• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Зерно на миллионы

Реклама на dsnews.ua

В украинских портах зерно повсюду: в трюмах кораблей, на портовых элеваторах, в вагонах, вереницы которых стоят в очереди на разгрузку. Неподалеку стоят машины с зерном и тоже ждут своего часа. А в это время далеко в столице экспортеры пытаются решить спорные вопросы и пробить себе разрешение в виде квоты и лицензии на вывоз пшеницы или ячменя.

Но правительству не до разрешений. У властей свои заботы: пустота государственных закромов красноречиво говорит о том, что необходимо срочно их наполнять. Ведь деловитые трейдеры, стремящиеся снять сливки с ажиотажного рынка (в Австралии прогнозируют низкий урожай), могут довести страну до глобального дефицита хлеба. И как пару сезонов назад, весной придется завозить пшеницу, но уже намного дороже. Правительство уже повысило коридор цен на закупаемое в ресурс зерно, но пока безрезультатно.

В схватке за право распоряжаться рынком потери несут и власти, и трейдеры. Но цена вопроса для компаний, по предварительным расчетам, может вылиться в три месяца минимальных объемов экспорта, что в переводе на деньги может означать потерю не менее $350 млн (неустойки по контрактам и потеря в цене). Только делиться еще незаработанным, но уже посчитанным, ой, как не хочется. Но поступиться все же придется, и не только принципами, но и деньгами. Сколько и как — разбиралась "ВД".

Боевые действия

В зерновую войну с Кабмином не втянулся разве что ленивый. Дошло до того, что вспомнили о МВФ, и последний, как в старые добрые времена, встал на защиту "обездоленных" трейдеров. Последние же готовы локти себе кусать: в кои веки была возможность заработать на тонне зерна вместо усредненных и стабильных $3-5 до $30 и больше, но вовремя не сориентировались. Вместо того чтобы пойти навстречу правительству и помочь ему решить вопрос формирования продовольственного запаса, трейдеры умудрились "кинуть" Кабмин по-крупному. Пообещав чиновникам воздержаться от активных закупок на рынке зерна в течение двух недель, некоторые особо ретивые компании тут же нарушили взятые на себя обязательства, на корню убивая попытки государственного Аграрного фонда закупить необходимое количество зерна. Власти вначале просто рассердились — они "предложили" трейдерам поделиться уже купленным. По словам президента Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Владимира Клименко, перед тем как ввести лицензирование и квотирование экспорта зерна, представители органов власти обращались к трейдерам с просьбой продать в госзапасы 200 тыс. т зерна по заниженной цене. "Были определенные правила игры, по которым люди работали. А потом им говорят: мы знаем, что ты купил зерно и у тебя есть внешнеэкономические контракты, но это неважно. Ты нам продай его на $20 дешевле. И никого не волнует, какие убытки ты потерпишь", — рассказал г-н Клименко "ВД". Вместе с тем, справедливо и другое: правительство, подписавшее, кстати, меморандум о дружбе и сотрудничестве с трейдерами, предложило участникам рынка не самый плохой для них вариант. Суть следующая: средняя сентябрьская цена составляла 800 грн./т за пшеницу 3-го класса. Власти, рассчитывая на понимание, готовы были платить по 700 грн., несколько повысив свой же коридор, поскольку минимальная цена на пшеницу 3-го класса равна 690 грн./т. А с учетом того факта, что весной частники контрактовали зерно по цене порядка 400-500 грн. или покупали из-под комбайна по цене 600 грн./т, предложение выглядело как минимум конкурентным. А если поверить участникам совещаний с правительством, то взамен Кабмин пообещал не мешать трейдерам в течение всего сезона и даже решить вопрос из вопросов — возмещение НДС при экспорте. Подытожим: мало того, что частники не в убытке, мало того, что заработок от продажи тонны зерна будет выше средней маржи на $3-5 на тонне, так еще и возврат НДС из бюджета гарантирован. Однако трейдеры решили играть ва-банк.

