• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Николай Калюжный: "Было бы неплохо, чтобы в первые годы отмены моратория на продажу сельхоземли покупать ее мог только Земельный фонд"

Реклама на dsnews.ua

О дним из главных новшеств готовящейся земельной реформы будет создание так называемого Земельного фонда. Планируется, что это учреждение получит в свое распоряжение бльшую часть государственных сельхозземель. Как следствие — у работников фонда появится соблазн "заработать" на ее управлении.

В интервью "ВД" заместитель председателя Государственного агентства земельных ресурсов Украины рассказал о том, как будет устроен механизм противодействия коррупции в Земельном фонде.

Как изменятся правила игры на земельном рынке в случае принятия законопроекта "О рынке земель", опубликованного на сайте Госземагентства в январе?
— Изначально планировалось, что покупать землю смогут государство, физические и юридические лица. Но после долгих дискуссий в рабочей группе, состоящей из представителей различных госорганов, мы решили, что предоставлять право покупки земель юрлицам нельзя. Ведь через юрлица, зарегистрированные в Украине, украинские земли могли бы скупить граждане других стран.

Это единственное ограничение?
— Нет. Мы вводим ограничения на право владения определенным объемом сельхозземель одним гражданином. В новом законопроекте механизм ограничения будет привязан к агроклиматической зоне, в которой гражданин намерен владеть землей. (В различных агроклиматических зонах различные площади земель. Поэтому для поддержания высокого уровня конкуренции и недопущения монополизации вводится дифференциация ограничений — прим. "ВД".)

Подобные ограничения могут быть обойдены. Например, через залоги в банках. Предусмотрен ли какой-то механизм, чтобы нивелировать эти схемы?
— Мы вписали в законопроект необходимую норму. Если банк забирает землю в случае неуплаты кредита, то он в течение полугода должен выставить ее на аукцион и продать.

Вы упомянули, что одним из игроков будет государство. Оно будет участвовать в аукционе через так называемый Земельный фонд?
— Да, в этом законе мы впервые создаем госоператора на рынке сельхозземель, который саккумулирует у себя госземли, а также невостребованные земли. Данным законопроектом мы вносим изменения в Гражданский кодекс, с помощью которых сможем собрать невостребованные земли в Земельный фонд.

Уточните, пожалуйста, каким объемом земли будет управлять фонд?
— В первую очередь это земли запаса и резерва. Их у нас осталось 3,1 млн га.

Реклама на dsnews.ua

Вы заберете все земли запаса и резерва?
— Нет, только пашню. Я думаю, это примерно 2 млн га. А пастбища, сенокосы останутся за территориальными общинами. Им же надо где-то выпасать скот.

А сколько тогда уйдет в фонд?
— В течение года мы проведем инвентаризацию этих земель. После этого перенесем конкретные участки в кадастр. Было бы неплохо, чтобы в первые годы отмены моратория на продажу сельхоземли покупать ее мог только Земельный фонд. Мы сдавали бы их в аренду. Тем самым могли бы обслуживать кредиты, которые возьмем на покупку земли.

Что это даст?
— Это возможность избежать мошеннических схем. У  нас есть сельхозпредприятия, которые арендуют сотни тысяч гектаров земель. Если начнется свободная покупка-продажа земель, то они не смогут купить всю арендованную ими землю, поскольку у них не будет для этого возможностей. Ведь законом мы ограничиваем максимальный объем покупки земли одним гражданином, а это значительно меньше, нежели они сейчас обрабатывают. Но агрохолдинги боятся, что на арендованных ими полях мошенники выкупят точечно паи, тем самым не давая возможности агрохолдингу эффективно управлять арендованной землей.

За какое время удастся сконцентрировать невостребованные паи?
— Я думаю, что за год, не раньше. Собираемся все делать цивилизованно: сначала мы должны дать объявление в СМИ, затем обратиться в суд. Никто не собирается отбирать землю.

Какие еще категории земель могут оказаться в собственности государства?
— Орошаемые земли, а их в Украине около 400 га. Кроме земель, это и оросительные каналы, и трубопроводы, в общем, это сложная мелиоративная сеть. Но она тоже вся распаевана. Если на одном таком поле половина людей будет культивировать помидоры, а вторая — пшеницу, то никто из них не получит нормального урожая. В таком случае нельзя будет правильно настроить оросительную систему. Ведь для разных культур разные сроки полива! Если бы в первые годы государство скупило эти земельные участки в фонд, то оно бы не выращивало там что попало, а отдало бы эти земли в аренду тому арендатору, который до этого там работал. Ему ведь по большому счету все равно, у кого арендовать землю. Мне кажется, что эту идею надо развивать.

