• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Могучая кучка

Реклама на dsnews.ua
В марте исполнился год с момента перехода Юлии Тимошенко в оппозицию к нынешней власти. За это время фракция "белосердечных" в парламенте потеряла в 1

В марте исполнился год с момента перехода Юлии Тимошенко в оппозицию к нынешней власти. За это время фракция "белосердечных" в парламенте потеряла в 13 раз больше народных избранников, чем регионалы за предыдущие два с половиной оппозиционных года. Если Виктор Янукович, чтобы удержать депутатов, использовал тактику пряника, то Юлия Тимошенко применяет кнут.

В конце прошлой пленарной недели регионалы в сессионном зале Верховной Рады сделали подарок прошедшему по спискам БЮТ депутату Станиславу Березкину. Благодаря слаженному голосованию пропрезидентского большинства нардеп-неофит благополучно вошел в один из самых влиятельных парламентских комитетов — бюджетный. По информации "ВД", бютовцы обещали "новобранцу" альтернативный презент в виде членства в комитете по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики. Да и сам нардеп якобы был не против такого кресла. По крайней мере, когда в середине февраля принимал присягу вместо выбывшего из депутатского корпуса мэра Кременчуга Олега Бабаева. Эти планы окончательно рухнули уже через две недели — новоиспеченный бютовец скоропостижно пополнил ряды фракции Партии регионов. Таким образом Станислав Березкин по­ставил своеобразный рекорд по самому короткому пребыванию в оппозиции (14 дней) среди всех депутатов нынешнего парламентского созыва.

В здании под куполом его лично пока знают немногие. Но народный депутат от фракции БЮТ-"Батькивщина" Владимир Яворивский о причинах политического предательства со стороны своего давнего друга осведомлен: "Мне трудно о нем говорить. Я его знаю. Хорошо знаю. Когда-то, кажется, летом 2009-го, мы с Юлией Тимошенко ездили к нему на открытие одного из заводов. На местных выборах я ездил к нему в округ помогать. То, что мне известно насчет его перехода, может ему навредить. Я не имею права говорить этого. Вы же понимаете, что если бы у него не было бизнеса, то, наверное, он никуда бы и не перешел. Я до последнего момента не знал, что он примет такое решение". Бизнес Станислава Березкина по производству масла в Кировоградской области ориентирован на экспорт и зависит от возврата НДС. А значит, от отношений с властью. Сам народный избранник комментировать вопросы "ВД" на тему сотрудничества с Партией регионов вежливо отказался. Как бы там ни было, его переход стал очередным доказательством того, что БЮТ проигрывает Партии регионов мотивационные войны. Последней во время предыдущего пребывания в оппозиции удалось сохранить монолитность команды. Каким образом — становится ясно, если проанализировать, какие технологии мотивации депутатов применяли лидеры двух крупнейших парламентских партий в оппозиции. Виктор Янукович следовал подсказкам из нескольких групп влияния в ПР, а Юлия Тимошенко продолжала принимать единоличные решения.

Общение после поражения
Первые недели после фиаско на выборах — наиболее сложные в психологическом плане для проигравшего политика и ключевые для мотивации его окружения. Накануне инаугурации Виктора Ющенко в январе 2005 г. Виктор Янукович "ушел в себя", взяв десятидневный отпуск. Но впоследствии достаточно быстро вернулся к общению со сторонниками — народными депутатами и руководством парторганизаций. Главной темой обсуждения стали парламентские выборы-2006 и способы возвращения к власти. Это придавало соратникам ощутимый заряд бодрости. "Виктор Федорович часто с нами встречался, много ездил в регионы, — вспоминает Владимир Ландик, народный депутат от ПР. — Когда я был первым секретарем Луганского обкома партии, Виктор Янукович приезжал к нам даже на проведение областных партконференций. Ясное дело, что с таким уровнем общения ты знаешь из первых уст и политику партии, и стратегию и, главное, тактику. И  тогда не делаешь ошибок, сам что-то не выдумываешь".

