• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Маленькие хитрости большой политики

Реклама на dsnews.ua
Резкий спад заказов в межвыборный сезон вынуждает политтехнологов проявлять находчивость, граничащую с циничностью. Погоня за клиентом на рынке политк

Резкий спад заказов в межвыборный сезон вынуждает политтехнологов проявлять находчивость, граничащую с циничностью. Погоня за клиентом на рынке политконсалтинга уже дошла до использования "запрещенных приемов". А перенос даты парламентских выборов еще на полтора года только раззадорил политтехнологов.


Не так давно в одном из областных центров юга страны произошел случай, заставивший директора компании Bogush Communications Дениса Богуша по-новому посмотреть на суть деловых отношений между политтехнологами. Разработав дорогостоящий проект по стратегическому развитию города, в один прекрасный момент Богуш едва его не лишился. Причем самым парадоксальным в этой ситуации оказалось то, что отобрать проект пытались коллеги-политтехнологи, которых… он лично пригласил для параллельной подготовки другого проекта. "Узнав о моем проекте, о том, кто является его заказчиком, они буквально десантом высадились в городе, — рассказывает г-н Богуш. — Тут же со всеми перезнакомились. Даже с мэром города. И давай рассказывать об инвесторах, готовых вложить миллиарды долларов в этот проект. Но что самое поразительное — им поверили. Поверили мои друзья. Ситуацию спасло лишь то, что в нужный момент этим людям просто не смогли выделить денег". После того случая Денис Богуш старается не приглашать кого-то со стороны и все заказы выполнять силами собственной команды. Тем более сейчас, когда рынок политтехнологов перенасыщен, а конкуренция между ними только растет.

Сузившийся рынок
Решение Верховной Рады перенести парламентские выборы на октябрь 2012-го для большинства украинских политтехнологов оказалось ударом ниже пояса. Привыкнув к непрерывному политическому процессу, когда заказы буквально сами плыли в руки, сейчас им приходится бороться за место под солнцем. "Количество заказов резко сократилось. Конкуренция возросла в разы, — поясняет "ВД" политтехнолог Павел Карайченцев. — Точно сказать, сколько на одного заказчика приходится политтехнологов, очень сложно. Потому что сам по себе этот рынок непубличный, а все переговоры зачастую остаются за семью замками. По моим оценкам, в межвыборный период на один большой проект приходится две-три профессиональные команды, готовые этот проект осуществить".

Объем рынка политуслуг в этом году, по оценкам опрошенных "ВД" экспертов, сократится минимум в шесть-восемь раз по сравнению с прошлогодним. Если в 2010 г. за счет президентских и местных выборов политтехнологи, по самым скромным подсчетам, освоили $400 млн, то в нынешнем году, по мнению собеседников "ВД", на все политические проекты в Украине будет потрачено не более $50-70 млн. Так что основной массе участников рынка политтехнологических услуг рассчитывать на солидные проекты в обозримом будущем не приходится. Из более чем трех десятков команд политтехнологов "со стажем" лишь около десяти смогут претендовать на крупные заказы. Масла в огонь ужесточения конкуренции в сфере политического консалтинга подлили местные выборы. После того как в Украине параллельно провели порядка 200 тысяч избирательных кампаний, в стране появилось множество новоиспеченных политтехнологов, которые нынче сидят без дела. И хотя мало кто из них претендует на места в высшей лиге, но свою лепту в конкуренцию на рынке они уже вносят.

Соблазн экономпредложений

В нынешней ситуации политтехнологи принялись искать новые способы заполучить клиентов. Самым безобидным из них стал демпинг. "Сейчас появилось очень много предложений, которые я называю демпинговыми, — делится наблюдениями Виталий Бала, руководитель Агентства моделирования ситуаций. — В меж­сезонье люди готовы работать за суммы, минимум в два раза меньшие, чем обычно. Это вызывает определенные волнения на рынке политконсалтинга".

Главными жертвами подобного рода демпинга становятся топовые политтехнологи, чьи гонорары исчисляются десятками тысяч долларов. По информации Тараса Березовца, руководителя компании Berta Communications, между полит­технологами условной высшей лиги существует негласно утвержденный пакт. Это соглашение якобы четко предписывает, что контракты топовых политтехнологов стартуют от $10 тысяч в месяц и ни в коем случае не могут быть ниже. При этом никаких исключений для межвыборного сезона пакт не предусматривает. В результате даже имеющиеся на рынке заказы "уплывают" к менее раскрученным командам, готовым сбрасывать цены. "Бывает, что заказы действительно перебивают. Ведь когда приходят с демпинговым предложением, политик или политическая сила всегда начинают задумываться, почему они платят больше тем, с кем работают давно и постоянно, если есть те, кому можно заплатить намного меньше?!" — констатирует Виталий Бала. Тем не менее, чтобы минимизировать последствия демпинговых проволочек конкурентов, топовые политтехнологи все же вынуждены уступать в цене. Правда, это касается лишь постоянных клиентов. Новым заказчикам рассчитывать на подобные привилегии не приходится, так как топовые консультанты боятся демпинга уже в своей ценовой категории.

