• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Под куполом смеха

Реклама на dsnews.ua

Ш ахтерский город Стаханов гастроли "Цирка Кобзова" обсуждал еще несколько месяцев после отъезда цирка-шапито. Виной тому — "световая пушка", которую привезли с собой артисты. "Мы с этой световой пушкой столько шороха навели, — смеется, вспоминая, Николай Кобзов, президент всеукраинской общественной организации "Цирковой союз Кобзова". — "Пушку" включили поздно вечером, а ночью приехала милиция и попросила ее выключить, им 252 звонка от граждан поступило со словами "У вас над парком НЛО летает".

На самом деле "световая пушка" — это даже не элемент представления, а носитель световой рекламы. Цирку она обошлась в $3 тыс., но Николай Кобзов ни разу не пожалел о покупке, ведь без рекламы не обойтись, а расценки телеканалов шапито не по карману. "Из 100 тыс. населения цирк посещает примерно 3-10%, но чтобы эти 10 тыс. пришли, надо заставить говорить о цирке весь город. На такую рекламу даже водочные компании не способны! Вот мы и ищем нестандартные подходы", — поясняет Николай Кобзов.

Свой первый цирк-шапито он создал в 1999 году. Тогда это был очень дешевый павильон с каркасом из канализационных труб, который ветер порвал в клочья уже на второй площадке. "Потом я продал машину, занял денег и решил делать шапито сам. Весь долг составил $30 тыс., — вспоминает Николай Кобзов. — Сегодня же у меня 12 цирков-шапито и один зал на 400 мест, который объединяет особенности театральной сцены, цирковой арены и варьете. Его я сделал специально к приезду в Киев гостьи из Монако — принцессы Стефании".

Идей у Николая Кобзова больше, чем могут пока позволить его финансовые возможности: "Всю прибыль я вкладываю в дальнейшее развитие циркового бизнеса. И 12 шапито для меня не предел. Самая большая мечта — купить современный шапито стоимостью $1 млн, но пока до нее еще далеко, да и спонсоры нужны".

На короткой лонже

Контрастом этой истории служит судьба государственных цирков. Их руководство предпочитает жить воспоминаниями, нежели строить планы на будущее. "Во времена СССР у нас было 9 аншлагов в неделю, — говорит Алексей Житницкий, директор Харьковского государственного цирка. — Теперь же у нас от силы 4 представления в неделю, а наполняемость зала составляет в среднем 50%".

В таких условиях содержать здание размером порядка 10 тыс. кв. м стационарным циркам не по карману, все 12 стационарных цирков Украины дотирует государство.

Реклама на dsnews.ua

"Финансовая поддержка государства слабо ощутима, — сетует Виктор Бруханский, генеральный директор Днепропетровского государственного цирка. — За коммунальные услуги мы платим порядка 300 тыс. грн. в год, но государство покрывает лишь 30% этой суммы. На зарплату сотрудникам надо более 150 тыс. грн., но нам дают только 60% от этой суммы".

Повышение тарифов на коммунальные услуги заставляет дирекцию цирков с ужасом думать о дне грядущем. "Я только что полчаса разговаривал с представителем КП "Харьковские тепловые се- ти" — тариф на тепло как минимум в два раза повышается! И остальные коммунальные услуги тоже в два раза повышаются, и перевозка автотранспортом, и реклама, — все вырастет! — сетует Алексей Житницкий. — А мы не сможем повысить стоимость билетов в два раза, кто же к нам тогда пойдет?"

Кроме затрат на содержание здания и зарплату сотрудникам, цирки платят еще и налог на землю в местные бюджеты. "У нас 3 га земли. Мы обращались к местным властям с просьбой предоставить нам льготы по уплате налога. Но куда там! Они даже со своими коммунальными театрами не могут решить этот вопрос", — говорит Виктор Бруханский.

