• USD 39.6
  • EUR 42.2
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Закон не писан

Реклама на dsnews.ua
С 5 января в Украине не стало коррупции. Не то чтобы ее совсем нет, но судить за нее пока не будут — нет даже базового закона, которым определяются ко

С 5 января в Украине не стало коррупции. Не то чтобы ее совсем нет, но судить за нее пока не будут — нет даже базового закона, которым определяются коррупционные действия. Чиновники смогли вздохнуть с облегчением и "коррупционировать" в свое удовольствие. Некоторые уже и наказания успели избежать.

В Борзнянском районе Черниговской области есть небольшое село с милым названием Хорошее Озеро. В декабре прошлого года председатель Хорошеозерского сельсовета Николай Редевич выдал своему знакомому документы, подтверждающие, что тот отбыл наказание в виде 40 часов принудительных общественных работ. Правда, фактически нарушитель их не выполнял, как следует из постановления Борзнянского райсуда, а такое деяние чиновника квалифицируется как "предоставление недостоверной или неполной информации должностными лицами местного самоуправления", что прописано в ст. 5 Закона "О борьбе с коррупцией".

Это нарушение могло стоить сельскому председателю минимум нескольких сот гривен штрафа, изъятых в пользу государства, максимум — должности. Но Борзнянский райсуд, рассматривавший это дело, вполне резонно обратил внимание на то, что никакой статьи 5, да и самого закона, уже не существует. "При таких обстоятельствах суд считает ссылку в протоколе об административном нарушении на Закон "О борьбе с коррупцией" неуместной", — сказано в постановлении суда от 21 января с. г. Дело отправлено обратно на дополнительное расследование, что, судя по всему, спасет г-на Редевича от каких-либо административных последствий. Ведь даже если в ближайшее время будет принят новый закон, ссылаться на него в этом случае не смогут. "Нарушение" произошло в отсутствие законодательства, предусматривающего за него ответственность, а закон обратной силы не имеет.

Окно в коррупцию

Благодаря слаженному голосованию пропрезидентского большинства накануне новогодних праздников правоохранители и судьи уже больше месяца живут в парадоксальной ситуации. Закон "О борьбе с коррупцией", действовавший без малого 15 лет, утратил силу 1 января. Пакет антикоррупционных законов, поданный еще Виктором Ющенко, действовал аж четыре дня — до 5 января. А законопроект Виктора Януковича, подготовленный взамен, Администрация президента направила в парламент лишь в середине декабря. В январе у парламентариев не нашлось времени, чтобы принять его во втором чтении и закрыть образовавшуюся "коррупционную дыру". "У нас в стране коррупции нет. Раз президент отменил закон, значит, преступлений в этой сфере уже не существует", — шутит в разговоре с "ВД" Виктор Чевгуз, бывший адвокат одного из самых известных в стране коррупционеров Павла Лазаренко.

Теперь нельзя привлечь чиновника к ответственности за то, что он отказался предоставить информацию, входящую в сферу его компетенции, помогал кому-то победить на тендере, вмешивался в деятельность других должностных лиц или занимался предпринимательством. Это неполный перечень нарушений, ответственность за которые устанавливалась только антикоррупционным законодательством. Так что в этих условиях новый закон о доступе к публичной информации, появление которого должно было остановить произвол чиновников, — не более чем ширма.

"Можно делать публичное заявление: совершайте как можно больше коррупционных деяний, предусмотренных предыдущим законом о борьбе с коррупцией! Он утратил свою силу — и вам за это ничего не будет, а когда примут новый закон, он не будет иметь обратной силы", — возмущается нардеп Григорий Омельченко.

Реклама на dsnews.ua

Первые счастливчики, которые останутся безнаказанными в силу отсутствия профильного законодательства, появились и без такого объявления. В распоряжении "ВД" имеются тексты нескольких решений судов, которыми чиновники оправданы в связи с отсутствием закона, предусматривающего ответственность за их действия. Так, 24 января Киевский районный суд Харькова закрыл дело об административном нарушении сотрудницы Краснокутского сельсовета Харьковской области, которая отказалась выдавать заявителю документы, необходимые при оформлении земельного участка. Судопроизводство было закрыто "в связи с отменой акта, который устанавливает ответственность". По данным "ВД", постановления с аналогичными формулировками недавно были приняты районными судами Тернопольской, Черниговской и Львовской областей.

В принципе, привлечь чиновников к ответственности сейчас можно лишь за взятку или прямое хищение. Эти виды нарушений прописаны в Уголовном кодексе. "Сейчас чиновник в министерстве проведет тендер, на котором почему-то победит фирма, принадлежащая его жене, и это не будет считаться коррупцией, — констатирует нардеп Сергей Власенко, участвовавший в разработке антикоррупционного пакета документов от 2009 г. — Не будет коррупцией, если чиновник примет решение в пользу какой-то фирмы, и вдруг на счет его жены из этой фирмы упадет некая сумма денег, непонятно за что".

