• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Китайская грамота

Реклама на dsnews.ua

Китай и Россия вознамерились плотно и энергично сотрудничать: Поднебесной нужны электроэнергия и углеводороды, поэтому она не поскупилась на цену. Китайская промышленность растет невероятными темпами и требует все больше энергоресурсов.

Россия решила этот вопрос просто — закупленная у Украины электроэнергия пойдет на экспорт в Китай. Сколько теряет Украина от такой схемы — выясняли журналисты "ВД".

Российская выгода

Стремительное развитие генерирующих мощностей в КНР явно не успевает за ростом потребления электроэнергии в государстве. Он бьет все прогнозы. Так, если в 2004 году потребление электричества, по прогнозам китайских экспертов, должно было возрасти на 5%, то в реальности эта цифра достигла 15%. Без решения проблем энергообеспечения Пекин не сможет говорить и о выполнении национальной стратегической задачи — увеличить ВВП страны к 2020 г. в 4 раза. Одним словом, хочешь роста экономики — умей договариваться с соседями и вкладывать средства в развитие их мощностей.

Во время визита премьера РФ Михаила Фрадкова в Пекин 9 ноября российская государственная монополия РАО "ЕЭС России" и Государственная электросетевая корпорация (ГЭК) Китая подписали документ исключительной важности — соглашение об основных принципах реализации проекта поставки электроэнергии из России в КНР. Прежде чем вступить в силу, соглашению предстоит еще получить одобрение правительств обеих стран. Но о том, какой резонанс оно будет иметь для российской (и, опосредовано, украинской) экономики, можно говорить уже сегодня.

Москва взялась обеспечивать током северо-восточные провинции Китая, которые свои возможности по производству электроэнергии исчерпают уже к 2010 г.

Россия получит выгоду минимум в трех аспектах. Первый — финансовый. Москва не прогадала с ценой на экспортную электроэнергию. Несмотря на то, что стоимость поставок РАО пока не раскрывает, аналитики сходятся во мнении, что она будет на уровне 2,5 цента за 1 кВт-ч. Эта цифра вдвое выше, чем на внутреннероссийском рынке, и на полцента больше, чем средняя цена электричества в Китае (порядка 2 центов за 1 кВт-ч). Только на поставках с Бурейской ГЭС Москва, по прогнозам, заработает $70 млн. Правда, вынудить Пекин платить такую сумму Москве удалось не сразу. РАО ЕЭС настаивал на том, что цена должна окупать затраты на сооружение электростанций, которые необходимо дополнительно вводить для того, чтобы обеспечить поставку такого объема электроэнергии. КНР ценовые предложения российского энергохолдинга не устраивали — она настаивала на том, чтобы цена закупки составляла 1,5-1,8 цента за 1 кВт-ч. Однако дефицит электроэнергии на внутреннем рынке Китая, видимо, сделал Пекин более сговорчивым — тот согласился на покупку тока по цене выше, чем на внутрикитайском рынке. В свою очередь, средства, которые Россия получит от экспорта своей электроэнергии в Поднебесную могут пойти не только на развитие электроэнергетической промышленности Дальневосточного региона, но и на модернизацию имеющихся и постройку еще двух высоковольтных линий электропередач пропускной способностью до 5 млрд кВт-ч для подачи тока в тот же Китай.

Реклама на dsnews.ua

При этом простыми поставками электроэнергии и финансовой выгодой дело не ограничится: речь идет о перспективе совместных российско-китайских инвестиционных проектов. Глобальный их смысл для России — экономически завязать на себя растущий и перспективный китайский рынок в нефтяной и газовой сферах.

