• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Проходимцам вход разрешен

Реклама на dsnews.ua

Всю избирательную кампанию политконсультанты продвигали кандидатов с помощью недорогих второсортных технологий. И когда политики осознали, что обещанного результата им не видать, опустились до очернения конкурентов. "Проходимцы" — так политтехнологи называют кандидатов, которые по итогам выборов гарантированно проходят на желанную должность. На том же профессиональном сленге любой кандидат, не имеющий 100%-х шансов, называется просто "тело". Венец успеха политтехнолога — за время избирательной кампании превратить "тело" в "проходимца".

Одну из технологий, однажды позволивших провернуть этот трюк, группа политконсультантов из России восторженно предлагала нескольким украинским участникам нынешних местных выборов. Позаимствована она в Монголии. Один из тамошних политиков, проигрывая выборы более сильному конкуренту, за несколько дней до волеизъявления предпринял отчаянный ход. На последние деньги расклеил в городе листовки, в которых анонсировалось "раздельное" голосование. Желающим поддержать отстающего кандидата предлагалось явиться на избирательные участки в официальную дату выборов, тем же, кто хотел отдать свой голос конкуренту, — днем позже. Не почувствовав подвоха, сторонники второго кандидата пришли на участки в указанный день и оказались перед закрытой дверью: официальные выборы состоялись днем ранее. В результате кандидат, числившийся аутсайдером предвыборной гонки, за шаг до финиша перехватил звание "проходимца" у соперника и одержал победу на выборах. Эту нехитрую технологию предлагали использовать в Украине еще на самом старте избирательной кампании. Политтехнологи понимали, что кандидатов, готовых в сентябре-октябре потратить на свое продвижение солидные бюджеты, на этих выборах будет немного. Поэтому ставку изначально делали на дешевые и вторичные технологии.

Эконом-предложение
Изначальную ориентацию на недорогое продвижение и методы борьбы из серии "секонд-хенд" определил кризис и неплатежеспособность большинства кандидатов. На официальную избирательную кампанию в сентябре-октябре основная масса ее участников выделяла не более $100- 300 тыс. "Нормальная избирательная кампания на пост мэра города-миллионника оценивается в сумму $3-5 млн", — говорит политтехнолог Андрей Золотарев. Но такие суммы реально израсходовали лишь несколько десятков кандидатов, начавших борьбу задолго до официального старта предвыборной кампании. К тому же некоторые из них в итоге вообще сошли с дистанции.

К примеру, в Чернигове два года назад "выстрелил" проект "За Чернигов!" Алексея Савченко. Его стоимость оценивается в несколько миллионов долларов, но после кризиса молодой политик отказался от участия в предвыборном забеге. По слухам, из-за финансовых проблем. В Житомире темпы расходования предвыборных средств задавал Михаил Заславский, киевский бизнесмен родом из Харькова, зампред ОАО "Укртранснафта", дочерней структуры НАК "Нафтогаз України". По оценкам экспертов, он потратил на кампанию не меньше $1,5-2 млн, борясь за главный городской ресурс — неприватизированное предприятие "Житомиртеплокоммунэнерго". Но основные его конкуренты в ходе избирательной кампании все равно не вышли за рамки $300 тыс.

"Эта кампания намного более экономична, нежели предыдущие. Большинство претендентов на мэрские должности старались уложиться в сумму до $100 тыс., — утверждает Тарас Березовец, директор Berta Communications. — Тогда как на прошлых выборах бюджеты на мэрскую кампанию стартовали от $200 тыс., достигая нескольких миллионов долларов. По моим оценкам, бюджеты, по сравне­нию с прошлыми местными выборами 2006 г., упали в три-четыре раза".

Пайки vs мобилки
Продвижением кандидатов в условиях экономии занимались отечественные и российские политтехнологи. По оценкам Дениса Богуша, вице-президента Украинской PR-лиги и президента компании Bohush Communications, последние два месяца в Украине одновременно проводилось около 200 тысяч избирательных кампаний. "Около 20% политических заказов досталось россиянам, — утверждает г-н Богуш. — В основном они занимались краткосрочными проектами, рассчитанными на время официальной избирательной кампании: приехали, сделали и уехали. Среди тех политтехнологов, которые вели долгосрочные проекты, россиян было около 5%".

И российские, и украинские политтехнологи изначально понимали, что ни финансовые, ни временне ресурсы, отведенные на официальную избирательную кампанию, не позволяют задействовать мощные методы борьбы, характерные для президентских или парламентских выборов. Поэтому ориентировались преимущественно на "бывшие в употреблении" технологии. "Я знаю одну команду из России, которая работает с украинским кандидатом. Они ставили в одной из областей Западной Украины памятник Степану Бандере (открыт во Львове 13 октября с. г. — прим. "ВД") как один из элементов избирательной кампании", — иллюстрирует консервативность подходов Денис Богуш.

