• USD 39.8
  • EUR 42.3
  • GBP 49
Спецпроекты

Из крутого теста

Реклама на dsnews.ua
Людмила Дрыгало начала зарабатывать свои миллионы дома, на кухне. Ее пищевой бизнес разрастался в течение 15 лет, пока хозяйка не оказалась в центре…

Людмила Дрыгало начала зарабатывать свои миллионы дома, на кухне. Ее пищевой бизнес разрастался в течение 15 лет, пока хозяйка не оказалась в центре… региональных политических распрей. Выборы в мэры Белой Церкви на Киевщине минувшей осенью она проиграла, но это ее лишь раззадорило. Чем азартнее она осваивает профессию политика, тем сложнее рассмотреть перспективы ее пельменной бизнес-империи.

Когда на недавних осенних выборах мэра Белой Церкви миллионер Людмила Дрыгало решила попробовать силы под покровительством Народной партии Владимира Литвина, казалось, ничего не предвещало больших проблем. Ведь политическая сила спикера парламента входит в пропрезидентскую коалицию. Но за контроль над райцентром под Киевом разгорелась острейшая борьба. Представители партнеров по коалиции были беспощадны друг к другу, и неопытность в ведении войн за власть сыграла с г-жой Дрыгало злую шутку. Когда пришла пора для публичной поддержки со стороны Литвина, выяснилось, что и здесь ей рассчитывать особо не на что. Пост мэра сохранил Василий Савчук, финансово и организационно поддерживаемый тогдашним министром транспорта и связи Константином Ефименко. Кстати, г-н Ефименко весной 2010 года получил должность министра по квоте… Народной партии.

Как это часто бывает, проигрыш на выборах лишь раззадорил азартную бизнесвумен. Сейчас она активизировала руководство партийной фракцией в горсовете Белой Церкви, которая по итогам выборов получила 8% голосов. А в декабре 2010 года ее избрали главой Киевской региональной парторганизации Народной партии. Одновременно Дрыгало ведет переговоры о продаже своего пищевого холдинга. По слухам, производство вареников заинтересовало кого-то из россиян. И это лишний раз указывает на то, что помощи от влиятельных политических покровителей она не дождалась. Ее активность в борьбе за власть сегодня выглядит скорее как индивидуальный проект, нежели как попытка реализовать какие-то партийные идеи. Хотя в общении с журналистами она это старательно вуалирует.

  Вы довольны результатами местных выборов?
— Думаю, довольны результатами выборов остались те, кто использовал все дозволенные и недозволенные средства для достижения цели. Но я уверена: все, что ни делается, — к лучшему. Я с моей командой однопартийцев стали депутатами местного совета и понимаем, что каждый из нас сможет влиять на решения, принимаемые горсоветом, а значит, будем активно решать те проблемы, на которых акцентировали внимание людей во время предвыборной кампании.

  Не ожидали такой грязной избирательной гонки?
— В предвыборной кампании были фальсификации со стороны разных участников. Кроме того, были применены определенные предвыборные технологии, которые сегодня позволяют городскому председателю занимать пост мэра города. Под "технологиями" я понимаю введение в избирательные комиссии заангажированных людей.

  Вы по этому поводу обращались в суды или ограничиваетесь заявлениями?
— По многим нарушениям, к сожалению, прямых доказательств у нас нет. Да и критериев, по которым должны работать подобные "политические" суды и по которым можно установить истину в политических разборках, в нашей стране нет.

  Предвыборная кампания в Белой Церкви стоила дорого?
— Если вы имеете в виду затраты нашей политической силы, то, поверьте, не такая уж и дорогая была эта избирательная кампания. Мы давно занимались благотворительностью, была создана социальная программа. Она в определенный период и дала положительный результат.

Реклама на dsnews.ua

Смутное время
Людмила Дрыгало — типичный представитель среднего семейного бизнеса. Первый деловой опыт она получила как кооператор, в конце 1980-х работала художником-оформителем в городской мастерской по декоративно-прикладному искусству. Потом взяла инициативу в свои руки, создав на базе мастерской кооператив "Палитра". Но уже на заре 1990-х бизнесвумен ушла в декрет, и кооператив закрылся. Тогда же появилось и ее основное дело — ЧП "Дрыгало". Фирма начиналась на кухне, когда вместе с супругом Василием, который сегодня по совместительству является заместителем руководителя компании по финансам и логистике, Людмила выпустила первую партию пельменей. "Мы взяли кредит в размере $2 тыс. под безумные проценты — 15% в месяц! Купили тестомешалку, пельменный аппарат, производительность которого была 20 кг/час. Так начинался наш бизнес", — вспоминает предпринимательница.