Пауза, которую взяла Юлия Тимошенко после поражения в президентской гонке-2010, растянулась дольше, чем на десять дней. Оставаясь премьер-министром, Леди Ю откладывала не только общение с прессой, но и со своим окружением. "Когда начались первые переходы из фракции БЮТ, я предлагал Тимошенко, чтобы она переговорила с каждым потенциально возможным перебежчиком, — утверждает народный депутат Павел Мовчан, исключенный из БЮТ-"Батькивщины" в феврале. — Если лидер хочет, чтобы команда сохранила целостность, надо искать дорожку к каждому. Но этого не было сделано". Впоследствии и он оказался в рядах перебежчиков, которым не хватило коммуникации с лидером: "Перед исключением мне сказали, что моя карточка проголосовала (за продление полномочий нынешнего парламента до 2012 г. — прим. "ВД"), и начали кричать: "Пошел вон!". Буду честен: я и не собирался слагать полномочия. Но я полтора месяца лежал в больнице, неужели нельзя было найти время, чтобы встретиться со мной?".

Социальный психолог Олег Покальчук объясняет затянувшуюся паузу в коммуникации тем, что Юлия Тимошенко в принципе не готовилась к поражению. "Любой политик после такого серьезного проигрыша испытывает шок. И чем человек самолюбивее и амбициознее, тем этот шок ярче и глубже, — считает он. — Естественно, политику после этого нечего сказать своим сторонникам. Потому что до этого всем обещали портфели, награды, посты и звезды с неба в случае победы. После поражения (Тимошенко — не исключение) всегда выстраивается очередь из кредиторов, не обязательно денежных".

Градус оппозиционности
Оправившись после фиаско, Леди  Ю попыталась объединить своих сторонников вокруг общего врага. "На всех собраниях фракции обсуждался один и тот же вопрос: нужно бороться в оппозиции. Такая была установка лидера: БЮТ занимает категорически оппозиционную к власти позицию, которая прослеживается в работе народных депутатов нашей фракции в парламенте", — вспоминает внефракционный нардеп Дмитрий Ветвицкий, покинувший БЮТ в феврале этого года.

Реклама на dsnews.ua

Градус оппозиционности, выбранный лидером "Батькивщины", не пришелся по вкусу многим в ее окружении. "Вокруг Юлии Тимошенко всегда объединялись из-за общей угрозы. Когда-то это были Медведчук и Кучма, потом Ющенко, теперь Янукович. В зависимости от политической ситуации назывался враг, который олицетворял в себе вселенское зло. Сторонники мобилизировались на "борьбу с драконом",  — анализирует Олег Покальчук. — Это хорошая технология, но детская, игровая. Люди, более инфантильные политически, входившие в окружение Юлии Тимошенко, все уже выросли".

На этом фоне тактика Виктора Януковича, нередко закрывавшего глаза на контакты представителей своей фракции с тогдашним правительством, оказалась более полезной для сохранения целостности окружения. Многие регионалы, связанные с бизнесом, по достоинству оценили эту уступку. "Бизнес в принципе не может находиться в оппозиции или существовать сам по себе. Как бы там ни было — нравится мне нынешнее правительство, исполнительная, законодательная власть или нет, — все равно я буду идти к министру, премьер-министру, буду договариваться", — в бытность Юлии Тимошенко премьером признавался "ВД" Валентин Ландык, народный депутат от ПР и президент донецкой промышленной группы "Норд".

В отличие от Тимошенко, после фиаско на президентских выборах занявшей нишу радикального крыла оппозиции, Виктор Янукович, проиграв гонку Виктору Ющенко, выбрал умеренно-оппозиционную стратегию. Именно этого ожидало от него окружение. Достаточно вспомнить, что после инаугурации Виктора Ющенко один из основателей Партии регионов Владимир Рыбак заявил, что знает мнение большинства партийных областных организаций и сделает все, "чтобы партия в оппозиции не была". Более того, он откровенно признался, что никто из высшего руководства партии, включая ее лидера, к оппозиции не готов. Через несколько дней об этом заявил и сам Янукович. И хотя "от себя" он все-таки понемногу критиковал новую власть, по вопросу назначения Юлии Тимошенко на пост премьера регионалам в парламенте разрешили голосовать на свое усмотрение. Еще до нажатия кнопок стало ясно, что многие из них отдадут свои голоса "за". А  упомянутый депутат Валентин Ландык, вместо вопросов к претендентке на кресло премьера, заявил о готовности протянуть новой власти руку бизнеса, подошел к трибуне, передал Тимошенко бумаги и пожал руку.

