• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Невыносимая легкость "премикса"

Реклама на dsnews.ua

Закарпатский городок Берегово всегда был знаменит своими винами. Количе- ство виноградников, правда, в районе понемногу сокращается, зато с другой достопримечательностью города познакомиться воочию куда легче. В 1998 г. венгерское предприятие ELTEX заключило договор с украинским ОАО "Озон" о ввозе в Украину вещества "премикс", впоследствии признанном отходами первого класса опасности. "ВД" подробно писала о вспыхнувшем на Закарпатье скандале и о попытках власти решить проблему захоронения опасного вещества (см. "ВД" №4, 2006 г.). Однако, побывав в местах хранения "премикса", корреспондент "ВД" лично убедилась, что прошлогодняя акция экс-губернатора области и экс-главы МЧС Виктора Балоги по упаковке "премикса", предпринятая с целью оградить местных жителей от вредных испарений, должного результата не принесла. "Премикс" упаковали в мешки, однако сами мешки почему-то не завязали — как те, которые успели погрузить в открытые вагоны, так и оставшиеся на местах. В итоге "премикс" продолжает беспрепятственно насыщать воздух и землю вредными веществами, находящимися в его составе.

На территории карьера возле с. Мужиево стоит десяток мешков с "премиксом". Серый порошок на вид кажется мокрым, но, пошевелив его щепкой, мы отпрянули от взвившегося в воздух фонтанчика пыли. На земле явно виднеются серые разводы "премикса", вымываемого из мешков во время дождей. По словам мэра Берегово Иштвана Гайдоша, около 570 т вещества находятся в самом Берегово, а еще 500 т хранятся в разных местах Береговского района.

Кто виноват?

О гремевшем год назад "премиксном" скандале сегодня все благополучно забыли. Власти, заверив общественность в том, что как только Институт экологии и токсикологии им. Медведя даст экспертное заключение о классе опасности вещества, и соответствующие инстанции немедленно определят места его хранения и утилизации, с чистой совестью переключились на другие дела. Благо, экспертизу можно было делать сколь угодно долго. Назначенная Генпрокуратурой еще летом 2005 г., экспертиза "премикса" вначале не проводилась по организационным причинам, ибо в результате правовой коллизии деньги никак не могли поступить на счет института. В начале весны 2006-го проблему, наконец, удалось решить, однако свое экспертное заключение Институт экологии и токсикологии дал Генпроку-ратуре аж в октябре, тогда как проводившие экспертизу в ходе доследственной проверки специалисты Института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева АМН Украины определили состав вещества всего за пару месяцев.

"В настоящее время экспертиза закончена и установлено, что под одним названием в Украину были завезены разные вещества, которые могут быть опасны для здоровья людей и окружающей природной среды, — говорит Александр Мациевский, следователь Генпро- куратуры по особо важным делам. — Использовать как сырье "премикс" нельзя, однако однозначного заключения о том, что это отходы, экспертиза не дала. Известно лишь, что из-за специфики состава утилизировать "премикс" путем како- го-либо из известных на сегодняшний день технологических процессов невозможно. Чтобы определить, является ли "премикс" отходами (и если да, то какого именно производства), необходимы дополнительные исследования. Вообще же в рамках расследования предстоит провести еще не одну экспертизу. В частности, необходимо провести мониторинг воздействия "премикса" на окружающую среду и здоровье людей, ис- следовать почву, воду, воздух, определить, повысился ли уровень заболеваемости".

Одним словом, расследование по делу загрязнения "премиксом" окружающей среды будет тянуться еще не один год. Однако, по словам Александра Мациевского, заключения экспертизы никак не влияют на принятие решений органами, ответственными за определение места и условий хранения "премикса", ведь обезопасить жителей Береговского района от вредного воздействия вещества вполне можно без каких-либо экспертных выводов. Согласно решению созданной распоряжением Президента Украины Межведомственной государственной комиссии по проверке обращения с отходами и опасными химическими веществами, незаконно ввезенными на территорию Украины из других государств, ответственными за определение мест хранения "премикса" являются Минприроды, Минздрав, МЧС и Закарпатская обладминистрация. Свое бездействие все вышеуказанные инстанции оправдывают арестом, якобы наложенным Генпрокуратурой на "премикс" как на вещественное доказательство.

