• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Недооцененная страна

Реклама на dsnews.ua
Несмотря на то что Будапешт стал первой столицей, где было открыто украинское посольство, это не сделало Венгрию важной для нас страной. Хотя она впол

Несмотря на то что Будапешт стал первой столицей, где было открыто украинское посольство, это не сделало Венгрию важной для нас страной. Хотя она вполне могла бы выступить таким же лоббистом Украины в европейских делах, каким является Польша. Между Украиной и Венгрией сложились прекрасные экономические отношения, нет приграничных проблем, а закарпатские венгры имеют все шансы представлять украинские интересы в Будапеште.

Если попытаться определить самого беспроблемного соседа Украины, то им, несомненно, будет Венгрия. На первый взгляд, в отношениях между Киевом и Будапештом вообще нет никаких разногласий. Такие конфликты, как срыв контрактов на поставку украинской электроэнергии в Венгрию или ввоз в Украину под видом минерального сырья "Премикс" промышленных отходов (см. "Горькое слово "Премикс"), не обсуждаются на общегосударственном уровне и не являются предметом серьезных разбирательств в дипломатических кругах.

Такое часто происходит, когда речь идет об удаленных друг от друга государствах. Но экономические показатели украинско-венгерских отношений вполне отвечают нормам соседства. 2/3 венгерского товарооборота приходится на приграничные страны, в том числе и Украину. Товарооборот между нашими государствами стабильно рос до кризисного 2009 года, составив на пике в 2008 году $3,73 млрд, причем 77% нашего экспорта и 89% импорта из Венгрии составляет продукция с высокой добавленной стоимостью. Что же касается венгерских инвестиций в экономику Украины, то по состоянию на начало прошлого года в Украине действовало свыше тысячи предприятий с венгерскими инвестициями, а такие бренды, как банк ОТР, авиакомпания Wizz Air или фармацевтический концерн Gedeon Richter, узнаваемы по всей стране. Официально общий объем венгерских инвестиций в Украину составляет $700 млн, но следует помнить, что реально эта цифра будет куда выше, ведь, к примеру, инвестиции банка ОТР (?650 млн) были совершены опосредованно через австрийскую финансовую группу Raiffeisen.


Но при этом ни стратегических проектов в экономике, ни особого партнерства в политике между Украиной и Венгрией нет. "Ситуация очень странная: в украинском информационном пространстве отсутствуют две страны-соседки — Венгрия и Словакия", — говорит Сергей Солодкий, заместитель директора Института мировой политики. Реальное значение Венгрии в политике Центральной Европы в Киеве до сих пор не оценили.

"Существует психологическая причина: Венгрия находится как бы на периферии нашего внимания, — рассказывает Владимир Горбач, политический аналитик Института евро­атлантического сотрудничества. — Поэтому в украинско- венгерских отношениях существует определенное не­­проникновение. Даже закарпатские венгры мало связывают себя с Украиной и совершенно не стремятся в Киев, чтобы, к примеру, сделать карьеру. Оттого и Киеву Будапешт видится далекой столицей. Хотя на самом деле Венгрия — узловое государство в Центральной Европе".

Близкие соседи
Ключевой характер Венгрии в регионе Центральной Европы обусловлен исторически и связан с существованием Великой Венгрии. Однако в результате ее раздела в 1920 году (Трианонский договор) 2/3 территории были отторгнуты от Венгрии, а треть этнических венгров оказалась за ее границами — в Южной Словакии, румынской Трансильвании, сербской Воеводине и украинском Закарпатье. Но сейчас, когда все эти государства либо вступили в ЕС, либо стремятся там оказаться, у Будапешта появляется шанс экономической интеграции территорий бывшей Великой Венгрии через институт еврорегионов. Что закрепляется параллельными политическими процессами — Будапешт требует от соседних стран политической автономии проживающих там венгров.

"В прошлом году в Венгрии был принят закон, разрешающий зарубежным венграм получать мадьярское гражданство. Это привело к ухудшению отношений Венгрии со Словакией, Румынией и Сербией, которые на официальном уровне резко прокомментировали подобные планы Будапешта, — рассказывает Сергей Солодкий. — И только Украина воздержалась от подобной риторики. Такое стремление избежать напряженности в отношениях свидетельствует о проявлении уважения Киева к Будапешту".