Пиком бизнеса стал 2008 год, когда предприятие, ставшее одним из крупнейших производителей полуфабрикатов в Украине, наметило выход на рынки СНГ — в первую очередь Молдовы и Беларуси. Экспортные поставки начали в 2009-м с 20 тонн в месяц. Одновременно г-жа Дрыгало организовала развитие торговой сети через продажу франшиз. Дальнейшее развитие подорвал кризис. Крупные валютные кредиты сегодня стоят ей очень дорого — для их погашения предпринимательница готова расстаться с частью своих предприятий.

Еще летом 2010 г. в комментариях "ВД" Людмила Дрыгало рассказывала о том, что готовится переоформить свою основную компанию в акционерное общество — для продажи инвесторам из России. Но пока сделка так и не состоялась (подробнее — см. "Сила единства", "ВД" №21, 2010 г.). Выкарабкиваясь из долговой ямы, Дрыгало выставила на продажу имущество агрохолдинга "Бердичевский" в Житомирской области, включая Бердичевский комбикормовой завод. Объект оценивается в 25-35 млн грн. Впрочем, у семьи Людмилы Дрыгало есть и другие предприятия, в том числе — фермерское хозяйство "Гнездо" в Белоцерковском районе, а также недвижимость в Белой Церкви. У ее детей — предприятия в сфере легкой и деревообрабатывающей промышленности. Но первоочередной задачей для выживания бизнеса, по ее словам, сегодня является реструктуризация.

  Как проходит реорганизация вашего бизнеса в единый холдинг?
— Идет подготовительная работа. Заключен договор с инвестиционной компанией, которая готовит все необходимые документы для реструктуризации нашего бизнеса (объединения всех семейных предприятий в один холдинг с последующей реорганизацией его в акционерное общество — прим. "ВД"). Летом 2010 г. я готовилась к реструктуризации, потому что вела переговоры о продаже части бизнеса инвесторам из России. С ними мы не договорились. Но необходимость привлечения инвестиционных средств есть. После получения в 2008 году долларового кредита на приобретение оборудования произошло много изменений в экономике государства. Поэтому без дополнительных инвестиций мне не вылезти из долговой ямы.

  С кем именно из инвесторов вы вели переговоры?
— Я не могу об этом говорить.

  А перед кем у вас долги?
— Перед Богом. Шучу. В начале 2008 г. я взяла большой кредит в долларах на приобретение нового оборудования (для производства пищевых полуфабрикатов — прим. "ВД"). В тот период у нас был подъем и нам не хватало мощностей. Мы хотели развиваться. И я взяла $2,5 млн по курсу 5 грн./$ в Райффайзен Банке Аваль — сроком на четыре года. По сегодняшнему курсу я фактически не в состоянии платить, потому что в месяц платеж составляет более
$100 тыс. Такой прибыли сейчас нет, спад очень большой, рынок перенасыщен полуфабрикатами. Я веду переговоры с банком о реструктуризации.

  Какие еще виды бизнеса, кроме изготовления полуфабрикатов, вы развиваете?
— Кроме полуфабрикатов, у нас есть активы в легкой промышленности: мой сын управляет предприятием по пошиву детской трикотажной одежды под ТМ "Долесвит". Сначала мы шили женское белье, но люди не готовы покупать вещи украинского производства высокого качества. Мы даже провели эксперимент: принесли в бутик белье с нашим лейблом. Нам отказали, даже не оценив качество. Тогда мы прикрепили на наше белье лейбл французской фирмы, принесли в тот же магазин. Его сразу согласились взять! Вот такая психология. В итоге мы перешли на пошив детского трикотажа. Второй сын занимается мебелью, управляет предприятием "Капитель". Все эти активы перед реорганизацией нужно свести воедино.

  Признайтесь, в чем была ваша главная мотивация для занятия самостоятельным бизнесом?
— Вначале ради того, чтобы накормить детей. Потом была мечта — построить дом. И Бог мне помог — благодаря упорному труду мы построили дом на 1 тыс. кв. метров. Каждые выходные в нем собирается вся моя семья, а это не менее 14 человек.

