• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Игра на публику

Реклама на dsnews.ua

"Обдумываете эмиссию ценных бумаг? Ознакомьтесь с простым, экономически выгодным и престижным путем к европейскому рынку капиталов, имеющему неоспоримые преимущества для компаний стран СНГ". Это — приветствие компаниям из постсоветского пространства, размещенное на официальном сайте Франкфуртской биржи, что примечательно, на русском языке. Немецкие биржевики предлагают серьезные "поблажки" для потенциальных клиентов из "пост-совка", например, более толерантное отношение к оценке столь важного для западного инвестора показателя, как прозрачность. В свое время такая "забота" пришлась более чем по душе российским компаниям, устремившимся на рынок IPO (Initial Public Offering — первичная продажа акций). Но вскорости их поджидал неприятный сюрприз: из 25 российских эмитентов, которые провели IPO с начала 2004 г., акции около десяти стали котироваться ниже цены размещения (см. бокс "Русская рулетка"). Подобные "достижения" характерны и для украинских компаний: из 4 состоявшихся выпусков IPO только один можно считать более или менее успешным. Тем не менее, до конца текущего года выпустить IPO планируют еще три компании. А в 2007-2008 гг. таковых, по оценкам аналитиков, может оказаться около 12.

Публичные люди

В ближайшее время выйти на рынок IPO намерен Виктор Пинчук: на биржу будет выведен трубно-колесный дивизион "Интерпайпа" — "Трубинвест". К подобному шагу готовится и Ринат Ахметов, в частности, металлургическое подразделение СКМ — "Метинвест-холдинг". О выходе на IPO в среднесрочной перспективе заявляли до десятка компаний — это и "Финансы и Кредит" Константина Жеваго (он выведет на биржу акции шинных активов на базе белоцерковского производителя шин "Росава", Стахановского завода технического углерода и двух трейдеров в Украине и России, оформляемых в настоящее время в единый холдинг), и концерн "Галнафтогаз", и "ТАС-Коммерцбанк" Сергея Тигипко, и ЛуАЗ Петра Порошенко, и "Мотор Сiч", и крупный украинский производитель алкоголя — концерн "Оверлайн" (Первый ликеро-водочный завод, Одесский завод шампанских вин, Торговый Дом "Golden Line" и Торговый Дом "Мягков"). Большинство названных предприятий рассчитывают выйти на IPO не раньше второго полугодия 2008 г. Тогда как "Трубинвест", скорее всего, появится в листинге международной биржи уже в начале 2008 г. Остальные предприятия еще взвешивают все "за и против" разных форм привлечения инвестиций и выбирают. Так, Сергей Тигипко, председатель правления "ТАС-Коммерцбанка" намерен оценить перспективы выпуска IPO к началу 2007 г. "Галнафтогаз", к примеру, вполне устраивает привлечение денег посредством выпуска облигаций, к тому же, как считают в компании, к выпуску IPO они пока технически не готовы.

Что же движет компаниями из постсоветского пространства в их желании стать публичными? Прежде всего, считают эксперты, украинские компании уже ступили на путь узнаваемости, и теперь следующей вехой стает необходимость засвидетельствовать мировому бизнесу свою прозрачность. Имидж — это пиар на пути брендирования. Бизнес, сделанный на останках советской империи, прозрачностью не страдал, а посему отечественному крупному бизнесу пришло время собирать камни, а точнее — время легализовать свои капиталы. Цена компании не сможет быть тайной за семью печатями — достаточно прочитать, что на рынке обращается 10% акций компании X в количестве Y, по цене Z за акцию, — и цена вопроса известна.

Вторая причина, о которой не принято громко говорить, банальна — деньги. Длинные деньги, которые у отечественного бизнеса есть, но немного. Продавая свои акции на мировых биржах, украинские компании рискуют, но могут получить и неплохую прибыль. Они намеренно не применяют долговые инструменты, предпочитая делиться своим бизнесом в обмен на живые деньги.

И, наконец, третья причина — эффективный способ выйти из бизнеса.

Выход на IPO не зря называют "третьей приватизацией". Это только на первый взгляд кажется, что в первичном размещении все чисто и прозрачно. На самом деле компании следует иметь дополнительные ресурсы (подчас весьма серьезные) для отражения пиар-атак. Например, если были распущены слухи об убыточности или банкротстве компании и миноритарии массово начали сбывать акции. Добавьте к этому юридические и аудиторские услуги, ряд фиксированных трат, не зависящих от размера выпуска, — в общей сложности они составляют порядка $1,4 млн.

Реклама на dsnews.ua

Кроме того, нынче не самое благоприятное время для вывода IPO. Бум российских размещений, без преувеличения, создал негативный фон для только собирающихся торговаться на биржах украинцев. Он привел к смене предпочтений инвесторов. Если в начале нынешнего года в мире наблюдался резкий всплеск интереса к развивающимся рынкам (emerging markets), то где-то с июня ситуация изменилась на противоположную. Инвесторы стали предпочитать менее доходные, но более стабильные бумаги.

