• USD 39.8
  • EUR 42.3
  • GBP 49
Спецпроекты

Маленькая земля

Реклама на dsnews.ua
Войдя в состав Украины 57 лет назад, Крым так и не стал "нашим".

Войдя в состав Украины 57 лет назад, Крым так и не стал "нашим".

После подписания Указа Президиума Верховного Совета СССР в феврале 1954 г. о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР, этот полуостров так и не стал окончательно украинским — ни в умах и сердцах крымчан, ни в стремлениях государства. Для всех украинских властей Крым был не точкой приложения сил и материальных ресурсов, а скорее средством для достижения собственных политических целей.

После того как Леонид Кравчук дал "добро" на репатриацию крымских татар, на полуострове начались конфликты за землю. Следующий президент Леонид Кучма придерживался политики невмешательства."Он хотел законсервировать эти конфликты, не поддерживая никого, по принципу "разделяй и властвуй", — счи­тает заместитель директора Между­народного центра перспективных исследований Максим Борода. По мнению директора военных программ Центра им. Разумкова Николая Сунгуровского, локальные разногласия были Кучме выгодны с той точки зрения, что население полуострова "варилось в собственном соку" и не представляло собой монолитную силу. Не спешил он строить в Крыму и вертикаль власти. "Верховный Совет Крыма и Верховная Рада Украины не могли прийти к согласию по поводу тех или иных законов, и только после 2000 г. удалось добиться того, что крымские власти начали признавать украинские законы", — вспоминает Сунгуровский.

Виктор Ющенко пытался использовать Крым для поддержания собственного политического бренда, считает Максим Борода. "У Ющенко было специфическое отношение к Крыму и крымским татарам, поскольку они поддерживали его и его политическую силу. Крымские татары — это, пожалуй, единственная сила в Крыму, которая выступала и выступает на стороне украинской независимости", — говорит он. Однако и Ющенко не решил проблем автохтонного населения Крыма. Не получила должного развития и экономика полуострова: строительство жилья и небольших гостиниц не решало инфраструктурных проблем региона. При этом попытки Ющенко "украинизировать" Крым дали обратный эффект: по данным Центра им. Разумкова, подавляющее большинство крымчан (75,2%) в 2008-м считали, что в Крыму проводится насильственная украинизация, что отрицательным образом сказалось на уровне их патриотизма. Если в 2007 г. патриотами Украины себя считали 36,6% крымчан, то уже через год таковых было не более 9,2%. Показательным стало также то, что по-настоящему "свой" для "оранжевой" коалиции глава правительства Крыма Анатолий Матвиенко не продержался на посту более полугода.

У Виктора Януковича с Крымом ситуация иная: русскоязычное население его поддерживает. Партия регионов выиграла выборы в большинстве местных советов Крыма и имеет большинство в ВС АРК, однако в ней тоже начались конфликты между местными и республиканской организациями. Местная элита, которая надеялась на внимание к насущным для Крыма вопросам, понимания не дождалась. Более того, центральная власть выбрала более удобного собеседника, чем Меджлис крымских татар, создав в августе 2010 г. Совет крымских татар. Тогда окончательно стало ясно, что общий язык вряд ли будет найден.

По мнению Максима Бороды, проблема Крыма состоит в том, что к нему применяются традиционные инструменты регионального развития, "как к еще одной области Украины", но они там не работают. А по мнению советника президента Дмитрия Выдрина, причина плачевного состояния дел в АРК не только в действиях властей, но и в отсутствии развитого гражданского общества, а также несовершенном административно-территориальном устройстве.

Национальный институт стратегических исследований при президенте Украины разработал Стратегию экономического и социального развития АР Крым на 2011–2020 гг., которая для Крыма ставит целью продвижение интересов Украины в Черноморском регионе. Директор Таврического института регионального развития Андрей Клименко смотрит в будущее с оптимизмом. "Теоретическая база для новой государственной политики есть. Но для того, чтобы ее реализовать, те, кто принимают решения, должны понять, что Крым — это не полуостров, где люди тихо загнивают, а плацдарм для развития", — говорит он. Пока что Крым четко ассоциируется с "дерибаном земли" и антиукраинскими настроениями. Их дополняет и растущее недовольство властью в целом. Однако, возможно, прямо завтра центральная власть начнет отстаивать не свои политические интересы в Крыму, а интересы Украины в Черноморском регионе. Если ей, конечно, будет до того, ведь следующие парламентские выборы уже не за горами. Возможно тогда Крым и станет украинским.   

Реклама на dsnews.ua

3 августа 2010 г.
Виктор Янукович,президент Украины:
"Развитие Крыма напрямую зависит от развития Украины. Будет развитие Украины — будет развитие Крыма".

9 февраля 2011 г.
Мустафа Джемилев,глава Меджлиса:
"Наиболее организованная сила, противодействующая русскому сепаратизму в Крыму, — это крымские татары".

10 февраля 2011 г.
Василий Шкляр,писатель:
"Крым никогда исторически не был украинской территорией, и если нация больна и не может освоить эту территорию, то от нее лучше избавиться".

* Должности указаны на момент высказывания

    Реклама на dsnews.ua