Столь явное отличие между частными цирками-шапито и государственными стационарными обусловило сложные отношения между их руководством. В советское время объединение "Союзгосцирк" запрещало приближаться шапито ближе чем на 50 км к городу, где находится стационарный цирк. И если между государственными шапито, которых сегодня два ("Огни Киева" и "Промiнь"), и стационарными цирками это правило негласно существует, то частные шапито сплошь и рядом его нарушают. Закон "О гастрольных мероприятиях в Украине" позволяет заниматься такой деятельностью любому желающему — органа, который бы четко регламентировал деятельность частных цирков, нет со времен обретения Украиной независимости. Весной 2006 г. цирковые директора пытались найти компро- мисс — проводили совещание директоров всех цирков-шапито, но туда приехали только те, к которым претензий не было, поэтому решить проблему комплексно не удалось.

По мнению руководителей государственных цирков, в финансовой плоскости конкурировать с частниками мешает только од-но — различные формы налогообложения. "Мы платим 20% НДС, все отчисления делаем из заработной платы. А частные цирки — на едином налоге! Какая может быть тут конкуренция, если нам еще и здание огромное надо содержать?" — изумляется Алексей Житницкий.

Ранее государственные цирки могли зарабатывать на аренде помещений, но сегодня это стало невыгодно. "Если площадь аренды превышает 200 кв. м, то 70% прибыли мы должны отдать в ФГИ, но обязанность следить за сохранностью здания и проводить там ремонт остается на нас. А ФГИ ничего не делает и получает 70%! Это несправедливо!" — недоволен Виктор Бруханский. По его словам, раньше Днепропетровский цирк сдавал свободные номера в своей гостинице различным фирмам под офисы, и доход только от аренды одного номера составлял порядка 2 тыс. грн. в месяц, но после проверок КРУ прокуратура запретила им это делать.

Смертельные номера

Украинскими программами стационарные цирки обеспечивает Государственная цирковая компания Минкульта Украины (далее — Госкомпания), где числится весь творческий коллектив и животные. Сегодня в Украине только пять собственных программ, которые были созданы в 1993 г. Периодически в них меняются или дополняются номера, но на полное обновление программы или на создание новой у государства денег нет. "Нам не хватает разнообразных программ. Те программы, которые нам дает государственная цирковая компания, идут каждый год, и зритель на них уже не ходит", — рассказывает Игорь Домчак, директор Львовского государственного цирка. — Эти программы надо показывать с периодичностью в три года, чтобы зритель мог ее забыть".

Впервые в этом году за последние 15 лет на базе Харьковского государственного цирка был создан аттракцион со львами. "На создание новой программы нет средств ни у нас, ни у государства, — поясняет Павел Кныш, генеральный директор Государственной цирковой компании Минкульта Украины. — Только на содержание львов во время подготовки аттракциона нам необходимо было около 30 тыс. грн. в месяц, а готовили мы этот номер почти 2,5 года. Государство нам дотирует только 30% от этой суммы и еще 50% заработной платы".

Для того чтобы цирки работали, не надоедая зрителю старыми программами, необходимо как минимум 10 программ, которые ездили бы по разным циркам. Но вряд ли эти программы смогли бы окупиться в Украине за пару лет, для этого их необходимо вывозить и за рубеж. В Европе, например, стоимость билета в цирк начинается от EUR70, и возврат средств от таких гастролей обеспечен. Но для того чтобы эти программы пользовались спросом за рубежом, они должны как минимум предложить что-то новое.

"А у нас дефицит на необычные, оригинальные программы. Например, большим спросом пользуются постановочные программы на основе сюжетной линии. А наши клоуны как выходили с этими репризами 15 лет назад, так и продолжают выходить сейчас. — говорит Игорь Домчак — Вот немцы в Украину привозили программу, я такой еще в жизни не видел! Сейчас в России и Беларуси работает российская программа с бегемотами — у них полные аншлаги. Зритель ходит на то, чего он не видел! А что мы можем ему предложить? Тех же собачек и птичек и обычные наши рядовые номера?"

