• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Работа над ошибками

Реклама на dsnews.ua
Спустя год после подписания Харьковских соглашений Украина стала более прагматичной, а Россия поняла, что "продешевила".

Спустя год после подписания Харьковских соглашений Украина стала более прагматичной, а Россия поняла, что "продешевила".

Одним из самых зрелищных заседаний Верховной Рады VI созыва, кадры которого облетели весь мир, было пленарное заседание 27 апреля 2010 г., когда в зале летали дымовые шашки и куриные яйца. Причиной парламентских беспорядков стали Харьковские соглашения украинского пре­зидента Виктора Януко­вича и президента РФ Дмитрия Медведева о продлении пребывания Черноморского флота на территории Украины до 2042 г. в обмен на скидку в цене на российский газ для Украины не более чем на $100 за тысячу кубометров до 2010 г. Двум странам пророчили множество совместных "прорывов", однако год спустя оказалось, что достичь консенсуса даже при внешне дружественной риторике не так уж и просто.

Тактическая цель России "не пущать" Украину в НАТО, безусловно, достигнута. Неважно, какова техническая оснащенность и боевая готовность российского флота, но пока он базируется в Украине, наша страна не может стать полноправным членом Североатлантического блока. Однако хоть вступление в НАТО и было исключено из закона о внешней и внутренней политике, однако стратегическая цель — вступление Украины в Евросоюз — там осталась. А в апреле 2011 г. в Брюсселе состоялся очередной раунд переговоров между Украиной и Европейским cоюзом о заключении соглашения об ассоциации, которое наша страна надеется подписать с ЕС до конца текущего года.

В то же время украинско-российские отношения заметно охладились, и тому есть несколько причин. Сразу же после создания совместного авиационного предприятия, образованного российским концерном "ОАК" и украинским ГП "Антонов", обещания расширения рынка сбыта для украинских самолетов оказались под угрозой срыва: гендиректор "Ильюшин Финанс Ко." Александр Рубцов заявил, что федеральные органы будут покупать самолеты семейства АН-148 исключительно российской сборки. Правда, 19 апреля стало известно, что Россия закупит у Украины самолеты АН-70, так что "не все потеряно". А вот ситуация вокруг крейсера "Украина" показала, что "дружба дружбой, а табачок врозь": несмотря на заявления российской стороны в 2010 г. о возможной покупке корабля, 19 апреля министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков заявил, что РФ не заинтересована в его приобретении. О менее "трепетном" отношении к Украине свидетельствуют и высказывания Путина о том, что СССР выиграл бы Великую Отечественную войну и без Украины, на что вынужден был отреагировать украинский МИД. Однако все это — "цветочки" по сравнению с камнем преткновения для современного украинского правительства — формулой цены на газ.

"Наше желание — выйти на экономически обоснованное и справедливое определение формулы цены на газ для Украины", — сказал Николай Азаров Владимиру Путину 12 апреля. Но после встречи глав правительств оказалось, что каждый из них сделал из нее свои выводы. "Премьер России пообещал поручить своему заместителю Сечину, во время его визита в Украину 19 апреля, обсудить с правительством Украины вопрос обоснованности этой формулы ценообразования на газ для Украины", — заявил Азаров после встречи. "Мы не договаривались о пересмотре принципов ценообразования. Мы исходим из того, что есть контракт, контракт действует и его надо выполнять", — изложил свое видение Путин.

Скидка на газ для Украины, которая стала основным "вкладом" российской стороны в Харьковские соглашения, не принесла России ожидаемых дивидендов в виде безоговорочного включения Украины в околороссийскую орбиту. Именно поэтому активизировалась тема Таможенного союза, участие в котором "отрубит" Украину от зоны свободной торговли с ЕС точно так же, как базирование ЧФ РФ в Крыму — от вступления в НАТО. Вице-спикер Госдумы России Валерий Язев уже заявил, что цена на газ для Украины может быть снижена только в случае дальнейшей экономической интеграции с Российской Федерацией. Однако, похоже, Украина туда не спешит. А значит, продать свой газ дважды — в обмен на флот и включение Украины в экономическую орбиту "северного соседа" — России будет, по крайней мере, проблематично. В Украине же принятие решения о том, в каком направлении двигаться, будет зависеть от политиков, которые, по стечению обстоятельств, прямо или опосредованно связаны с крупным экспортно ориентированным бизнесом, напрямую зависящим от россий­ского газа. И только от них зависит, менять ли скидку на газ на отказ от стратегической цели страны.

28 апреля 2010 г.
Николай Азаров, премьер-министр Украины:
"Ратифицировав соглашение о продлении сроков пребывания Черноморского флота в Севастополе, наш парламент осуществил историческое решение".

Реклама на dsnews.ua

11 мая 2010 г.
Юлия Тимошенко, лидер БЮТ:
"Предложение Путина создать совместные предприятия — это полное поглощение Россией энергетического, транспортного и промышленного потенциала Украины".

11 апреля 2011 г.
Валентин Наливайченко, глава "Нашей Украины":
"Обращаемся ко всем патриотическим политическим силам, чтобы вместе начать кампанию по отмене оккупационных соглашений и очистке нашей земли от ино­странных военных баз".

* Должности указаны на момент высказывания

    Реклама на dsnews.ua