулевую ставку единого налога.

Как может вырасти уровень "тени" после принятия кодекса?
— Задача Кодекса — тенизацию снизить. Для этого мы вводим стимулирующие факторы по кассовым аппаратам. Во-первых, единый налог будет уменьшаться на сумму покупки кассового аппарата. Во-вторых, предприниматели, имеющие кассовые аппараты, получат привилегии: именно они смогут повышать объем годового оборота с 300 тыс. до 500 тыс. грн., нанимать больше работников и оказывать предприятиям услуги, относимые на валовые затраты. Эта норма не всем нравится, но во всем мире используются кассовые аппараты. И в такси, и на рынках — везде! Потому что через малый бизнес проходят громадные денежные потоки. И если их не учитывать и не фиксировать, получается "тень".

Когда планируется выносить Налоговый кодекс на второе чтение?
— Предварительно 4 ноября. Но с тем массивом вопросов, которые у нас есть, мы можем не успеть. Скорее всего, окончательное принятие кодекса состоится 18 ноября.

    Реклама на dsnews.ua