Реклама на dsnews.ua

Ужесточившаяся конкуренция на рынке политуслуг заставила активизироваться не только политтехнологов, но и самих политиков. Их последнее ноу-хау — проведение тендеров на закупку услуг политтехнологов. Эксперты уверены, что так заказчик достигает двух целей сразу. С одной стороны стравливает лоб в лоб конкурентов, чтобы те готовили наиболее качественные предложения, а с другой — это прекрасная возможность получить максимальное количество оригинальных идей по своему проекту. Подготовку таких мероприятий политтехнолог Павел Карайченцев, уже несколько раз участвовавший в политических тендерах, сравнивает с работой рекрутинговых агентств. И политики, и рекрутеры выставляют уйму требований к кандидатам. Потом проводят условное собеседование в неформальной обстановке, а уж после выбирают наиболее подходящий вариант. Но, чтобы победить, мало представить хороший проект. По словам г-на Карайченцева, многое зависит от характера самого заказчика, от его предпочтений: "Было у нас такое, что мы с заказчиком поговорили по душам, попили чаю. Он сказал, что хотел бы политикой позаниматься, хочет сделать либеральный проект. Мы договорились, что будем работать. Но потом он попил чай еще с кем-то, и тот человек сказал, что он сделает то же самое, только лучше. Выбор пал на него. Но ничего страшного в этом нет. Выбирает всегда заказчик. Он платит деньги".

Тотальное зомбирование
Топовые политтехнологи вместо демпинга в конкурентной борьбе используют профессиональные навыки. Идя на встречу с потенциальным заказчиком, они все чаще вооружаются до зубов, пытаясь воздействовать на него не столько силой своего интеллекта и креативностью идей, сколько использованием всевозможных психологических приемов. "Один мой знакомый политтехнолог обладает невероятным искусством пускать пыль в глаза потенциальному клиенту, после чего тот непременно соглашается на его условия, — рассказывает Денис Богуш. — Весь фокус заключается в том, что в определенный момент у него звонит телефон и он, извиняясь и вставая из-за стола, сообщает потенциальному клиенту, что на проводе человек уровнем не ниже вице-премьера или же какой-то видный политик. Мол, хочет сам сделать заказ. Это производит на клиента неизгладимое впечатление. А иногда такие телефонные разговоры и вовсе сбивают заказчика с толку. Как-то мой коллега договорился до того, что ему позвонил известный украинский певец по вопросу нефтяного бизнеса!"

Специалисты в области политического консалтинга давно поняли, что без применения подобного рода технологий гарантировать получение заказа практически невозможно. Не так давно среди политтехнологов появился даже такой вид специалистов, как "переговорщики", которые занимаются условным "зомбированием" клиента. "Это люди, имеющие, как правило, психологическое образование. В том числе они активно используют технологии НЛП, — говорит Тарас Березовец. — Их задача состоит не столько в работе над проектом, сколько в том, чтобы встретиться с клиентом и "укатать" его. За полчаса он должен получить заказ, над которым работать будут уже совершенно другие люди. Это специалисты высокого класса и их гонорары исчисляются десятками тысяч долларов. За одну такую встречу им могут заплатить $20 тысяч". Пока своих "переговорщиков" в Украине нет. По мере надобности специалистов приходится "выписывать" из России, но, глядя на спрос, который уже существует на их услуги, Тарас Березовец считает, что в скором времени такие же специалисты должны появиться и в Украине.

Уловки для спонсора
Несмотря на многочисленные проблемы, возникающие с поиском хорошо оплачиваемых заказов во время выборного межсезонья, те политтехнологи, у которых налажены тесные контакты с политиками, все же не чувствуют дискомфорта. Понимая, что активная работа с политическим проектом в условиях украинской действительности откладывается до выборов, многие из них пытаются зайти с тыла и поработать непосредственно со спонсором политического проекта. "Это обязательная программа межсезонья, — рассказывает Тарас Березовец. — Зачастую спонсору предлагают поучаствовать в нескольких тренингах. Например, тренинги публичного выступления перед избирателями, тренинги дебатов на телевидении в программах типа "Свобода слова" или "Шустер Live". Вырабатывают также навыки поведения в агрессивной ситуации".

Правда, подобные услуги не приносят больших доходов, но зато они и не требуют колоссальных затрат. К тому же через непосредственный контакт со спонсором политтехнолог морально готовит его к возможной публичной деятельности, давая понять, что его место — на политическом Олимпе. И хотя далеко не все спонсоры политпроектов мечтают о политической карьере, подобные "уловки" политтехнологов действуют на них безотказно, поскольку льстят их самолюбию. В конце концов, идти в политику прямо сейчас их никто не уговаривает, предлагая подготовиться к этому решению "на перспективу".

Между тем сами политтехнологи уверены, что в ближайшем будущем кризис заказов на рынке политуслуг продолжится. Один из главных политтехнологов Юлии Тимошенко Олег Медведев считает, что говорить об устоявшемся рынке политтехнологических услуг можно будет не раньше, чем эта работа перестанет быть "сезонной". "Сейчас же большинство политтехнологов просто "проедают" прошлогодние запасы и живут надеждой на "весеннюю посевную", — утверждает г-н Медведев. В такой ситуации ожидать прекращения холодной войны в рядах политических консультантов пока не приходится. Это случится не раньше второго квартала 2012 года, когда в стране вовсю начнется подготовка к парламентскому волеизъявлению.

    Реклама на dsnews.ua