Реклама на dsnews.ua

"Для каких-то многоходовых, продуманных технологий особо не было времени, — дополняет его Александр Черненко, глава правления Комитета избирателей Украины. — Поэтому все было очень примитивно — раздача пайков, в некоторых регионах — денежный подкуп. Причем денежный подкуп требует более значительных финансовых и организационных усилий, а пайки — это менее затратно, и потому более популярно. Вплоть до того, что кандидаты сами ходили по домам и разносили водку, хлеб и конфеты".

Попытки задействовать в предвыборной борьбе хоть какие-то новые приемы тоже не отличались дороговизной. В этот раз политики массово раздавали свои мобильные номера, чтобы продемонстрировать близость к народу. Один из кандидатов-мажоритарщиков в Луцке и вовсе рассылал свой номер посредством sms. В них заодно содержались напоминание о дате местных выборов и просьба "підтримати своїм голосом та розповісти рідним, друзям, знайомим з цього району". В конце концов, экономия на финансах и времени закончилась массовым всплеском откровенно "черных" PR-технологий.

"Клубничка" напоследок
Под конец кампании многим кандидатам стало ясно, что попытки продвинуться в рейтинге за счет б/у технологий вроде установки лавочек во дворах или именных лампочек в парадных не удастся. Тогда участники забега прибегли к запасному варианту — грязным провокациям, чтобы напоследок хотя бы насолить конкурентам, повысив их антирейтинг. "Финальные социологические срезы и замеры рейтингов, очевидно, для многих кандидатов и партий показывают неудовлетворительные результаты. В связи с этим в последнее время появился колоссальный объем "чернухи", — утверждает Тарас Березовец. — Неудовлетворительные цифры явились неким толчком, который привел в действие механизмы "черных" технологий. Если не получается выиграть "белыми", значит, надо попытаться выиграть "черными".

По сути последние деньги кандидатов были брошены на "черные" методы борьбы. А в информационном пространстве усилился крен в сторону гомосексуальной "клубнички", зародившийся еще в 2008-2009 гг. в виде лозунгов "Геи — за Литвина" или "Геи — за Пилипишина". Вслед за громким гей-скандалом, в центре которого оказался нардеп Олег Ляшко, в гомосексуальных связях обвинили мэра Черкасс Сергея Одарыча. А по Харькову прошлись активисты, скандируя "Гей-Гей!" и "Дайте нам Авакова!".

Все это больше напоминало отчаянные попытки "утопающих" спастись, потопив соседа. Но эффективность провокаций, подготовленных в сжатые сроки, по мнению экспертов, минимальна. "Вообще "черные" технологии — это длинные технологии, — поясняет Анатолий Луценко, директор GMT Group. — Чтобы они сработали, нужно минимум три-четыре месяца (официальная избирательная кампания длилась полтора — прим. "ВД"). Разрабатывается первое мероприятие, второе, третье. Тогда "чернуха", комплексно работая со всех сторон, может действительно посеять сомнения в подсознании граждан.

А просто разбрасывать перед выборами листовки, порочащие того или иного кандидата, неэффективно. Люди посмеются, но проголосуют так, как хотели". А некоторым объектам "черного" пиара удалось еще и грамотно обернуть плохо подготовленные провокации против их инициаторов. "Когда против одного из кандидатов началась "черная" кампания, он развернул ее таким образом, что все нападки оппонентов выглядели полным абсурдом, — иллюстрирует Юрий Романенко, директор Центра политического анализа "Стратагема". — Он запустил листовку, в которой дополнительно преувеличивал те тезисы, которые против него выдвигались. Ему "вменялось", скажем, увлечение женским полом, и он в своих листовках это гротескно подтверждал: "Конечно, весь город у моих ног! Я — Казанова". И так по всем пунктам. После этого нападки прекратились".

Как бы там ни было, а в нынешней избирательной гонке работа специалистов по политическим технологиям оказала несущественное влияние на рейтинги электоральных симпатий. Ввиду тотального отсутствия новых подходов в выигрыше останутся кандидаты, начавшие работу с избирателем задолго до официального старта кампании и обыгравшие конкурентов за счет финансовых бюджетов. На неожиданные фамилии в списке кандидатов-"проходимцев" никто особенно не рассчитывает.

    Реклама на dsnews.ua