Тайна без следствия
В этом году высокопоставленные госслужащие и народные депутаты получают шанс безнаказанно игнорировать обязанность подавать налоговую декларацию о доходах за прошлый год.

По крайней мере, если новый антикоррупционный закон не вступит в силу до 15 апреля, когда истекает срок подачи деклараций, привлечь их к административной ответственности за нарушение нормы о декларировании доходов не получится.


В Государственной налоговой службе затруднились ответить на вопрос "ВД" о том, как изменился объем уже поданных чиновниками деклараций по сравнению с прошлым годом. Но отметили, что пока нет антикоррупционного закона, никто из чиновников не обязан предавать публичной огласке сведения о своем финансовом положении. "Высшее должностное лицо раньше должно было не только подать декларацию, но и опубликовать ее в официальных СМИ — "Голосi України" или "Урядовому кур'єрі", — добавил Виктор Косарчук, директор департамента массово-разъяснительной работы ГНСУ.

И уж особенно невыгодно высокопоставленным чиновникам скорейшее принятие нового антикоррупционного законопроекта, в котором их обязывают декларировать не только доходы, но и расходы. Это вынуждало бы представителей власти тратить суммы, не превышающие официально полученных доходов, и серьезно изменило бы подход к борьбе с коррупцией в стране. Впрочем, степень стремления власть имущих раскрывать свои финансовые карты наглядно проиллюстрировали события во время недавнего заседания парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Когда депутат от НУ-НС Владимир Стретович настоял на голосовании поправки о том, что декларации должны подаваться не только представителями власти, но и членами их семей, она набрала всего два голоса. Поправку дружно проигнорировали и правящие бал в комитете регионалы (Иван Вернидубов, Иван Мирный, Артем Пшонка), и представители оппозиции (Александр Рябека, Роман Забзалюк, Геннадий Москаль). "Понятно, что без этого изменения все останется как было. А что нам оставалось? Мы ведь понимаем, что в сессионном зале эта поправка никогда не пройдет", — оправдывал себя в приватном разговоре с "ВД" один из членов комитета.

Затянувшаяся пауза с принятием нового антикоррупционного закона — удачный шанс "зачистить" следы предыдущих нарушений. Скажем, 19 января руководитель Государственной финансовой инспекции Петр Андреев заявил, что на госпредприятии "Педагогическая пресса" в ходе проверки обнаружился забавный кадровый "букет". Директор ГП Юрий Кузнецов трудоустроил туда свою дочь, брата и племянника. В готовящемся к рассмотрению законопроекте чиновникам запрещено брать в прямое подчинение родственников. Но пока его примут, "букет" наверняка "увянет".

Что бы это значило
Об истинных причинах затягивания введения в действие антикоррупционного законодательства парламентарии лишь гадают. И. о. главы профильного парламентского комитета Геннадий Москаль считает, что постоянное откладывание вступления в силу антикоррупционного пакета в 2010 году могло быть связано с выборами. "Я думаю, это могло быть связано с избирательным процессом в местные советы, потому что члены избирательных комиссий по новому закону являются субъектами ответственности за коррупционные деяния. Это стало заработком. Туда же не приходят работать за 100 грн., которые выделяет государство. Туда приходят работать за деньги от партий. Это самое прямое воплощение коррупции".

"Тактический интерес президента — прослыть единым борцом с коррупцией в стране", — считает Сергей Власенко. И эту версию подтверждает то, что президентский проект на 90% совпадает с законом, принятым летом 2009 года и вступившим в силу в этом году всего на четыре дня. Будто уступая президенту в вопросе борьбы с коррупцией, задний ход дало и правительство. Недавно было ликвидировано Бюро по вопросам антикоррупционной политики Секретариата Кабмина.

Между тем международные организации, следящие за борьбой с коррупцией, уже не намекают, а открыто говорят о том, что Украина имитирует борьбу с коррупцией вместо реальных действий. "Вы не представляете, сколько всего приходится выслушивать от членов Парламентской Ассамблеи Совета Европы", — сетует один из представителей антикоррупционного парламентского комитета. Еще несколько месяцев отсутствия в стране антикоррупционного законодательства могут привести к тому, что Украину надолго отгонят от порога Евросоюза. "Если давать реальный прогноз, то закон будет принят не раньше апреля", — полагает один из членов профильного комитета Александр Рябека.

Даже если Администрация президента и задалась целью создать Виктору Януковичу имидж главного борца с коррупцией, ввиду чего откладывалось принятие разработанных еще при предыдущем главе государства антикоррупционных законов, эффект получился противоположный. Пойманных на горячем по старому закону чиновников уже освобождают от ответственности. Международные организации выставляют Украине новые баллы за уровень коррупции в стране. А пока время идет, из нового законопроекта можно "вычистить" самые неприятные для высокопоставленных лиц нормы.

    Реклама на dsnews.ua