• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Виталий Кличко: "Большинству украинцев еще только предстоит научиться понимать, что это такое — свобода"

Реклама на dsnews.ua
Лидер партии "УДАР" "Большинству украинцев еще только предстоит научиться понимать, что это такое — свобода"

Лидер партии "УДАР" "Большинству украинцев еще только предстоит научиться понимать, что это такое — свобода"

Полку претендентов на прохождение в Верховную Раду прибыло. Украинскому Демократическому Альянсу за Реформы ("УДАР"), который возглавляет Виталий Кличко, придется несладко — надо будет конкурировать и с оппозицией, и с партией власти. В интервью "ВД" Виталий Кличко рассказал о том, кому может помешать его партия, зачем ему кресло мэра, а также о том, кто его финансирует.

Партия "УДАР" совсем недавно вошла в большую украинскую политику. Какие идеологические принципы заложены в ее работу?
— Основной принцип — политика и реформы в интересах большинства, а не меньшинства, как принято в нашей стране. Это европейская модель деятельности политических партий. Уверен, что ее принимает большинство украинцев и на Западе, и на Востоке страны. В отличие от отечественных политиков, которым еще поучиться бы ставить интересы общества выше собственных. Их задачей должно быть формирование ценностей, важных для общества, а не создание фан-клуба лидера или бизнес-группы. Наша партия создавалась именно на принципах соответствия европейским стандартам публичной политики. Членами партии "УДАР" становятся люди, которые наши убеждения разделяют.

Планируете ли вы участвовать в парламентских выборах и на какой результат рассчитываете?
— Безусловно, мы планируем участвовать в кампании. Хотелось бы рейтинги повыше уже сейчас, но они просто так не приходят, и нам есть над чем работать. Я уверен, что наша политсила будет представлена значительной фракцией. Но для этого предстоит еще многое сделать: донести до избирателя нашу идеологию, цели, задачи. Каждый избиратель должен понимать, что эта политическая сила отстаивает его интересы, а не интересы отдельных олигархов.

В чем, на ваш взгляд, заключаются недостатки работы лидеров оппозиционных парламентских сил с народными депутатами местных советов по стимулированию сохранения целостности оппозиционных рядов?
— Во-первых, сам принцип рекрутинга людей изначально не был способен обеспечить стойкость рядов. Большинство бегущих из оппозиции депутатов из числа тех, кто пришел в партию за властью и возможностями, то есть по соображениям, далеким от желания проводить политику в общественных интересах. Здесь вопрос в подборе кадров — насколько это открытый процесс и, главное, по какому принципу лидеры отбирают людей.

Второй момент — финансирование политических сил. Это одна из ключевых причин того, что депутатами становятся прежде всего бизнесмены и прагматики, а не политики и идеалисты. Не решив эту проблему системно, нельзя гарантировать изменений в этом вопросе. Ведь все понимают, насколько дорогостоящий избирательный процесс.

Важный момент — децентрализация, или, если быть более точным, демократизация внутрипартийной деятельности. Я не говорю, что партийные организации в регионах должны быть абсолютно независимы от партийного центра. Но у них должны быть права, возможность влиять на разработку и реализацию политики партии. Это однозначно необходимо прежде всего для того, чтобы внутри партии отношения были построены на взаимном доверии, взаимной ответственности и общем понимании ситуации.

Реклама на dsnews.ua

На парламентских выборах вам придется конкурировать с целым рядом политсил, которые считаются "свежей кровью" в украинской политике — партии Тигипко, Яценюка, Гриценко. Вы ведете с кем-то из них переговоры об объединении?
— Всех, кого вы только что назвали, можно условно назвать "свежей кровью". Каждый из них уже имеет за плечами годы работы как в парламенте, так и в правительстве, но по большому счету похвастаться им пока нечем. О процессе переговоров я пока, к сожалению, не могу говорить.

Рассматриваете ли вы возможность работы партии "УДАР" в оппозиции в случае попадания в парламент по итогам следующих выборов?
— Настроения общества очень изменчивы и через год электоральные предпочтения могут принципиально поменяться. Могу вам сказать точно, что партия "УДАР" позиционирует себя не относительно того, кто сегодня во власти или в оппозиции, а относительно того, что требует общество от партии. А в обществе существует сегодня четкая позиция неприятия действующих политических сил, всех, кто сегодня сидит в парламентских креслах. Уже более 50% граждан не принимают ни нынешнюю власть, ни бывшую, которая сегодня называется оппозицией. Избирателям неважно, кто как себя называет, им интересно другое — то, чего политики пока видеть не хотят: как партии подходят к решению тех или иных проблем. Как наладить жизнь в стране? Как прекратить разбазаривание ресурсов? Как остановить коррупцию? По сути общество не приняло ни конфликтную позицию "оранжевых", ни политический курс "сильной руки" нынешней власти. Причины этого понятны: ни бывшая власть, ни нынешняя не могут провести в Украине такие реформы, которые отвечали бы главным общественным интересам и обеспечили бы результат. Социология четко говорит: общество выдвинуло заказ на новый политический курс.