"Закарпатской ОГА в связи с массовыми протестами населения в 2005 году были начаты работы по переупаковке и погрузке смеси в железнодорожные вагоны с целью вывоза ее за пределы области, — комментирует ситуацию Владимир Гоблик, замглавы Закарпатской ОГА. — Поскольку Генпрокуратура признала "премикс" вещественным доказательством и на тот момент не дала разрешения на вывоз за пределы области, одна часть смеси осталась на прежнем месте хранения, а другая — в вагонах".

Реклама на dsnews.ua

"Постановлением Генпрокуратуры на "премикс" наложен арест как на вещественное доказательство, так что мы не имеем права его трогать, — подтверждает Владимир Бодак, первый заместитель начальника управления МЧС в Закарпатской области. — Чтобы снять этот арест, нужен экспертный вывод о том, что вещество не является отходами первого класса опасности, и тогда оно сразу перестанет быть вещественным доказательством и из химически опасных отходов превратится в сырье, которое можно переработать обычным образом".

На самом деле в Постановлении Генпрокуратуры говорилось не об аресте "премикса", а о признании его вещественным доказательством по расследуемому делу. "В конце сентября прошлого года в Генпрокуратуру поступило письмо от Министра МЧС с просьбой дать разрешение на вывоз "премикса" из Закарпатья в места безопасного хранения опасных химических отходов, — говорит Александр Мациевский. — Разрешение на это мы дали, однако с оговоркой, что поскольку "премикс" является вещественным доказательством, то транспортировать его возможно лишь с ведома Генпрокуратуры".

Однако места безопасного хранения "премикса" определены так и не были, и загруженные вагоны до сих пор стоят на станции. Впоследствии Генпрокуратура обращалась в Кабмин, Минприроды, МЧС и Закарпатскую ОГА с просьбой таки определить места хранения, но никакого решения так и не было принято.

Нежелание властей определить места безопасного хранения "премикса" объясняется просто. Чтобы вывезти его в другую область, нужно получить официальное согласие главы обладминистрации, а какому губернатору захочется обзаводиться головной болью государственного масштаба? Перевозить же "премикс" по территории Закарпатья тоже небезопасно, поскольку местные жители готовы грудью встать на защиту родных районов, лишь бы не допустить появления "премикса" рядом с собственными жили- щами. Так, когда летом 2005 г. районные власти Береговщины дали добро на вывоз "премикса" на бывшую военную базу около лесного урочища Рафайлово, жители одноименного села перегородили дорогу, заставив грузовики с "премиксом" повернуть обратно. На столь же яростное сопротивление натолкнулись сотрудники МЧС и нынешним летом, когда была предпринята попытка вывезти "премикс" из Большой Бакты на предприятие "Закарпатполиметаллы" в селе Мужиево.

Что делать?

Так бы и лежал "премикс", всеми позабытый, если бы 6 сентября 2006 г. не загорелся один из вагонов, стоящих на железнодорожной станции в с. Боржава еще с прошлой осени. Случай с возгоранием "премикса" привлек к этой проблеме внимание властей, в частности, нынешнего министра охраны окружающей природной среды Василия Джарты. На расширенном общем заседании коллегий Минприроды и Закарпатской облгос-администрации, состоявшемся 22 сентября при участии министра и других представителей Минприроды, заместителя Генпрокуратуры, народных депутатов и прочих должностных лиц, было предложено переупаковать "премикс" в контейнеры, на что потребуется 3,5 млн грн. Правда, вопрос контейнеризации опасного вещества, по всей вероятности, так и останется на уровне идеи, поскольку все то же возгорание "премикса" в Боржаве свидетельствует о не до конца изученных его свойствах.

"Решение по контейнеризации на высшем уровне ещё не принято, поскольку существует ряд моментов, усложняющих этот процесс, — говорит Владимир Бодак. — Как оказалось, порошок склонен к самовозгоранию, и никто не знает, как он себя поведет в герметичных контейнерах. Поэтому нужно проводить дополнительные исследования, делать экспертизу на горючесть "премикса".

Одним словом, заседание комиссии в деле решения вопроса с "премиксом" результативным не назовешь. Похоже, выездная акция Василия Джарты была лишь способом показать "оранжевому" правительству Закарпатья, кто в доме хозяин. Губернатора Закарпатья Олега Гаваши, правда, трогать не стали, зато демонстративно "надавали по шапке" начальнику областного управления экологии и природных ресурсов Михаилу Садохе. А чтобы показать общественности свою искреннюю заинтересованность в решении вопроса с "премиксом", Валерий Джарты напоследок сказал, что очень бы хотел посмотреть на того человека, который ввез отходы в Украину.