Рэкет-пиар
В 2010 году г-жа Дрыгало услышала о себе много нелицеприятного. За несколько месяцев до местных выборов она оказалась героиней компрометирующих материалов в интернете, местных СМИ и национальных телеканалов. Главным поводом для такого пиара стал амбициозный проект Дрыгало — сети социальных магазинов и социальных аптек. В них предпринимательница продает продукцию ТМ имени себя без надбавок, по оптовым ценам. Эти же социальные проекты стали основной предвыборной "фишкой" в кампании Людмилы Дрыгало на местных выборах.

Днепропетровская компания "Акцент" сняла сюжет, ознакомиться с которым можно, к примеру, на YouTube. В ролике Дрыгало приписывается попытка под видом социального жилья создать второй "Элита-Центр", инкриминируется несанкционированный сбор информации о жителях Белой Церкви. Так, один из горожан рассказывает, что хотел получить дешевое жилье, но пока что только передал свою информацию в приемную Дрыгало. В самом деле предпринимательница позволяет использовать свою социальную сеть только в обмен на данные о претенденте. Например, доступ к социальным аптекам и магазинам могут получить лишь владельцы специальных удостоверений. "Мы собираем информацию, чтобы проанализировать структуру доходов людей, претендующих на льготы. В том числе для предоставления в будущем социального жилья. А вдруг у претендента в семье три автомобиля? Это будет несправедливо, если он сможет хитростью получить дешевую квартиру", — так поясняет г-жа Дрыгало сбор данных.

В том же ролике Елена Кравченко, сотрудник белоцерковского отдела Государственной исполнительной службы, рассказывает, что против Дрыгало начат процесс по взысканию долга. На белоцерковских форумах в 2010 году появилось множество самых разнообразных обвинений в адрес Людмилы Дрыгало. В уклонении от уплаты налогов, в халатном производстве продукции, в задержках по зарплате на ее предприятиях и структурах ее сыновей… Ввиду масштабности такого "промо" можно сделать вывод, что заказчики рассматривали Дрыгало как действительно сильного оппонента. Впрочем, источники "ВД" в Белой Церкви отметили, что "черная" пиар-кампания могла быть связана с попыткой одного из предпринимателей попросту взять под контроль бизнес г-жи Дрыгало. Так или иначе, но загадочное социальное жилье, ставшее основной "фишкой" информационного негатива, пока что остается только проектом.

  На каком этапе реализация проекта по строительству социального жилья?
— Пока что мы собрали заявления от семей, претендующих на социальные квартиры. Мы рассматриваем и анализируем их, проверяем достоверность содержащихся в них данных: беседуем с соседями, знакомыми, родственниками. Строительство начнется в этом году. Задолго до выборов мне удалось найти инвестора, который согласился строить в городе коммерческое жилье. С ним были согласованы условия, благодаря которым компания отдаст часть готовых квартир для социального и льготного жилья. В любом случае его интерес здесь учтен, по­­этому договор мы подписали и, если ничего не помешает, жилье будет строиться.

  Во время предвыборной кампании вас обвиняли в том, что проект социального жилья — афера. Похоже, вы ничем на это ответить не можете?
— Это был политический заказ. Политтехнологи действующего мэра таким образом понижали мой рейтинг. "Проехались" по всей социальной программе — социальным магазинам, социальным аптекам, социальному жилью. Снимались фильмы с показом на "5 канале", разбрасывались листовки с порочащими меня текстами, выходили статьи в газетах с фальшивыми фотографиями. И вся эта грязь называется сегодня политтехнологией.

  А кто инвестор и в чем его интерес к социальному жилищному проекту?
— Назвать инвестора я пока не могу. За рубежом принято 10% от прибыли вкладывать в социальные программы. Там это нормальная практика. У меня есть земля, у инвестора — деньги. Так мы решили запустить совместный проект. Часть денег он вернет при продаже готовых квартир, а часть будем получать в качестве дивидендов на протяжении 25 лет. Я обращалась к украинским застройщикам, у которых стоят пустующие квартиры. Но они ответили, что лучше подождут, пока кризис пройдет и цены опять достигнут прежнего уровня. А участвовать в социальной рассрочке не захотели.

  Кто был заказчиком PR-кампании, направленной против вас?
— Делайте выводы сами. У меня был высокий рейтинг, действующий мэр шел третьим и, воспользовавшись административным ресурсом, делал что хотел. У нас даже сейчас происходит противостояние. Вместо того чтобы конструктивно работать, идут постоянные споры и суды.

  Какие у вас сегодня отношения с мэром?
— В частной беседе с ним я объяснила, что проблема не в том, что я не стала мэром, а в том, что он использовал механизмы, которые унизили мое человеческое достоинство. Как православный человек я ему прощаю, хотя никогда в жизни не получала столько негатива, сколько в этой предвыборной кампании. Но надо жить дальше и работать. Сейчас прерогатива — люди, которым нужна наша помощь.