Практика показывает, что бизнесмены первыми уходят из оппозиционных партий и начинают сотрудничать с властью. Насколько прошлогодний уход Льва Парцхаладзе, Андрея Миргородского, Дмитрия Андриевского из фракции в Киевсовете сказался на финансовом состоянии партии "УДАР"?
— Слухи о том, что эти господа были нашими финансистами, сильно преувеличены. Я думаю, они слыли таковыми только из-за того, что являются представителями бизнеса. В реальности же финансирование "УДАРа" происходит из членских взносов и пожертвований членов партий. Я и сам делаю взносы: не хочу наступать на те же грабли, на которые наступили лидеры многих партийных структур в Украине. И не хочу стать марионеткой, которую кто-то будет дергать за ниточки и рассказывать, как жить.

Наша политическая сила никогда не зависела от конкретных бизнесменов. Более того, скажу прямо, что и местные кампании мы не финансировали из центрального бюджета партии. Кампания на местах финансировалась кандидатами в депутаты местных советов и местными организациями.

Почему было принято окончательное решение об уходе упомянутых бизнесменов из вашей партии?
— Это очень болезненный для нас вопрос, поскольку мы всегда стараемся сохранить команду, убедить людей, прийти к общему мнению. К сожалению, это не всегда удается. С Дмитрием Андриевским ситуация, что называется, назрела. Решение о его исключении из фракции было принято единогласно. Причиной стало его нежелание прислушиваться к позиции большинства депутатов, игнорирование стратегических задач деятельности нашей силы в Киеве.

С Парцхаладзе и Миргородским другая история. Здесь были затронуты бизнес-интересы. По сути они сделали свой выбор между политикой и бизнесом. Это их право. Политика требует отказа от бизнес-подходов, но не все к этому готовы. По-человечески мне это понятно.

В прессе появляется противоречивая информация по поводу того, с кем сотрудничают депутаты партии "УДАР" в регионах — с властью или с оппозицией. Как вы выстраиваете единую партийную линию в работе депутатов в местных советах?
— Переход депутатов и рядовых партийцев из одной политической силы в другую — общая проблема для всех партий. Людей в нашем политикуме принято удерживать деньгами, возможностями, но только не общностью ценностей и принципов. Когда создавалась партия "УДАР", мы это хорошо понимали, по­этому сразу после выборов в местные советы созвали съезд, чтобы установить общие правила работы в советах. Наш подход на местном уровне можно назвать работой по защите общественных интересов. Мы также провели обучение депутатов, объяснив им основные принципы работы в советах.Конечно, нам не удалось избежать ошибок: большинство наших депутатов молоды и неопытны, они не всегда принимают правильные решения. К тому же, в отличие от большинства политических сил, которые строятся по централизованному принципу, наша партия дает достаточную свободу своим региональным организациям. К сожалению, люди не всегда правильно понимают принцип действия свободы. Не только нашим партийцам, большинству украинцев только еще предстоит научиться понимать, что это такое —
свобода, и пользоваться этим. На мой взгляд, свобода — это прежде всего ответственность, а не вседозволенность.

Пытаетесь ли вы ограничивать контакты влиятельных членов партии "УДАР" с представителями власти?
— Наши депутаты просто обязаны контактировать с властью хотя бы для того, чтобы требовать от власти выполнения взятых ею на себя обязательств. Вопрос не в контактах, а в том, чтобы не играть с властью в одну игру. Так же как и не играть в игру тех оппозиционеров, которые действуют по принципу "давай дружить против власти" или "устроим войнушку". Наша позиция в этом вопросе следующая: партия всегда будет делать все возможное, чтобы заставить власть выполнять свои функции и обязательства, взятые перед обществом.

