• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Профессия "революционер"

Реклама на dsnews.ua
Конкуренция между организаторами акций протеста обостряется. Профессиональные революционеры снова готовятся зарабатывать на политических и бизнес-бунт

Конкуренция между организаторами акций протеста обостряется. Профессиональные революционеры снова готовятся зарабатывать на политических и бизнес-бунтах. 2011 год сулит протестующим внушительное количество заказов. Поэтому появление новых игроков на этом необычном рынке не заставило себя долго ждать.

Одна из причин раздора между соорганизаторами самой громкой протестной акции минувшего года затерялась в новостных лентах. Незадолго до разгона предпринимательского Майдана в эпицентре скандала оказалась… касса протестующих. "На сегодня рейдеры практически полностью отсекли нам финансирование, — жаловался "ВД" Александр Данилюк, один из руководителей Майдана-2, обвиняя другую группу обитателей палаточного городка в финансовой нечистоплотности. — Они зарегистрировали свой ресурс, который выдают за ресурс акции, разместили там номер своего расчетного счета, поставили ящики на входе. Эти деньги к нам не попадают. Куда они идут, неизвестно".

При умелом подходе, даже без конкретного заказчика, организация акций протеста — занятие не убыточное для "подрядчиков". Рынок бунтов уверенно восста­навливается после кризиса, когда корпоративный сегмент предпочитал экономить на акциях протеста при решении проблем с властью, а социальный шантаж не работал в виду того, что потенциальные объекты "рэкета" — те же застройщики — переживали не лучшие времена. Впрочем, за последние три месяца только на всеукраинском уровне возникло с десяток структур, готовых подключиться к проведению массовых акций протеста. Оживились и опытные бунтари — общественные организации и движения, рекламные агентства и просто "частники", собирающие заказы на "массовку" через личные связи и интернет. Многих из них в политических и деловых кругах хорошо знают и уважительно называют профессиональными революционерами.

В полку революционеров прибыло
Спонтанный опыт участия в предпринимательском Майдане вдохновил его соорганизаторов к легализации и выходу на рынок политических и бизнес-протестов. Условная группа Оксаны Продан оформилась в общественную организацию "Фортеця". "Это общественная организация, которую мы сами создали уже после начала акции на Майдане. Потому что, когда говорят "группа Продан" — это немного неправильно, — объясняет Оксана Продан, экс-глава Совета предпринимателей при Кабмине. — Тогда мы сделали по-быстрому это объединение, назвали его "Фортеця", т.к. нам, к сожалению, пришлось воевать. В него вошли 19 объединений предпринимателей (преимущественно представителей рынков — прим. "ВД") из разных регионов". Теперь в активе г-жи Продан появился первый самостоятельный опыт организации протестов и готовность бунтовать дальше: "Это была первая акция, в которой я принимала участие как организатор. Даже политики нам на первых порах не помогали, они подключились позже, когда увидели, что движение растет".

Но и у "Фортеции" после Майдана-2 родилось сразу несколько конкурентов. Часть участников предпринимательского митинга создали партию "Гражданское движение". Еще часть заявили о регистрации двух проф­союзных организаций — Всеукраинского профсоюза работников рынков, торговли и предпринимателей и Всеукраинского проф­союза малого и среднего бизнеса. Последний создан Ассамблеей общественных организаций малого и среднего бизнеса. Один из руководителей этого объединения, юрист Александр Томасевич объяснил "ВД" потребность в создании профсоюза возможным ограничением прав общественных организаций на проведение митингов: "В Верховной Раде готовится законопроект, которым предложат ограничить деятельность общественных организаций вопросами культуры, религии и спорта. Кроме того, у профсоюзов в законе прописано право на проведение забастовок, которого нет у других общественных организаций".