Симптоматично, что за все время противостояния ни одна из компаний не выступила с открытым забралом. Эта миссия была возложена на ассоциацию УЗА, или же сама ассоциация добровольно решила "защитить" участников рынка. В ответ на действия УЗА правительство, недолго думая, ввело лицензирование экспорта пшеницы, а затем буквально следом — и квотирование экспорта зерна до конца 2006 года. Квоту установили на уровне 1,6 млн т. Кстати, этот объем уже выбрали те, кто сообразил и был первым. Но все равно пользы мало. Квоты поделили, ряд компаний, использовав все средства (сидение в различных приемных Минэкономики, звонки на мобильные различным влиятельным людям, встречи с важными людьми, раздачу бонусов и прочее), получили лицензии, но зерно так и не ушло! Из последней "фронтовой" сводки по Кабмину, ситуация следующая: Минэкономики, подписав несколько лицензий, теперь пишет объяснительную на имя вице-премьера Андрея Клюева на тему: "Почему лицензии начали выдавать, а его не поставили в известность?". Читай: "Почему схемы были построены мимо Клюева, и в каких кабинетах осели денежные знаки от трейдеров?".

А зерно тем временем накапливается в портах и контракты выполнять все равно надо. Транснациональные компании решают вопрос за счет закупки зерна на других рынках. Компании поменьше просто не перекрывают контракты, уповая разве что на Бога... И, естественно, теряют деньги. Если средняя цена закупки 550-600 грн./т, без привязки к какой-либо культуре, то получается, что компании ежемесячно теряют порядка $100 млн из-за того, что не смогли договориться с правительством. К этой цифре надо добавить и плату за простои кораблей, штрафы, пеню за невыполнение контракта в сроки или же расходы на обеспечение поставок зерна из других стран (а ведь украинские цены самые низкие!). "Административные расходы" ( проще говоря, взятки за лицензии ) — еще один пункт, списываемый на потери. Еще в последнее время на рынке появилась информация об акции "По два доллара с тонны". Сие означает, что если вам надо вывезти зерно, а квоты и лицензии нет, то, заплатив по $2 с каждой тонны, готовой к отгрузке, вы со временем получите возможность вывезти зерно. Утверждать, что это правда, с категоричностью нельзя. Но если есть слухи, значит, есть схемы. Дыма без огня не бывает...

Реклама на dsnews.ua

Провальные госзакупки

На самом деле никакого конфликта не было бы, если бы участники зернового рынка вошли в положение властей. Дело в том, что из-за различных политических событий и переговоров, созданий коалиций и прочее, о рынке зерна Кабмин вспомнил только в сентябре и вдруг обнаружил, что закрома пустые. В настоящее время какую-то виртуальную цифру наличия зерна называют только области. По оперативной информации, запасы зерна в региональных ресурсах составляют 1,8 млн т. Реально это зерно не принадлежит госадминистрациям и не оплачено за счет областного бюджета. Это, как правило, ресурсы крупных мукомольных и хлебопекарских предприятий, но, так или иначе, хоть что-то. На уровне же госзапасов ситуация критическая.

Госрезерв из-за частой смены руководства и неразберихи с порядком проведения конкурсов-тендеров вопрос закупки 400 тыс. т зерна, которые обещал купить до октября, так и не решил. И, скорее всего, не решит.

Что касается госкомпании "Хлеб Украины", то ее руководство, во-первых, ведет себя тише воды, ниже травы. И не исключено, что новый глава ГАК Виктор Бондаренко глубоко в недрах компании ведет активную подготовку к ее приватизации, точнее, оставшихся активов. Денег на закупки продзерна этот "госмонстр" вряд ли найдет — долгов перед частными компаниями и обязательств перед госбюджетом у него все больше. Не следует также сбрасывать со счетов тот факт, что в этом году ГАК "пинают" как футбольный мячик: то в подчинение Минагрополитики, то обратно в объятия Кабмина.

Еще один госоператор, Аграрный фонд, и рад был бы закупить зерно, так извечная проблема — отсутствие необходимого количества денег. В бюджет, конечно, эти средства были заложены, но записанные 685 млн грн. числятся в графе "спецфонд" (возврат ранее выданных бюджетных займов аграриям). Учитывая, что процент возврата равен "минус два", можно не строить догадки, а просто сделать вывод, что поручения закупить 565 тыс. т продовольственного зерна в резерв Агрофонд не выполнит. Хотя главное аграрное ведомство, в подчинении которого находится фонд, и верит в то, что до 1 декабря обеспечит формирование резерва в этом объеме, но кроме Минагрополитики доверчивых больше нет.