Успех на собственных колесах

Главная проблема государственных цирк- ов — в их уютном стационарном положении, мешающем своевременно реагировать на вкусы зрителей. Как рассказал "ВД" один из руководителей частного шапито, пожелавший остаться неназванным, доход от гастролей только по одному городу может составить $20 тыс./мес. Но тут же сделал оговорку, что иногда эти же $20 тыс. приходится оставить в следующем городе, ведь цирковой бизнес шапито сродни рулетке.

Николай Кобзов считает, что в небольших городах конкуренции шапито вообще нет, а посещаемость там выше, поэтому среди 12 цирков есть даже небольшое шапито для того, чтобы ездить по селам. При этом есть и цирки на 650-1000 мест для гастролей по крупным городам Украины и России, каждый дает около 30 представлений в месяц. "Сегодня один наш цирк стоит в Москве. — с гордостью говорит Николай Кобзов.— А ведь прорвать такую блокаду, как в Москве, было очень сложно, там очень мощная цирковая школа. У них цирковых имен больше, чем у нас политиков!"

Свои программы частники разрабатывают сами, а животных приобретают редко, выгоднее нанимать дрессировщиков со своими "артистами". В среднем же цена одного цирка-шапито вместе с техникой и передвижным составом начинается от $150 тыс., но в связи с тем, что вложенные средства очень быстро возвращаются, а проект выгоден, сегодня количество шапито увеличивается. На данный момент частных шапито, которые гастролируют по Украине, порядка 40, есть еще небольшие коллективы, которые выступают в сельских школах и детских садах, их количество подсчитать не может никто.

Поэтому если государство не изменит отношения к цирковому искусству, в скором времени от украинских государственных цирков останутся только здания, которые будут нужны лишь для приема гастролирующих трупп из-за рубежа, а цирковые артисты уйдут в шапито. Ведь несмотря на отчаянную критику качества номеров со стороны государственных цирков, шапито с каждым годом все улучшают свои программы, борясь за увеличение прибыли. В условиях рынка низкопробные шапито быстро себя изживут.

Одним из вариантов спасения государственных цирков могло бы стать объединение всех стационарных цирков Украины во главе с Госкомпанией. Руководство цирков не возражает, но считает, что в этом вопросе неплохо было бы перенять опыт России, где цирки освобождены от налогов, а львиную долю своей прибыли отдают государственной цирковой компании "Росгосцирк", которая взамен обеспечивает их новыми программами. Но в Министерстве непреклонны: налоги должны платить все, а Госкомпания нужна для того, чтобы обеспечить работой еще оставшихся артистов цирковой компании.

Но, скорее, ни тот, ни другой вариант не принесет особой пользы украинскому цирковому искусству. Целесообразно не наделять Госкомпанию контрольно-распределительными функциями, каковые имеются у "Росгосцирка", а сделать ее агентством-посредником между независимыми цирковыми труппами и государством-собственником зданий. Это позволит циркам оставлять у себя 60% гонораров, из которых будет оплачиваться аренда зданий и коммунальные услуги.

Вполне логичным было бы изменить устав стационарных цирков и позволить им заниматься деятельностью, сопутствующей привлечению зрителя и инвестора. Например, в цирках можно было бы открыть детские кафе, сувенирные магазины, а место возле цирков (где позволяет площадь) отдать для небольших аттракционов. Тогда в летнее время, когда артисты уходят в отпуск, появились бы источники, которые могли бы приносить циркам доход. В период отпусков и в дни, когда нет представлений, в цирках можно было бы проводить концерты — цирки получали бы дополнительный доход, а государству не пришлось бы ежегодно искать средства на содержание здания и зарплату работникам цирка. Сэкономленные средства можно было направить на создание качественных программ, которые были бы востребованы не только в странах СНГ, но и в Европе. Иначе, имея такую прекрасную базу и красивые здания центральной части городов, цирки могут стать очередной жертвой бизнесменов, которым цирковое искусство будет совершенно безразлично.

    Реклама на dsnews.ua