Четыре года назад один из самых известных в Украине бунтарей Дмитрий Корчинский, генеральный секретарь партии "Братство", в разговоре с "ВД" прогнозировал, что именно профсоюзы вскоре будут получать основные прибыли на рынке протестов: "У нас главными рэкетирскими организациями должны стать профсоюзы. Наши объединения трудящихся пока не научились вышибать деньги и ставить на колени руководителей предприятий или целую отрасль. По-моему, опыт придет со временем. И очень скоро". Похоже, прогноз Дмитрия Корчинского начинает сбываться. И если идею заработка на социальном шантаже новосозданные профсоюзы вслух не озвучивают, то готовность участвовать в акциях протеста — охотно.

"То, что люди пытаются создавать профсоюзы, свидетельствует как раз о том, что они готовятся к протестам. Для чего же им проф­союзы, если не для того, чтобы организовывать акции сопротивления? — рассуждает Вячеслав Рой, глава Федерации профсоюзов сотрудников малого и среднего предпринимательства Украины. — Причем с точки зрения эффективности социального диалога, профсоюз более выгоден, нежели другие общественные организации. В юридическом плане профсоюзная организация — это тоже общественная организация, но все-таки проф­союзы имеют больше реальных прав и возможностей выступать в защиту своих членов. В арсенале общественной организации есть только митинг, а профсоюз имеет право на диалог с властью, на забастовку. Ущемлять права профсоюзов для власти гораздо сложнее, чем ущемлять права других общественных организаций".

Реклама на dsnews.ua

Конкуренты ищут ниши

Новичкам на рынке организации протестов придется конкурировать с бывалыми революционерами, которые за 19 лет независимости обзавелись солидным опытом мобилизации людей на митинги и поддержания их в "боевом состоянии". Александр Данилюк, генеральный координатор общественного движения "Общее дело", может и "кричалки" несколько часов подряд со сцены покричать, и людей на митинг привезти: "Мы профессионально занимаемся медиацией конфликтов по линии бизнес — власть, наша организация является специалистом в этой сфере. Мы были медиаторами основных конфликтов между бизнесом и властью в разгар финансового кризиса. Кроме того, каждый из нас имеет собственный опыт участия в политических акциях. Мы все участники основных протестных событий последних 20-ти лет".

В последние несколько лет к профессиональным революционерам активно подключились рекламные и PR-агентства.
"У нас годами отработанные инструменты по мобилизации людей, — утверждает Денис Дувин, PR-директор агентства "Новый взгляд". — Есть люди, которых мы называем "сотниками". Они могут быстро прозвонить и собрать каждый 100-150 человек, за которых они отвечают. А мы уже координируем этих "сотников". Таким образом мы можем за два дня собрать десять тысяч человек. Если людей больше, ими трудно маневрировать. И, по большому счету, больше и не нужно. Для телекартинки достаточно будет даже 500 человек. Просто нужно заранее договориться, чтобы снимали так, что там будет казаться и шесть тысяч".

На достаточно насыщенном рынке организации протестов уже наметилась специализация. Например, ВО "Тризуб" и "УНСО" специализируются на охране палаточных городков, для чего не раз делегировали представителей в Киев. "В наши задачи входило поддержание порядка в палаточном городке на Майдане: смотреть, чтобы ничего не крали, не было провокаций, — иллюстрирует Андрей Тарасенко, первый зам. командира ВО "Тризуб" им. С. Бандеры. — Бывает, что нас приглашают на охрану какого-то объекта за деньги, но в случаях идеологических это происходит без денег". Созданная еще на первом Майдане общественная организация "Коалиция участников помаранчевой революции" (КУПР) специализируется на материально-техническом сопровождении акций протеста. Именно КУПР обеспечила Майдан-2 большой сценой. "Предприниматели обратились к нам с просьбой предоставить юридическую помощь, материально-техническое обеспечение и человеческий ресурс, — вспоминает Петр Михайленко, заместитель главы правления ВОО "КУПР". — Материально-техническое обеспечение — это звук, сцена, палатки. У нас больше опыта в подобных затеях, чем у предпринимателей".