Реклама на dsnews.ua

Действительно, в отличие от МИДов Словакии или Румынии, украинское внешнеполитическое ведомство оставило данный факт без ответа. А глава департамента информационной политики МИДа Олег Волошин отметил в интервью ВВС, что Венгрия привела достаточно доказательств, что ее действия не направлены на провоцирование сепаратизма или антиукраинских настроений среди закарпатских венгров. Правда, Киев устами спикера Верховной Рады Владимира Литвина также напомнил о недопустимости двойного гражданства, но градус реакции был намного ниже, нежели в Бухаресте или Братиславе. И тому есть объяснение.

Венгерские партии представлены в парламентах Словакии и Румынии, а также краевой Скупщине сербской Воеводины. И конфигурация политических сил в этих странах такова, что без венгерских партий практически невозможно сформировать парламентское большинство. Соответственно, представители венгерских партий получают портфели в правительствах этих стран. В Украине же проживают лишь 160 тыс. венгров, которые не способны оказать ключевого влияния даже на решения Закарпатского облсовета. Все это позволяет Киеву сквозь пальцы смотреть на открытие в Берегсасе офиса евродепутата Белы Ковача, помогающего получать венгерское гражданство. Или регулярные гастроли на Закарпатье националистической рок-группы Krptia, в репертуаре которой есть песни о венгерском характере края. Так как вещи это хотя и символичные, но не ключевые.

Конфликт вокруг венгерской общины на Закарпатье разыгрался лишь однажды, когда в 2009 году Министерство образования и науки Украины решило обязать школы с национальными языками обучения часть предметов преподавать на украинском и лишь на государственном языке сдавать выпускные тесты. Это вызвало нервную реакцию Будапешта, по словам тогдашнего посла Украины в Венгрии Дмитрия Ткача, по этому случаю венгерский парламент впервые принял жесткое антиукраинское заявление. Но через полгода министерство возглавил Дмитрий Табачник, данное распоряжение было отменено, и Будапешт во все­услышание заявил, что все противоречия сняты.

Чужие люди
В то же время противоречия сняты, с точки зрения Будапешта. "Результаты тестов закарпатских венгров лучше, чем у их украинских сверстников, — говорит Дмитрий Ткач. — Но по-украински эти дети с трудом могут связать два слова. Уровень преподавания украинского в венгерских школах Закарпатья ужасен, качество учебников — тоже, они не учитывают специфики венгерского языка. Поэтому венгерские школьники не могут учиться в украинских вузах, обычно продолжая учебу в университетах Венгрии".

Эта ситуация кардинально отличает Украину от Словакии, Румынии и Сербии, где тамошние венгры отлично владеют государственным языком. Что не в последнюю очередь позволяет им активно участвовать во внутренней политике этих государств, отстаивая собственные права и обеспечивая влияние Будапешта. Потенциально Украина могла бы создать собственное лобби в Венгрии из числа закарпатских венгров. Тем более что и Будапешту выгодно было бы иметь соседа, у которого положение дел с венгерским меньшинством могло бы служить примером для других.

Объяснить такое невнимание Киева к собственным гражданам венгерской национальности можно лишь недооценкой данной страны. В течение 2008-2009 годов оставался неподписанным договор о сотрудничестве между украинским и венгерским парламентами, так как Арсений Яценюк и Владимир Литвин, бывшие в то время спикерами Верховной Рады, отказывались ехать в Будапешт на подписание документа. Что вызвало у венгров обиду.

Но на уровне исполнительной власти в это же время состоялось историческое примирение украинцев и венгров, когда в 2007 году президенты Виктор Ющенко и Ласло Шойом подпи­сали "Декларацию общей памяти". Этот процесс прошел даже проще, чем аналогичное украинско-польское примирение. В отличие от открытия кладбища "орлят" во Львове, установка в 2008 году на Верецком перевале памятника обретению венграми Родины вызвала недовольство лишь на региональном уровне, но оно быстро улеглось.

Граница дружбе не помеха
Сблизить позиции Киева и Будапешта должно именно наше государство. Для Венгрии нынешний уровень взаимоотношений с Украиной вполне достаточен, ее куда больше интересует влияние на страны Балкан. "Можно вспомнить, что перед Бухарестским саммитом НАТО в 2008 году, где рассматривался вопрос предоставления ПДЧ Украине, Венгрия заняла самую осторожную позицию из всех стран — новых членов ЕС, — говорит Владимир Горбач. — На официальном уровне Венгрия поддерживает евроинтеграционные устремления Украины, но не особо надеется, что это когда-либо произойдет".

"Соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, которое еще предстоит заключить, Венгрии достаточно для полноценного экономического сотрудничества с Украиной, — соглашается Максим Борода, замдиректора Международного центра перспективных исследований. — А вот для отстаивания более глубокой интеграции, например, признания Украины кандидатом на вступление в ЕС или введение безвизового режима между Украиной и ЕС, у Будапешта особой мотивации нет".