Откуда фонд возьмет средства на покупку земель?
— Я думаю, что нам нужно не менее трех-четырех миллиардов гривен в год. Это будет, скорее всего, зарубежный кредит. Деньги будем возвращать за счет арендной платы. Сейчас земельный налог составляет 10 грн., а арендная плата — примерно 350 грн./га. То есть 340  гривен — это наш заработок. Но мы же можем поставить не 350 гривен, а 500 гривен за 1 га.

Также за счет того что покупателем будет только государство, нам удастся сыграть на покупке-продаже земли. Не хочешь продавать — жди, когда право покупки получат частные лица.

Как вы думаете, сколько пайщиков захотят продать свои паи Земельному фонду?
— Я думаю, что порядка миллиона пайщиков захотят продать свои паи сразу же после 1 января 2013 г.

Ограничение права покупки земель снижает инвестпривлекательность украинского аграрного сектора. Агрохолдинги так и не получат возможности кредитоваться под залог земель, которые они обрабатывают…
— Нет, финучреждения начнут кредитовать агрохолдинги. Сейчас банки не принимают в залог договоры аренды, потому что они во многих случаях заключены на короткие сроки, например, на три или пять лет. За такой срок сложно "отбить" кредит. Если же агрохолдинги будут заключать договоры аренды с Земельным фондом, например, на 20 лет, банки охотно будут кредитовать аграрный бизнес.

Почему в законопроекте "О рынке земель" не расписаны подробно принципы, по которым будет работать этот фонд? Ведь такая неопределенность позволит заинтересованным бизнес-группам лоббировать свои интересы на уровне Кабмина или министерств…
— А что делать в таком случае с технологиями обработки земель, которые часто меняются? Мы постоянно будем выходить в парламент с правками в закон. Напомню, что первая версия Закона "О рынке земель" поступила в парламент семь лет назад. Если государству будет необходимо оперативно внести правки в закон, то это будет сложно сделать очень быстро. Это займет годы. Все боятся, что кто-то там в Кабмине начнет разворовывать. Так давайте в таком случае установим жесткий контроль.

То есть лет через десять этот фонд можно будет акционировать и приватизировать?
— Теоретически да. Но для избежания такого развития событий фонд необходимо внести в перечень предприятий, которые не подлежат приватизации.

Вы не боитесь, что норму о том, что Земельный фонд будет иметь приоритет в покупке земель, отменит Конституционный Суд?
— Тогда можно будет сказать однозначно, что земля "поплывет" за границу. А этого допустить нельзя. Конечно, есть какие-то риски, что эту норму КСУ признает недействительной. Но ведь во многих странах есть ограничения по продаже земли.

В том числе для снижения уровня коррупции в некоторых странах, где существует подобный Земельный фонд, в его руководство входят представители профессиональных общественных объединений. Планируется ли что-то подобное в Украине?
— Пока что нет. Но во время подготовки данного законопроекта были предложения, чтобы рынок земли регулировался саморегулирующимися организациями в каждой территориальной общине. Но я думаю, что таким образом была бы создана новая коррупционная схема, с руководителями таких организаций договаривались бы. Но я с вами согласен, что здесь должен быть жесточайший контроль.

Но все же, как будет построен механизм противодействия коррупции в фонде?
— Мы будем убирать ее прозрачными правилами проведения аукционов и конкурсов по продаже земель. Больше всего внимания в законопроекте уделено как раз этому вопросу. Список продаваемых участков будет утверждаться на уровне Кабмина. Кроме того, этот список будет публиковаться на сайте фонда, а также будут устанавливаться щиты на том поле, где продается участок. Все должно быть исключительно публично. Хотя кто сегодня может гарантировать отсутствие коррупции? Ведь и сейчас земля раздается направо-налево.

Можно оставить право распоряжения землей сельхозназначения, то есть земель запаса и резерва, за райгосадминистрациями. Но если посмотреть статистику, то количество этих земель очень быстро уменьшается. Мы считаем, что распоряжаться такой землей должна профильная организация, которая знает, что надо с ней делать, как ее сдавать в аренду.

В законопроекте, который подан недавно в Верховную Раду, указано, что бльшая часть земель не внесена в кадастр. Как правительство собирается внедрять земельную реформу, не имея полноценного кадастра? Вы считаете, что успеете все внести до 2013 г.?
— Нет, мы не успеем этого сделать. Это невозможно. Для этого необходимы миллиарды гривен. Но вводя свободную куплю-продажу земли, мы не будем привязываться к введению кадастра. Приведу вам пример. В развитых странах, например, в Швеции, Дании, Англии, где этим кадастрам по 40-50 лет, внесены только 70-75% всех участков.

Когда могут быть приняты законопроекты "О рынке земель" и "О земельном кадастре"?
— Законопроект "О земельном кадастре" будет принят в марте — как минимум в первом чтении. Законопроект "О рынке земель" пойдет в парламент после парламентских слушаний, которые состоятся 23 марта.

    Реклама на dsnews.ua