Так что новичкам, желающим побороться за часть заказов по организации митингов, придется искать новые незанятые ниши. Таковые имеются, но у них есть своя специфика. "Есть вещи, за которые мы не беремся, — признается Денис Дувин. — Например, связанные с сексуальными меньшинствами. Потому что те люди, которых мы готовы выводить, не хотят стоять на подобных акциях".

В ожидании заказов
Бизнес на организации акций протестов последние два года сверхприбылей бунтарям не сулил. "Акции, которые мы проводили раньше, обходились в небольшие суммы. В зависимости от задач — от тысячи до 20 тысяч гривен", — говорит Владимир Дорош, член Национального координационного совета предпринимателей. Традиционно основные затраты для заказчика составляет "массовка" и "менеджерский пакет". За последние пять лет цены выросли вдвое. Сейчас митингующих зовут постоять в среднем за 100 грн./час на акции продолжительностью до четырех часов. "Менеджерский пакет" (оплата услуг по мобилизации людей, координации их во время акции, аренда инвентаря) "весит" примерно ту же сумму, что и аренда массовки. "Стоимость услуг людей, которых мы выводим, рассчитывается индивидуально, — уточняет Денис Дувин. — Обычно за базу берется 100 грн./час. Но иногда это может быть и 20 грн./час. Все зависит от того, на какую тему митинг, зима это или лето, сколько часов нужно стоять, что делать".

Из-за спада в сегменте корпоративных заказчиков многие игроки рынка последние два года делали ставку на политиков. Перманентные выборы в стране, сопровождавшиеся конкурентной борьбой между политиками разного масштаба, обеспечивали финансовую подпитку протестам, позволяя выживать рынку. "Арсен Аваков нам очень серьезно помогал в Харькове на определенном этапе, — признается Игорь Рассоха, координатор общественного движения "Зеленый Фронт", активно участвующего в митингах в Харькове. — Мы охотно координировались с ним, хотя и нельзя было сказать, что Аваков нами руководил. Но в данный момент с Аваковым у нас почти не осталось отношений".

Сложившаяся практика убедила Василия Хару, народного депутата от Партии регионов и председателя крупнейшего профсоюзного объединения — Федерации профсоюзов Украины — в том, что рынок акций протеста не может существовать без финансовой поддержки политиков. "Потому что только у политиков есть деньги, — рассуждает Василий Хара. — Вот, например, наша Федерация не способна на уровне западных провести акции или забастовки. Там, если объявляется забастовка, член профсоюза обязан выйти на нее, а профсоюз частично компенсирует ему заработок. У них есть фонды с десятками миллионов долларов. У нас нет достаточных запасов денег. Потому профсоюзы не способны финансировать долгосрочные крупные акции протеста. А политики способны".

В 2011 году на рынке организации акций протестов ожидается оживление.
"Уровень протестных настроений сейчас зашкаливает, — убежден политтехнолог Тарас Березовец. — Есть все возможности, чтобы разворачивались акции не только в традиционных регионах западной Украины, где высок уровень общественного самосознания и сильны неправительственные организации, но и на Юго-Востоке. Если посмотреть по последним местным выборам, самый высокий уровень голосования "против всех" был в южном регионе".

С одной стороны, оппозиция, находящаяся под пристальным вниманием силовых структур, заинтересована в выведении людей на улицы и готова поддерживать не только политические, но и социальные митинги. С другой, предприниматели до сих пор находятся "в режиме ожидания" и не исключают повторного массового выхода на площади страны, если чиновники будут внедрять дополнительные налоговые новации. Наконец, власти придется использовать традиционную технологию организации альтернативных митингов в свою поддержку, чтобы обеспечивать видимость одобрения собственных действий. Эти факторы вдохновляют профессиональных революционеров и организации, намеревающиеся пополнить их ряды. Чем неспокойнее в обществе, тем стабильнее заработки профессиональных бунтарей.

    Реклама на dsnews.ua