Зато Украина могла бы поддержать желание Венгрии активно влиять на политику Словакии, Румынии и Сербии, используя для этого венгерское меньшинство в этих странах.

А также Хорватии, по отношению к которой Будапешт выступает главным лоббистом интересов в ЕС. Именно сейчас для этого наступило лучшее время: Венгрия с 1 января председательствует в ЕС, потом ее сменит Польша. И наша страна могла бы активно участвовать в тех проектах, которые продвигает Венгрия. В первую очередь речь идет о Восточном партнерстве и Дунайской стратегии (предусматривает реализацию семи проектов общей стоимостью ?440 млн). А параллельно Украина могла бы способствовать реализации венгерских бизнес-проектов не только в Закарпатье, но и других регионах Украины. Одним из таких проектов могут стать венгерские инвестиции в украинское сельское хозяйство и животноводство — венгры готовы вложить ?600 млн в строительство десяти животноводческих комплексов по всей стране.

Польша справедливо считается самым надежным союзником Украины в ЕС. Но стоит учесть, что у Польши исторически сложились очень хорошие отношения с Венгрией, в 2007 го­ду польский и венгерский парламенты единогласно проголосовали за то, чтобы считать 23 мар­та Днем венгерско-польской дружбы. И нет никаких преград, чтобы достроить последнее звено треугольника — между Киевом и Будапештом. Во-первых, Украина получила бы еще одного лоббиста своих интересов в ЕС. Во-вторых, нашей стране, заручившись под­держкой Будапешта, было бы легче наладить непростые отношения с Румынией. И, в-третьих, это позволило бы трем странам вместе играть роль регионального лидера на всем центральноевропейском пространстве от Балтики до Балкан, с которым вынуждены были бы считаться и в Брюсселе, и в Москве.

Горькое слово "Премикс"
В 1999-2005 гг. ЧП "Озон" из Венгрии в Украину завезло под видом удобрения "Премикс" промышленные отходы (см. "С "Премиксом" по жизни", "ВД" №4, 2006 г.). Экологи забили тревогу, когда сброшенные под открытым небом мешки с "Премиксом" начали протекать. ГП "Национальный центр обращения с опасными веществами" установило, что в мешках — химическое вещество третьего класса опасности. По факту ввоза прокуратура Закарпатской области в 2005 году завела уголовное дело, но добиться вывоза "Премикса" обратно в Венгрию не удалось из-за упразднения фирм, которые значились официальным продавцом и покупателем препарата. В итоге из природоохранного фонда Минприроды на утилизацию были выделены 10,3 млн грн. Тендер министерства на утилизацию "Премикса" выиграло польское ООО "Сарпи", которое до конца текущего года вывезет и утилизирует в Польше опасный препарат.

Энергетическая неувязка
В 1995 году компания "Укринтерэнерго" заключила договор о поставке электроэнергии в Венгрию на 20 лет. Договор заключался не с MVM (поставщиком электроэнергии населению), а посредником — компанией System Consulting, за которой стоял венгерский бизнесмен Ласло Капои. При этом цена украинской энергии составляла $0,05 за 1кВт-ч, а в Венгрии она достигала $0,1 за 1кВт-ч. При этом венгерская компания рассчитывалась с украинским ГП "Укринтерэнерго" закупаемым в России углем. Но в 2005 году "Укринтерэнерго" стала продавать энергию на аукционах, и место System Consulting занял другой трейдер — Energy Capital, который поставлял энергию на принадлежащий ИСД металлургический завод Dunaferr. Сама же цена выросла на 20%. Параллельно с ростом цены на энергоносители в Украине росла и стоимость украинской энергии, и в 2008 году она практически сравнялась с венгерской. Между "Укринтерэнерго" и венгерскими трейдерами стали возникать конфликты, и в 2008 году украинская сторона разорвала долгосрочный контракт.

3% ВВП собирается инвестировать Венгрия в инновации. Сейчас данный показатель составляет 0,7%, но уже в 2015 году Будапешт планирует увеличить эту цифру в четыре раза. Чему в немалой степени должна поспособствовать программа председательства Венгрии в ЕС. Она состоит из семи пунктов и называется "Сильная Европа", а главными ее вопросами являются энергетическая политика и инновации, а именно — создание единого энергетического рынка Европы и диверсификация источников поставки энергоносителей.

    Реклама на dsnews.ua