• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Офшорное княжество

Реклама на dsnews.ua

В самом сердце Западной Европы, на небольшой полоске земли в 160 кв. км, между Швейцарией и Австрией раскинулось старинное княжество — конституционная монархия Лихтенштейн. Правда, 33 тысячи подданных княжества не слишком расстроены размерами своей страны, ведь главное — это экономика, которая, по последним данным, характеризуется следующими показателями: $36 тыс. ВВП на человека и ниже 2% — показатели инфляции и безработицы. Эти достижения стали возможны благодаря близости к Швейцарии. Подписав в 1922 г. с ней договор о таможенном и валютном союзе (нацвалютой стал швейцарский франк), Лихтенштейн из обычного аграрного княжества стал превращаться в один из мировых финансовых центров, где на данный момент действует более 35 тыс. оншорно-офшорных образований, дающих около 30% поступлений в бюджет.

Фискальная монархия

Княжество не просто имело упрощенный доступ к швейцарским банкам, а еще и переняло законодательную систему Швейцарии. В результате были скопированы налоговые режимы холдинговых и домицильных компаний, а также разработаны новые образования — частные фонды и учреждения. И при этом налоговая система Лихтенштейна проще, чем в Швейцарии, поскольку последняя, будучи конфедерацией, имеет весьма запутанную трехуровневую систему федеральных, кантональных и муниципальных налогов.

Разумеется, Лихтенштейн имеет стандартный комплект налогов. Согласно закону о национальных и муниципальных налогах от 30 января 1961 г., там существуют такие налоги: подоходный, капитальный, НДС, госпошлина, налог с недвижимости и налог у источника. Корпоративный подоходный налог (profit tax) рассчитывается весьма изощренно. Для этого сначала определяется чистая прибыль в виде дохода, уменьшенного на затраты, а затем, в зависимости от соотношения чистой прибыли и капитала компании, определяется налоговая ставка для обложения чистой прибыли. Для этого используется такая формула: ставка = (налогооблагаемый доход х 100)/(налогооблагаемый капитал х 2). В результате таких расчетов ставка колеблется от 7,5 до 15%. В случае если соотношение объема дистрибуции дивидендов к налогооблагаемому капиталу составляет более 8%, ставка налога может быть увеличена на 1-5%. В результате общая ставка налогообложения чистой прибыли может быть повышена максимально до 20%.

Вдобавок к подоходному платится налог на капитал (capital tax), который составляет 0,2% от оплаченного акционерного капитала, включая допэмиссии и резервные фонды. Наличие такого налога можно объяснить тем, что холдинги, домицильные компании и инвестиционные фонды не платят подоходного налога с дивидендов и офшорной торговой прибыли, полученной за пределами страны. Кстати, для холдингов и домицильных компаний все равно имеется льгота и по налогу на капитал, который составляет 0,1%, либо просто взимается сумма в 1000 франков. Для фондов и инвесткомпаний эта сумма снижена еще больше (для фондов с активами до 2 млн франков — 0,075%, более — 0,005%; для инвесткомпаний — 0,04%). Что же касается базы обложения, то минимальный капитал для публичных компаний, ограниченных акциями, — 50 тыс. франков с 20%-ной выплатой при создании компании, а для всех других образований (LLC, трастов, фондов, учреждений) он составляет 30 тыс. франков и может выплачиваться позже либо вообще не вноситься.

Еще один важный фискальный сбор — купонный налог (coupon tax) как налог у источника в размере 4%. Он платится с любой выплаты по ценной бумаге и эквивалентным инструментам. Однако купонный налог не нужно платить, если получатель — нерезидент Лихтенштейна, что весьма интересно в налоговых схемах. НДС взимается по достаточно низкой ставке — 7,6%, которая, в зависимости от вида операции, может снижаться до 2,4%, 3,6% или вообще до 0%. Также стоит учитывать, что любой гражданин-резидент Лихтенштейна или устроившийся там на работу платит подоходный налог и налог с недвижимости. Ставки этих налогов варьируются в зависимости от муниципальных надбавок. К примеру, сейчас национальная ставка подоходного налога для физлиц — 2%, но за счет муниципальных надбавок реальная ставка будет составлять от 3,24 до 17,01% в зависимости от места жительства/работы. Ставка налога с недвижимости — 0,1%, но реально увеличивается от 0,162 до 0,8505%. Так что если бенифициар состоит в трудовых отношениях со своей лихтенштейнской компанией, значит, он будет платить больше налогов.