По данным Минагрополитики, Аграрный фонд заготовил 203 тыс. т продовольственного зерна урожая 2006 года. При ежемесячной потребности внутреннего рынка в продзерне на уровне почти 800 тыс. т цифра потрясает воображение. О причинах отсутствия закупок зерна в госресурсы можно только догадываться. Косвенное влияние оказали мировые рынки со своими засухами, плохими прогнозами и прочее. Если короче, то сегодня у государства фактически нет запаса зерна на всякий непредвиденный случай. Тут хочешь, не хочешь, а правительству во главе с Виктором Федоровичем надо принимать меры. Во время своего первого премьерства Янукович в полной мере прочувствовал, что такое зерновой кризис и чем он чреват и для правительства в целом, и для премьера в частности. Посему правительство и было вынуждено предложить участникам рынка несколько схем, каждая из которых решала главный вопрос — наполнение госресурсов.

В преддверии пирровой победы

Но вместо того чтобы войти в положение власть предержащих, и если не помочь, то хотя бы посочувствовать, трейдеры совершили еще одну ошибку. Быстро сообразив, что если закрома пусты, то, вывезя зерно, можно заработать дважды. Сейчас — на экспорте, а весной — на импорте. Тем более когда стоит вопрос о продовольственной безопасности страны, то власти не мелочатся. Поэтому вместо того чтобы предложить механизм или систему решения наполнения государственных закромов, и не разовую, а рассчитанную на годы, компании-экспортеры начали возмущаться и критиковать власть, угрожая судами. Как известно, зерновой рынок хотя и большой, но ему очень далеко до металлургического и нефтяного. Между тем металлурги и нефтяники из года в год предпочитают договариваться с чиновниками, а не демонстрировать, кто в доме хозяин...

В итоге, высокими ценами на зерно в мире не сможет воспользоваться никто из представителей украинского рынка. Во-первых, проиграли аграрии. Производители зерна продали урожай еще до уборки взамен на топливо по эквиваленту или сразу же из-под комбайна. Продали хотя и не в убыток, но и не по нынешним ценам, а, соответственно, получили много меньше возможного.

Ситуацией с высокими ценами на 100% не смогут уже воспользоваться и трейдеры. Октябрь уже проигран. И если в сентябре экспорт перевалил за 2 млн т (наверное, среди трейдеров есть провидцы), то по итогам октября, насколько можно судить по динамике экспорта в первой половине месяца, объемы будут как минимум в 2,5 раза ниже. Если не хуже, поскольку с момента вступления в силу постановления о лицензиях экспорт фактически приостановился.

А пока трейдеры решают проблемные вопросы, то и ноябрь пройдет. А уже со второй половины декабря рынок, как правило, замирает аж до послерождественских дней. Поэтому размеры заработка отдельно взятого трейдера или компании будут намного ниже возможных.

Ситуацией не смогут воспользоваться и украинские власти. Хотя у правительства была прекрасная возможность укрепить статус нашего зерна и заставить мир покупать его по достойной цене.

А поэтому в нынешней войне победителей нет. Компании тянут одеяло на себя, лишь бы заработать лишний доллар. Власти вошли с ними в спиральный конфликт, принимая "на карман" административные расходы трейдеров. Но никто, и в этом беда, не думает, почему из года в год рынок находится в состоянии шока, почему нет правил игры на рынке и системы работы. Хотя, по большому счету, у торговцев есть все шансы заработать и восполнить потерянное на экспорте за счет импорта. Ведь под урожай 2007 года пшеницы посеяли мало, а это значит, что следующий сезон вообще непонятно как будет складываться, и что будет кушать потребитель. Нынешнего урожая пшеницы — 7,3 млн т (даже если предположить, что все абсолютно зерно продовольственное) — впритык до следующего сезона. И очевидно, что ценой зернового конфликта будет очень дорогой хлеб из зарубежного зерна — при ажиотажном импорте "заработать" на разворовывании бюджетных средств будет еще проще. И трейдерам, и чиновникам.

ЧТО ТАКОЕ УЗА

Всего членами Украинской зерновой ассоциации являются 53 компании. В нее входят и производители зерна, и юридические конторы, и консультационные компании. Из формирующих ТОП-десятку компаний-экспортеров зерна некоторые, безусловно, числятся и среди членов УЗА. Но крупные игроки всегда решают проблемы самостоятельно, не прибегая к помощи ассоциации, реального влияния у которой немного. Отсюда вопрос: есть ли у УЗА безусловное право говорить от имени трейдеров и экспортеров. Скорее всего, нет. Поэтому любые заявления УЗА от имени экспортеров зерна звучат несколько странно.

    Реклама на dsnews.ua