Индивидуальный подход

У каждого из предприятий, планирующих IPO в обозримой перспективе, цели разные. Для предприятий и ФПГ помельче — это сугубо получение средств на расширение бизнеса. По словам директора по инвестициям "Универсальной инвестиционной группы" Андрея Худо (аффилирована с концерном "Галнафтогаз"), главная цель IPO — привлечение инвестиций на расширение сети АЗС. Чрезмерное же увлечение кредитами, по словам аналитика, негативно влияет на соотношение собственного и заемного капитала. А если уже компания проведет IPO, то это — позитив для имиджа, и кредиты после этого она сможет привлекать дешевле. Для компаний алкогольного сектора и торговой сферы цель IPO тоже понятна — деньги нужны для расширения бизнеса.

А вот что касается крупных ФПГ, готовящих к публичному размещению свою "тяжелую артиллерию" — трубные, металлургические и другие активы, цели у них глобальные. Хотя ФПГ и нужны деньги (в последнее время они активно скупают разнообразные заводы за рубежом), это далеко не главный аргумент. Ведь негативная конъюнктура рынка не позволяет рассчитывать на высокую доходность размещаемых акций в средне- и долгосрочной перспективе.

Для "гигантов", вопреки слогану известной рекламы, имидж — все. Попытавшись опросить представителей основных компаний, которые четко заявили о планах выйти на IPO в 2007-2008 гг., "ВД" неожиданно столкнулась с полным нежеланием общаться на эту тему большинства из них. Возможно, они просто не уверены в успешности IPO и не очень хотят распространяться об истинных целях желаемой публичности. Это — защита от поглощений, а также взвинчивание своей стоимости, дабы продаться подороже. Не стоит забывать, что в Украине не за горами новые президентские выборы. В преддверии политической нестабильности или риска смены власти любой здравомыслящий бизнесмен должен быть готов к продаже активов. По- этому их тщательно приводят в порядок. Многие компании начали договариваться о проведении международного аудита или уже проводить его. А СКМ, к примеру, даже закончил. Наконец-то общественность узнала реальные обороты и доходы компании, тогда как раньше довольствовалась оценками степени богатства олигарха номер один в Украине Рината Ахметова разнообразных зарубежных журналов, ранжировавших самых богатых людей мира по уровню доходов. Консолидированные активы группы СКМ на конец 2005 г., согласно аудиту Pricewaterhouse Coopers, составили $7,235 млрд, консолидированный валовый доход — $5,658 млрд.

Хорошо "упакованным" всеми атрибутами успешной компании будущим IPO-шникам можно меньше переживать по поводу успешности размещения. А вот некоторым бизнесменам, яростно устремившимся к прозрачности, придется туго. Провальный выход на IPO российского шинного холдинга Amtel продемонстрировал низкий интерес инвесторов к шинному бизнесу. Поэтому оформляемый Константином Жеваго шинный холдинг вряд ли имеет смысл выводить на IPO. Лучше было бы направить на этот путь "финиковского" трейдера Ferrexpo, который зарегистрирован в Швейцарии. Во-первых, железорудный бизнес более привлекателен, во-вторых — трейдер зарегистрирован не в Украине. В любом случае, идущая на IPO компания должна зарегистрироваться за рубежом, поближе к месту планируемого размещения. Это не обязательно, однако логично — инвесторы вряд ли купят акции украинской компании, номинированные в гривне.

Каждому свое

Об удачном размещении IPO украинские компании, похоже, могут только мечтать, рассчитывать же им явно следует на более пессимистичный сценарий. И не паниковать, если цена размещенных акций не оправдает ожиданий. Ее, к слову, все потенциальные эмитенты тщательно скрывают. Зато для западной прессы они более открыты. Так, Константин Жеваго в интервью The Financial Times говорит, что изучает возможность стратегического партнерства через сделки слияния и поглощения с иностранными компаниями. В этом контексте IPO для него — необходимый инструмент узнаваемости. "Наша цель — быть похожими на компании, которые котируются на биржах в США и Великобритании", — отметил он в интервью FT. Жеваго даже не скрывает, кому он хочет продаться: в Ferrexpo был приглашен топ-менеджер из BHP Billiton, входящей в тройку крупнейших железорудных компаний в мире.

В преддверии будущих президентских выборов всем крупным ФПГ нелишне было бы сделать бизнес прозрачным и всемирно известным. Публичная компания гораздо более сильна для отражения каких-либо атак со стороны властей. Не зря поговаривают, что к IPO готовился и печально известный глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, да, увы, не успел. Украина, конечно, — не Россия. Но опыт смены власти на прошлых выборах главы государства на примере "Криворожстали" показал, что собственность могут и отобрать. Так что каждая из групп публичных компаний будущего эшелона идет на туманный Альбион за своим. Кто за деньгами, а кто и за гарантиями безопасности или успешной продажи в будущем.