Холдинговые фонды
Реклама на dsnews.ua

Вышеописанная налоговая среда позволяет реализовывать через Лихтенштейн холдинговые и торговые схемы. В качестве холдинга могут выступать любые юридические образования. Согласно закону о лицах и компаниях от 1926 г. (Law on Persons and Companies), могут создаваться компании, ограниченные акциями (company limited by shares), и компании с ограниченной ответственностью (limited liability company, по-немецки Aktiengesellschaft), однако чаще всего используются трастовые предприятия (the trust enterprise), частные фонды (the foundation, по-немецки Stiftung) и учреждения (Establishment, по-немецки Anstalt). Их особенность заключается в том, что корпоративных прав на них никто юридически не имеет. А раз нет участников и корпоративных прав, то и захватить контроль над фондом или учреждением юридически не представляется возможным. Поэтому такие "безакционные" образования активно используются в целях защиты активов от рейдеров, кредиторов и других рисков. Но, несмотря на отсутствие прямого контроля со стороны учредителя, трастовые предприятия, частные фонды и учреждения действуют лишь с целью, указанной в акте их учреждения. А это значит, что цель там может быть и коммерческой, в частности, привлечение прибыли от управления активами и владения корпоративными правами дочерних структур, ну и, соответственно, выплата прибыли бенифициару (учредителю).

Кстати, Лихтенштейн первым из стран континентального права внедрил институт англосаксонского траста (расщепления собственности) в свою правовую систему. По- этому трасты, учреждения и фонды Лихтенштейна начали активно использоваться как для защиты активов, так и для оптимизации налогов для холдингов. К примеру, для Украины холдинговая схема обычно выстраивается таким образом. Кипрская Ltd владеет дочерними предприятия в Украине. При этом благодаря двухсторонней налоговой конвенции исходящие дивиденды налогом на репатриацию в Украине не облагаются, а на Кипре, как холдинговой юрисдикции, не включаются в базу обложения и затем могут быть без потерь переброшены другому нерезиденту. Им и выступает лихтенштейнское учреждение, которое также благодаря холдинговым льготам не включает полученные дивиденды в налогооблагаемую базу. При этом даже не требуется налоговое соглашение между Кипром и Лихтенштейном. Конечно, обналичить дивиденды можно и на Кипре, но в данном случае они будут законно храниться в швейцарском либо лихтенштейнском банке, которые, как известно, считаются наиболее надежными. При такой схеме в Лихтенштейне лишь платится ежегодный налог с капитала в размере 0,1% капитала (0,075% и 0,05% для фондов и трастов), который не может быть ниже 1000 франков.

Проблема выбора

Возникает вопрос: что же выбрать — траст, фонд или учреждение. Все зависит от деталей. К примеру, трастовое предприятие и учреждение может заниматься коммерческой деятельностью, а фонды лишь некоммерческой. Правда, управление активами (asset management) и владение инвестициями в качестве холдинга не считается коммерческой деятельностью, и потому холдингами могут быть и фонды. Но, в отличие от учреждения, выплаты нерезидентам со стороны фонда и траста освобождаются от 4%-ного купонного налога, что тоже играет свою роль в расчетах.

Лихтенштейн, как и Швейцария, позволяет использовать домицильные и нерезидентные компании в торговых схемах. То есть аналогично классическим офшорам. Конечно, содержание лихтенштейнской компании дороже, чем в обычных офшорах, но зато респектабельность значительно выше, и опять же — удобен швейцарский банковский счет. Да и в "черном" списке офшоров Кабинета Министров Украины Лихтенштейна нет. А это значит, что дискриминационные меры к торговле с ним применяться не будут. К тому же если в Швейцарии в сумме федеральный и кантональный налог для домицильных компаний все равно составит как минимум 9-11%, то в Лихтенштейне платится лишь ежегодный налог с капитала. Таким образом, за счет регулирования цены продажи и покупки можно оставлять значительную прибыль от экспортных операций на лихтенштейнской компании. И заметьте, прибыль будет храниться в надежном банке, в отличие от не столь стабильных карибских и азиатских офшоров.

МНЕНИЕ

АНДРЕЙ СКНАРЬ. Глава инвестиционного департамента IGK Ukraine Audit

— Лихтенштейн — это оптимальное решение для формирования защищенного холдинга, домицилированного в виде учреждения, траста, фонда и т.д. Эта юрисдикция — одна из пяти, отказавшихся от раскрытия банковской тайны для решения вопросов, связанных с налоговой информацией. Плюсом является то, что доход холдинга за счет роста активов не подлежит налогообложению (ни по приросту капитала, ни по корпоративному налогу на прибыль). Смешение холдинга с торговой деятельностью нежелательно. Для использования Лихтенштейна как "прокладки" для прямого импорта в Украину или для обратного экспорта нет необходимых условий. Но в то же время популярность достигается за счет дополнительной конфиденциальности, благоприятного географического положения и налоговых преимуществ для управления активами.

    Реклама на dsnews.ua