Украина: третий — не лишний

Успешно "толкая" ток в Китай, Россия еще месяц назад убеждала Украину в том, что испытывает дефицит тока, поэтому хочет закупать недостающую электроэнергию в Украине. С начала ноября с.г. украинская электроэнергия уже поступает в Россию, точнее, по словам российской стороны, в ее Центрально-Европейскую часть. В этом регионе электроэнергии не хватает, в то время как в Дальневосточном — ее в избытке. "Кормить" же за его счет Центрально-Европейский регион для Москвы проблематично. В силу технологических особенностей энергосистема Восточной Сибири и Дальнего Востока практически изолирована и имеет лишь слабые сетевые связи с европейской частью России. По словам аналитика инвестиционной компании "Тройка Диалог Украина" Ирины Цейгельник, это делает поставки дальневосточной электроэнергии в центральные регионы России практически невыполнимыми с технической точки зрения — нет необходимой инфраструктуры. Согласен с ней и аналитик ИК "Конкорд Капитал" Александр Паращий, считающий, что в вопросе обеспечения электроэнергетикой Центрально-Европейский и Дальневосточный регионы России можно считать, по сути, отдельными странами. Соответственно, с точки зрения Москвы, ей выгоднее покупать электроэнергию у Киева, чем тратиться на создание инфраструктуры, которая соединит два российских региона. Но выгодно ли это Украине?

По мнению Ирины Цейгельник, в зимний период о дотировании российской экономики украинской электроэнергетикой речи не идет, а летом покупка украинской электроэнергии приносит России немалую прибыль.

Вот и имеем "палку о двух концах": с одной стороны, по словам аналитика, сегодня Украине очень выгодно продавать России свою электроэнергию даже по низкой цене, с тем, чтобы избежать простоя своих энергоблоков и не оказываться в условиях задолженности даже их персоналу. С другой — Киев, естественно, хотел бы поднять цену на свою электроэнергию для России хотя бы в летний период. Но здесь встает вопрос о том, будет ли после этого Москва ее покупать. Правда, Украина — это на сегодняшний день практически безальтернативный (не считая Молдовы) экспортер электроэнергии для российского Центрально-Европейского региона. Так что, возможно, Киеву стоит сыграть ва-банк и повысить цену экспортируемой электроэнергии. Ведь еще недавно, когда начался экспорт украинского тока в Россию, о грандиозных планах энергетической экспансии России на Восток известно не было. Атомную электроэнергию украинских АЭС Москва получит по 2,1 цента за 1 кВт-ч. Было бы логично поставить вопрос о повышении этой цены хотя бы до уровня, по которому Россия будет продавать ток Китаю: 2,5 цента за 1 кВт-ч.

Сохраняя "в резерве" западный вектор направления экспорта тока (европейский рынок), Россия, похоже, увидела, что договориться с Китаем будет проще и быстрее. Поэтому вызывает большие сомнения тот факт, что Россия сохранит активность в реализации совместных планов с Украиной. В частности, в совместной достройке экспортной линии электропередачи в Болгарию (с последующими планами совместного экспорта).

В отличие от Украины, Россия успешно решила проблему профицита энергомощностей в отдельных регионах при дефиците мощностей по их выдаче в других. У нее стоит поучиться — привлекать деньги заинтересованных потребителей для достройки мощностей по выдаче тока. Станет ли этим партнером Россия, в свете выяснившихся обстоятельств — вопрос открытый.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭНЕРГОВЕКТОР РОССИИ

Одна из главных затей Москвы в двустороннем энергетическом российско-украинском сотрудничестве — идея совместного экспорта электроэнергии в Европу. Цель нынешней электроэнергетической тактики Москвы — получить в лице Украины мощного союзника, с которым можно договориться о совместном энергопространстве (в советское время через Украину шло 30 млрд кВт-ч экспорта). И, таким образом, экспортировать по западноукраинским ЛЭП электроэнергию на европейский рынок. Достичь этого Россия намерена несколькими шагами.

Первый — совместные поставки электроэнергии в Молдову, о возобновлении которых российская и украинская стороны договорились во время визита российского премьера Михаила Фрадкова в Киев. Россияне будут обеспечивать юг Одесской области Украины произведенной на принадлежащей им Молдавской ТЭС электроэнергией (для чего уже 1 октября Москва начала активное восстановление работы Молдавской ТЭС). В свою очередь, Киев будет передавать России те же объемы электроэнергии из северной части Украины.

Второй шаг — совместное участие в восстановлении ЛЭП Южно-Украинская АЭС — Исакча (Румыния) — Варна (Болгария) пропускной способностью 2 тыс. МВт. Цель проекта — совместно экспортировать электроэнергию на Балканы. Для его реализации предполагается создать СП между "Интер РАО ЕЭС" и "Укринтерэнерго", инвестировав в ЛЭП $100-110 млн, необходимых для восстановления линии (сегодня из 360 км провода осталось 2%).

    Реклама на dsnews.ua