По мнению социологов, ваши шансы на победу на выборах мэра в Киеве достаточно высоки. Интересно ли вам это кресло после разделения полномочий мэра и главы КГГА?
— Я буду участвовать в избирательной кампании на пост мэра Киева. Полномочия киевского городского головы сегодня действительно не соответствуют тем задачам, которые стоят после "правления" Леонида Черновецкого, и главное — неприемлемо, чтобы мэр, который избирается киевлянами, имел меньше полномочий, чем глава администрации. Такие ограничения в реальных полномочиях мэра — это удар по правам киевлян, которых ограничили в возможности спросить с власти, спросить с мэра по всей строгости закона. Разведение полномочий мэра и главы администрации — чисто политическое решение. Самоуправление в Киеве не может осуществляться в зависимости от того, кто на сегодняшний день является мэром. Правила должны быть одинаковы для всех.

Будете ли пытаться вернуть прежнюю систему, прежние полномочия мэра, существовавшие до разделения должностей. Если да, то каким образом?
— Я уверен, что полномочия киевского городского головы и руководителя горадминистрации должны быть объединены. Думаю, это станет возможным после следующих выборов.Украина — одна из самых коррумпированных стран и стала такой не без "помощи" Киева. К большому сожалению, вместо того чтобы становиться европейской столицей, мы и дальше идем по латиноамериканскому пути — бедные беднеют, богатые богатеют. Моя цель не прибить на дверь своего кабинета табличку с надписью "мэр". Кресло главы города — только лишь инструмент для меня, чтобы иметь возможность провести реформы, которые помогут сделать Киев нормальной европейской столицей.

В украинской политике принято искать поддержку в оппозиционных фракциях точечно, для проведения определенных решений. Когда фракция партии "УДАР" проголосовала за ликвидацию райсоветов в Киеве, за неделю до этого выступив категорически против их ликвидации, многие восприняли это как результат договоренностей с Партией регионов. Пытались ли на самом деле с вами договориться?
— Мы четко объяснили свою позицию — голосование по райсоветам было формальным, у районных советов забрали все полномочия. И даже бюджета у районных советов нет. Осталась профанация. Продолжать их агонию было бы издевательством. БЮТ голосовал против и после много говорил о том, что защищает местное самоуправление в столице — это лишь пиар. В реальности же райсоветы были лишены какого-либо влияния и оставались просто придатком администраций районов,не более того. Я убежден, что местное самоуправление в Киеве необходимо менять, Закон "О столице" должен не сужать, а расширять полномочия органов местного самоуправления.

Потом партия "УДАР" выступала за проведение референдума о том, чтобы киевляне сами определили модель местного само­управления, о выражении доверия или недоверия городскому голове… Почему этот референдум до сих пор не проведен?
— Решение о проведении референдума принимает мэр. Он подписывает документы о его проведении, и результаты возвращаются к нему. Это называется "выступление пчел против меда". Следующая абсурдная ситуация — когда городской голова должен будет подписывать распоряжение о недоверии самому себе…

Премьер Азаров не так давно сказал, что мэр должен выполнять представительские функции. Но что подразумевается под этим — никто не знает. То ли он должен представлять нас, киевлян, на курортах Средиземноморья? То ли он после такого представления должен быть загорелым, отдохнувшим и не появляться на рабочем месте? Чтобы не было таких абсурдных ситуаций нам и нужно избирать мэра, а не назначать.

И почему же этот референдум все-таки до сих пор не проведен?
— Мы над этим работаем, но для победы нужно время и не только наши усилия.

У вас была интересная идея об открытии недорогих фитнес-центров в Киеве. Почему о ней ничего не слышно? Готовите ли вы какие-то альтернативные идеи?
— Эти фитнес-центры работают, они недорогие, имеют правильный концепт. Но в настоящий момент я хочу сконцентрироваться на благотворительных проектах. Сегодня это более 80 спортивных площадок, спорткомплексов под открытым небом. Там устанавливается современное оборудование, и каждый житель может в своем дворе заниматься спортом. Мы также занимаемся финансированием модернизации спортивных залов, которые находятся в ужасном состоянии, производим ремонт, приобретаем оборудование. Уже открыто шесть таких спортивных комплексов по Украине.

Ранее вы говорили, что заканчиваете спортивную карьеру в 2010 г. Каковы планы на нынешний год?
— Самый главный фактор в любом деле — бизнесе, политике, спорте — опыт. Опыт у меня есть, силы — тоже, но зрителей и болельщиков спорта радовать буду не так уж долго. Могу подтвердить, что все идет к тому, что в спортивной карьере я готовлюсь поставить точку.

    Реклама на dsnews.ua