• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Подрулить справа

Реклама на dsnews.ua
Эффективный способ наладить коммуникацию с высокопоставленным чиновником — заручиться поддержкой его "правой руки". У каждого министра или губернатора

После анонсирования масштабной акции протеста на Майдане в 2004 г. в одной из штаб-квартир тогдашней оппозиции собрались будущие "оранжевые" вожди. Затаив дыхание, они следили за тем, как на главную площадь столицы стекаются поддержавшие протест­ный призыв граждане. Помимо людей, чьи фамилии были известны общественности в качестве идеологов оранжевой революции, в тот день в одной комнате находилось много "серых кардиналов", имена которых редко всплывали на информационную поверхность. Так, рядом с Юрием Луценко с чашкой чая разместился его давний друг Александр Новиков. Впоследствии все время, пока "полевой командир Майдана" возглавлял МВД, именно Новиков был его настоящей "правой рукой". Он имел наибольшее влияние на министра, слыл его самым доверенным лицом и заходил к нему в кабинет в любое время. Но официально Новиков никогда не занимал должность первого заместителя Луценко. Сначала он возглавил Службу внутренней безопасности МВД, а позже пересел в кресло замминистра, ответственного за кадровые назначения по всему ведомству. И в этом тоже есть логика: "кадры решают все", тем более в силовом министерстве. Влиятельность г-на Новикова в окружении Луценко объясняется не только их давней дружбой, но и общими бизнес-интересами. Это лишь один пример, подтверждающий правило: "правой рукой" не становятся после попадания на госслужбу. Этот статус приобретается задолго до назначения. Поэтому понять, кто в дейст­вительности подлинная "правая рука" интересующего чиновника зачастую непросто. Окружение первых лиц как на региональном, так и на центральном уровнях пестрит фамилиями. А теневыми проводниками во властные кабинеты позиционируются политтехнологи, советники, заместители, друзья и даже водители власть имущих.

В поисках "правых"
Харьковский миллиардер Александр Ярославский не понаслышке знает, каких трудов стоит налаживание контактов с властью. Способность выйти на доверенных лиц в окружении влиятельных чиновников некогда обеспечила ему возможность построить свою бизнес-империю. Сейчас бизнесмен склонен решать вопросы исключительно на самом высоком уровне. "Я,  по-моему, с шестнадцатью премьерами уже отработал. Начиная от Витольда Фокина, Виталия Масола и заканчивая Николаем Азаровым. Для меня главное  — президент Янукович. Все остальное меня мало интересует, — заявил он в беседе с "ВД". — Попасть к президенту нелегко, но если это вопрос государственной важности, я думаю, время от времени попадать можно".

Вход для бизнесменов на Банковую один из самых трудно­доступных — без протекции "правой руки" президента здесь не обойтись. Руководитель Администрации главы государства Сергей Левочкин слывет монополистом в области назначения аудиенций у гаранта Конституции. Эту репутацию он заработал еще в должности первого помощника второго президента Леонида Кучмы. Тогда попасть на прием к главе государства без протекции г-на Левочкина было практически невозможно. Нынешняя ситуация мало чем отличается. В  деловых кругах считается, что связаться с президентом, помимо ходатайства г-на Левочкина, можно только посредством протекции первой леди Людмилы Янукович, проживающей в Донецке, либо Виктора Януковича-младшего, народного депутата от Партии регионов.

Если "правая рука" президента на виду, то особо доверенные лица членов правительства — фигуры менее известные широкой публике. Хотя на самом деле эти роли в министерствах давно распределены. Скажем, самым влиятельным "ассистентом" министра охраны окружающей среды Николая Злочевского считается его внештатный советник Михаил Темник. Особым доверием министра топлива и энергетики пользуется Константин Бородин, директор департамента газовой, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго. А "правой рукой" министра транспорта Константина Ефименко слывет его заместитель по управлению предприятиями Минтранссвязи Оксана Плотникова.

"Правые руки" чиновников любого уровня — незаменимый ресурс для лоббирования бизнес-интересов. Мэр Львова Андрей Садовый сталкивался с посредниками, ходатайствующими за бизнес, не единожды. "Если кто-то пытается найти выходы на меня, то, как правило, он действительно находит посредников, — рассказывает градоначальник. — И даже платит им деньги". В  свободное от избирательных кампаний время мэр охотно встречается с предпринимателями. Но тайну подлинной "правой руки", ходатайствующей за бизнес, публично раскрывать не готов. "Иностранным инвесторам советую обращаться в управление инвестиций, украинскому бизнесу — в управление экономики",  — говорит он. Зато источники во львовской мэрии утверждают, что тамошним бизнесменам действеннее всего помогает поддер­жка руководителя администрации мэра — Олега Березюка. Психотерапевт и политтехнолог в одном лице, он специализируется как раз на том, что дает мэру советы относительно переговоров с самыми разными посетителями кабинета градоначальника.