"Наша политическая сила долгое время, будучи в оппозиции, как нам говорили, вяло себя вела,  — признает нардеп-регионал Василий Хара. — Не было острого противостояния между двумя политическими силами. Мы понимали, что власти нужно какое-то время, чтобы показать себя". Бурную фрондерскую деятельность регионалы развернули лишь ближе к президентским выборам, до этого находясь в "оранжерейных" оппозиционных условиях.

Особенности совещаний
Главная претензия большинства выходцев из БЮТ — автократичный стиль руководства лидера. Народный депутат от ПР Владимир Олейник до выборов 2007 г. находился в парламенте под "белосердечными" флагами. После того как накануне внеочередных парламентских выборов его опустили на 80 позиций в партийном списке, политик распрощался с командой БЮТ. Сейчас он утверждает, что серьезным мотивирующим фактором для него стала возможность влиять на решения фракции Партии регионов. "Когда я был в БЮТ, совещания проходили странным способом. Мы должны рассматривать законопроекты, вносить предложения, а нам предлагали просто поговорить — о политике или о чем-то еще абстрактном. Что тогда, что сейчас на собрании фракции Партии регионов было иначе: берется книжечка и по списку рассматриваются все вопросы, обсуждается, как будем голосовать".

В нынешних условиях, когда количество несогласных с политикой БЮТ достигло трети фракции, Юлии Тимошенко приходится выбирать между тем, кого мотивировать — идеологических соратников или бизнес-крыло фракции. Так, разногласия между депутатами Валентином Зубовым (доктор социологических наук) и Андреем Сенченко (учредитель ряда коммерческих структур преимущественно в АР Крым) закончились уходом первого во фракцию Партии регионов. Валентин Зубов уверяет, что его аргументы лидер "Батькивщины" попросту проигнорировала: "Я показывал Юлии Тимошенко конкретные факты об этом человеке (Андрее Сенченко — прим. "ВД"). Она меня пригласила на беседу, когда уже не была премьер-министром, и я ей сказал, что расставлять такие кадры вокруг себя недопустимо. Мы с ней поговорили, а на следующий день на заседании фракции, когда утверждался состав оппозиционного правительства, по ее распоряжению Сенченко стал министром финансов. После этого я встал и ушел". Андрей Сенченко в разговоре с "ВД" об этой ситуации ограничился нелестным эпитетом в адрес экс-соратника.

Между тем в кулуарах Верховной Рады периодически возникают слухи о том, что ряду исключенных из БЮТ-"Батькивщины" нардепов могут вернуть прежнюю политическую прописку — уж слишком велики потери оппозиции. Впрочем, пока что эта информация не получила подтверждения. Тем временем Партия регионов продолжает принимать в свои ряды "отщепенцев", предлагая им дополнительную мотивацию к следующим парламентским выборам. "Нам сейчас хоть забор от перебежчиков ставь,  — сетует один из депутатов-регионалов. — Мне, например, это невыгодно. Все перебежчики, как правило, попадают к нам в список. Они же торгуются, чтобы их поставили первыми. И  те, кто создавал партию, оказываются в конце".

"Последний оплот" бизнес-крыла фракции БЮТ (народные депутаты Константин Жеваго, Андрей Сенченко, Константин Велижанский, Гарегин Арутюнов, Валерий Крайний и др.) потенциально представляют кадровый ресурс для тех, кто стремится нарастить фракцию Партии регионов в парламенте до 200 "штыков". Пока Юлии Тимошенко удается сохранять их лояльность, но это положение вещей в любой момент можно пошатнуть давлением на бизнес. Параллельно объятия регионалов раскрыты и для тех, кто отдаляется от БЮТ из-за идеологических разногласий и недостаточной коммуникации с лидером. Очевидно, что если Леди Ю не усилит тактику мотивации окружения, то рискует растерять даже самых стойких своих сторонников. 

    Реклама на dsnews.ua