  Вас обвиняли и в неуплате налогов. Что на это скажете?
— Налоги — это святое. Еще не было случая, чтобы я не уплатила каких-либо налогов. Если и ходили такие слухи, то только по той же причине — "черный" PR.

Чудеса для души
Перелет из Киева в Тель-Авив длится около трех часов. Еще два часа занимает переезд на автобусе в Иерусалим. Это — стандартная программа для православных паломников, которые едут в Святой город посетить знаковые места христианства, — Гефсиманский сад, Крест­ный путь, Храм Гроба Господня. Этот маршрут Людмила Дрыгало, православная христианка, проделала около десяти раз. К религии Людмила пришла самостоятельно, в 15 лет, во время тяжелой болезни одного из родственников. В христианских молитвах она обрела спокойствие и поддержку для духа в тяжелую минуту. Уже став бизнесвумен, Дрыгало начала активно поддерживать православную церковь. Она строит церкви, спонсирует монастырь на юге Украины — Свято-Воскресенский Теплодарский женский монастырь в Одесской области. И вместе с паломниками раз в год путешествует по Израилю — на Крещение приезжает на Иордан, на Пасху — в Иерусалим. По словам Дрыгало, там она стала свидетельницей многих вдохновляющих душу событий, которые укрепляют ее веру.

  У вас есть духовник?
— Мой духовный наставник — отец Владимир. Мы ровесники. Я — че­ло­век ветреный и легкомысленный и, чтобы встать на путь истинный, иду к нему. Нас сблизило то, что мы строим храм Святого Луки Войно-Ясенецкого. Святой Лука был врачом, прошел войну, заключение и в конце жизни стал монахом. Про него ходят легенды, что во время войны, когда людям отрывало снарядами руки, он мог приложить руку и она приживалась. Отец Владимир — настоятель этого храма.

  А с кем вы путешествуете в Израиль?
— Есть матушка Никодима, в миру, как и я, — Людмила Борисовна. Она настоятельница женского Теплодарского монастыря. Мы, паломники, с ней пребывали на Святой земле уже не один раз. Это радость для души и работа для тела. Достаточно большая нагрузка для организма, но возвращаться туда хочется всегда. И я по возможности это делаю. Моя первая поездка с паломниками выдалась для меня очень тяжелой. Мы объехали все святые места — Назарет, Вифлеем, Иерусалим. В таких поездках люди спят всего пару часов в сутки: нужно вставать в 5 утра, идти на службу. Вечером тоже обязательная служба. Было тяжело, я даже думала, что больше не поеду. Но по возвращении домой, спустя дней десять после приезда в Украину, я почувствовала сильное желание вернуться опять.

  У вас есть любимое место на Святой земле?
— Как-то странно почувствовала себя в Храме Гроба Господня, возле Кувуклии (маленькая часовня в центре Ротонды Храма Воскресения Христова — прим. "ВД"). Я была там перед Пасхой, накануне схождения благодатного огня. У одного человека в руках прямо возле меня вспыхнули свечи! Такие чудеса очень укрепляют веру. Мы все материалисты и любим говорить: "Не поверю, пока не проверю". А когда видишь, как огонь зажигается, как река Иордан поворачивается вспять, — меняешься! На Святой земле я набираюсь того духовного заряда, который дает мне возможность работать, творить, жить и радоваться жизни.

Перспективы
Основной задачей Людмилы Дрыгало в 2011 году является решение долговой проблемы. Совсем расставаться с бизнесом она не собирается — предприятие наращивает ассортимент продуктов, к которым добавилась питьевая вода "Дрыгаловская", а также итальянская линейка с макаронами и лазаньями. Заинтересовало ее и транспорт­ное направление. "В Белой Церкви сегодня почти нет коммунального транспорта. Идет постоянная война между малообеспеченными людьми и хозяевами коммерческого транспорта", — говорит г-жа Дрыгало, забывая, что именно в этой отрасли ей придется ощутить острое противостояние с действующим мэром, имеющим интересы на рынке пассажирских перевозок.

Если партийная активность Людмилы Дрыгало останется на нынешнем уровне, уже в 2012 году она наверняка окажется в избирательном списке команды Владимира Литвина в Верховную Раду. И тогда ее бизнес ждет новое испытание. Ведь на всеукраинском уровне "черные" избирательные технологии куда изощреннее.

    Реклама на dsnews.ua