Все могут короли
Бизнесмены, владеющие информацией о тонкостях межличностных отношений внутри органов власти, имеют возможность наладить наиболее эффективную систему коммуникации с регулирующими структурами. "Правая рука" высокопоставленного чиновника не только поможет организовать личную встречу с боссом, но и вовремя обеспечит подписью "главного" нужный документ или достанет инсайдерскую информацию. "Одна из услуг, за которой к ним обращаются, — банальный доступ к информации, которая в нормальных странах должна быть официальной. Много вопросов обычно связаны с проверками: кто их натравил и почему", — утверждает Денис Богуш, вице-президент Украинской PR-лиги.

В условиях избирательной кампании "правые руки" первых лиц оказались не только самым эффективным, но и едва ли не единственным рычагом решения деловых задач. Ведь процесс общения бизнеса с региональными руководителями накануне местных выборов застопорился. Мэры и губернаторы были заняты предвыборной гонкой и на личные встречи с предпринимателями времени практически не находили. "На сегодняшний день мой рабочий график не позволяет мне встречаться с бизнесменами, — в разгар избирательной кампании признался "ВД" Михаил Добкин, губернатор Харь­ковской области, чья "правая рука" Геннадий Кернес тоже был занят в избирательной кампании. — За исключением крупных отечественных или иностранных инвесторов, которые проявляют интерес к тем или иным проектам, требующим непосредственного вмешательства председателя областной государственной администрации".

Реклама на dsnews.ua

Услуги "правых рук" — не филантропия, а их расценки сугубо индивидуальны. "Это устоявшаяся практика, — утверждает Виталий Бала, директор "Агентства моделирования ситуаций". — В лучшем случае эти люди берут процент от суммы сделки. В  худшем — пытаются влезть в долю бизнеса". Стоимость "комплексного" решения вопроса зависит от его уровня — региональный или центральный. Если речь идет об открытии какого-то магазина или ресторана в городе, не исключено, что его собственнику придется делиться бизнесом непосредственно с мэром или его заместителем. На уровне Кабмина или Верховной Рады, где между отдельными людьми порой распределяются целые отрасли экономики, "паевое" участие встречается реже. "Стоимость "контакта" очень разная, — утверждает Денис Богуш. — "Откаты" в некоторых министерствах доходят до 80% от суммы проекта".

Новые поиски
Наконец, с "правой рукой" лучше не ссориться. Ольга Лозицкая, президент медиахолдинга "100%" — одна из тех предпринимателей, для которых неумелое сотрудничество с доверенными лицами власть имущих закончилось плачевно. Последние несколько лет бизнесвумен находилась в конфликте с одесской городской властью. "У мэра Одессы Эдуарда Гурвица было две "правых руки" — первый заместитель Анатолий Ворохаев и еще один друг — начальник управления коммунальной собственностью Эдуард Смоляр. Через этих людей к нему заходили бизнесмены. Так говорят. Мы через них не заходили никогда", — утверждает г-жа Лозицкая, добавляя, что вопрос дальнейших взаимоотношений с властью для нее всецело зависит от результатов выборов.

Состоявшееся народное волеизъявление замыкает процесс смены "правых рук" во всей вертикали власти. И во многом определяет четырехлетнюю перспективу развития отношений между бизнесом и властью. Консультации на предмет того, с кем из кандидатов нужно дружить, начались задолго до самого плебисцита. Кто-то уже заручился доступом к "телу", поддержав победителя на выборах. Остальным придется заново искать выходы на мэрии и местные советы. Теперь, когда выборы прошли, у бизнесменов остается не так много времени, чтобы понять, с кем из представителей новой команды нужно налаживать контакт. В выигрыше будет тот, кто быстрее других сможет сориентироваться и найти лиц, особо приближенных к победителям.

Что может "правая рука"
* Обеспечить подпись документов.
* Достать интересующую информацию.
* Организовать встречу с первым лицом.
* Пролоббировать получение разрешительных документов.
* Минимизировать проверки контролирующих органов

    Реклама на dsnews.ua