Правда, не совсем понятно, что г-н Джарты хотел этим сказать. Если он имел в виду непосредственных участников процесса, то есть директора фирмы "Озон", то, по словам жителей Берегово, Иосиф Гал регулярно появляется на улицах города, так что посмотреть на него при желании не составит никакого труда.

Возможно, конечно, что министр имел в виду не непосредственных исполнителей, а причастных к делу высших должностных лиц. Но и тут нет ничего сложного — закарпатская пресса в "крышевании" завоза "премикса" дружно обвиняет бывшего председателя Береговского райсовета, а потом и РГГА Иштвана Гайдоша, ставшего нынешней весной мэром Берегово. "Вещество завозилось еще до того, как я стал главой Береговского райсовета, то есть до 1998 года", — говорит г-н Иштван Гайдош. А вот бывший в 1999-2001 гг. главой Закарпатской облгосадминистрации Виктор Балога называет другие сроки. "Когда я был главой облгосадминистрации, "премикс" еще не завозился, — утверждает Виктор Балога. — Его завезли потом, в 2002-2004 годах". По заявлению Генпрокуратуры, "премикс" в Закарпатье начали завозить в 1990-х.

Бывшие и нынешние высшие должностные лица Закарпатья на вопрос о том, почему никто не воспрепятствовал завозу в страну "премикса" в унисон заявляют о том, что вещество завозилось как сырье, а специальных разрешений на завоз такого товара брать не нужно. "Насколько я знаю, вторичное сырье, являющееся отходом какого-либо производства, может ввозиться в Украину только в том случае, если в нашей стране нет такого сырья. При этом требуется масса разрешений от Минприроды, Минздрава и прочих контролирующих служб. Большинство же таких разрешений на ввоз "премикса" мы не обнаружили", — рассказывает Александр Мациевский. Очевидно дельцы, ввозившие перемолотые резиновые покрышки, не только были свято уверены, что в Украине такого добра нет, но и плохо ознакомились с перечнем документов, необходимых для ввоза "сырья". Похоже, не хватило знаний в этой области и таможенникам с пограничниками, пропустившим "премикс" в Украину.

Венгерская фирма ELTEX переправила в Украину не только "премикс" — в Сумскую, Львовскую и Ивано-Франковскую области были завезены большие партии гудронных остатков. В таком случае решать вопрос с Венгрией стоит на международном уровне, ведь ратифицированная Украиной Базельская конвенция обязывает страну, из которой были ввезены отходы, забрать их в течение 30 дней с момента уведомления.

Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Еще в августе текущего года Кабмин дал поручение ряду министерств (МИДу, Минюсту, Минприроды) принять меры по возврату незаконно завезенных на территорию Украины отходов и химических веществ с учетом принятых комиссиями решений, поручений правительства и исключительных полномочий. Однако вопрос с того времени не решается, хотя и активно декларируется. По словам Владимира Гоблика, МИД Украины совместно с Минприроды и Закарпатской ОГА сегодня принимают меры по возвращению незаконно завезенных на территорию Украины опасных отходов в Венгрию, однако о каких-то конкретных мерах г-н Гоблик предпочел не распространяться.

Кстати, 23 октября в Будапеште состоялась встреча Президента Украины Виктора Ющенко и Президента Венгрии Ласло Шойома, в ходе которой главы государств обсудили двусторонние взаимоотношения между странами. Очевидно украинский Президент решил не омрачать встречу упоминанием о "премиксе" и прочих гудронах, поскольку речь шла обо всем, кроме завезенных отходов.

Так что выставлять Венгрии претензии относительно "премикса" Украина пока стесняется, предпочитая решать вопрос внутри страны. Очередной раунд переговоров по "премиксу" состоялся 12 октября на выездном заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. В итоге ничего конкретного решено не было, зато количество "премикса" в Закарпатье уменьшилось на 1 кг: председатель парламентского комитета по экополитике Валерий Кальченко прихватил с собой в Киев литровую банку вещества, заявив, что она будет стоять в его кабинете до тех пор, пока проблема не будет решена.

Выяснить, стоит ли банка до сих пор, "ВД" так и не удалось. В секретариате Комитета проинформировали, что окончательно вопрос о "премиксе" должен был рассматриваться на заседании Комитета 1 ноября, но в телефонном разговоре Валерий Кальченко сообщил, что рассматриваться ничего не будет, поскольку проблема давно решена. Однако наши вопросы о том, какие конкретно меры будут предприняты и какими решениями высших органов власти они определены, видимо, были восприняты как риторические.

    Реклама на dsnews.ua