ГДЕ РАЗМЕСТИТЬСЯ

Самой популярной для компаний из стран СНГ является Лондонская фондовая биржа (LSE), а точнее — ее "Рынок альтернативных инвестиций" (AIM). Она создана в 1995 г. для компаний, не отвечающих строгим требованиям основной площадки. На AIM необязателен опыт торговли акциями на протяжении трех лет или реализации минимального объема акционерного капитала компании. Листинг на AIM позволяет обойти Директиву ЕС о проспекте ценных бумаг, в которой говорится о необходимости регистрировать проспект эмиссии в Управлении Великобритании по листингу. AIM — это ограниченный круг инвесторов: на нем работают только те, кто готов иметь дело с высокорискованными инвестициями в надежде на серьезный рост капитализации эмитента.

Наиболее привлекательной с точки зрения количества потенциальных инвесторов является Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE). Однако требования к листингу на ней самые жесткие: суммарная прибыль компании до налогообложения либо ее оборотный капитал за последние 3 года должны составить не менее $100 млн, причем в последние два года — как минимум $25 млн в год. Кроме того, компания в последние два года не должна быть замечена в конфликтах с миноритарными акционерами.

Франкфуртская биржа предлагает эмитентам из стран СНГ три стандарта прозрачности. При самом легком из них — "вступительном" — минимальный срок существования компании определяется в 1 год (при общем стандарте — 3 года), требования к минимальной рыночной капитализации отсутствуют (EUR1,25 млн), а проспект эмиссии составляется по упрощенной схеме.

РУССКАЯ РУЛЕТКА

Из 25 российских эмитентов, которые провели IPO с начала 2004 г., акции около десяти сейчас котируются ниже цены размещения. Лидером разочарований стал шинный холдинг Amtel-Vredestein, чьи бумаги подешевели в 2,5 раза. В число "отстающих" попали представители разных отраслей: рекламщики из IMS Group, пищевики из "Черкизово", сельскохозяйственная группа "Разгуляй", телекоммуникационная компания "Комстар-ОТС". Подлила масла в огонь и недавняя история с IPO "Уралкалия", который отказался выходить с IPO на LSE, буквально в последний момент осознав, что переоценил свои акции. Похожая участь постигла и ритейлеров "Копейка".

СКОЛЬКО СТОИТ РАЗМЕСТИТЬСЯ?

На самой доступной для украинских эмитентов площадке — AIM фиксированные затраты включают:

  • вступительный взнос (GBP4,34 тыс.);
  • ежегодную плату (GBP4,34 тыс.);
  • вознаграждение консультантам — 7-10% привлекаемой суммы;
  • затраты на аудит компании из ведущей "пятерки" — до $100 млн.

Точную сумму суммарных затрат на IPO аналитики подсчитать затрудняются. Многое зависит от уровня подготовленности компании к IPO и от стоимости услуг андеррайтера. У украинских компаний, которые уже выходили на IPO, затраты существенно разнились. В сумму $1,4 млн обойдутся услуги юристов, аудиторов, PR-консультантов, плата за включение в листинг и пребывание в нем.

МНЕНИЕ.

ВАЛЕНТИН ТРИЗНО. Заместитель Регионального управляющего по финансам Международного автомобильного холдинга "Атлант-М" в Украине

— "Атлант-М" сначала планирует провести частное размещение в 2007 г., аудитор — KPMG, инвестиционный банкир — российская "Тройка-диалог". Для IPO, на которое мы планируем выйти к 2010 г., необходимо минимум 3 года аудированной отчетности. До 2010 г. собираемся увеличить капитализацию до $1 млрд.

Экспансия иностранных компаний в украинский бизнес ожидаема, а значит, есть вероятность поглощения украинских компаний. Чтобы выгодно продаться, компании должны быть публичными, с прозрачной структурой, аудированной отчетностью и т.д. Так, к примеру, ритейлорские компании наращивают капитализацию своего бизнеса, расширяют его масштабы именно для этого.

Для попадания в листинг биржи украинские компании будут регистрировать "зеркальную" компанию за рубежом. Это формально не обязательно, однако инвесторы "не поймут" и не купят акции компаний, номинированные в гривне. Зарубежные компании-аналоги, конечно, не будут в полной мере отражать операционную деятельность основной компании, но они аккумулируют права ее владельцев.

МНЕНИЕ.

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВ. Генеральный директор КУА "КапиталЪ"

— При первичном размещении акций целесообразно привлекать не менее $50 млн, при том, что капитализация компании должна составлять не менее $500 млн. Но важен не только сам процесс размещения, но и последующая динамика стоимости акций. Компания должна всячески повышать свою стоимость.

Для этого перед проведением IPO необходимо обеспечить прозрачность структуры компании (структура собственности должна быть понятна инвесторам), разработать систему мотивации для менеджмента, ориентированную на рост капитализации (например, опционные схемы вознаграждения), хорошее корпоративное управление (соответствующее интересам инвесторов и правилам листинга), построение коммуникации с инвесторами, переход на публикацию отчетности по МСФО.

Стоимость самого размещения зависит как от его параметров, так и выбранной площадки размещения. Комиссия инвестиционных банков может составлять от 2 до 6% от суммы размещения. Помимо этого, необходимо будет потратить средства на юристов и аудиторов. В среднем эмитент тратит около 10% от привлеченных средств.

    Реклама на dsnews.ua