• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Владимир Огрызко: "Таможенный союз с точки зрения Украины — это полный абсурд"

Реклама на dsnews.ua

В 2005-2007 гг., в должности первого замминистра иностранных дел Украины, Владимир Огрызко лично курировал украинско-российские отношения. Ну а его пребывание на посту министра иностранных дел (2007-2009 гг.) вызывало в Москве явное неудовольствие. С Владимиром Огрызко "ВД" решила побеседовать на тему проблем в отношениях Украины и России.

Как можно охарактеризовать украинско-российские отношения?
— Формально наши отношения с Россией могут служить примером для учебника: мы признали друг друга, обменялись посольствами, между нашими странами заключены договоры, у нас отличные отношения. Но если посмотреть на практику этих отношений, то лишь Украина относится к России как к независимому государству. В России некоторые высокие должностные лица видят в Украине не иностранное государство, а некое историческое недоразумение, ошибку, которую нужно побыстрее исправить. Это проявляется даже в использовании такого термина, как "братские отношения". Что это такое? С точки зрения международного права бывают отношения межгосударственные, т. е. международно-правовые, но ни в одном учебнике в мире нет такого термина, как "братские отношения".

Возможно, это просто такая фигура речи, указывающая на особенность отношений в разрезе их исторического контекста? Как между США и Канадой или странами Британского содружества, государствами франкофонии.
— Аналогии, как всегда, не точны, так как они используются в отношении разных стран и разных исторических условий. Поэтому если проводить аналогию со странами Британского содружества, то нужно помнить, что речь идет о государствах, некогда бывших колониями Великобритании. Но ведь Россия не считает Украину своей бывшей колонией. Хотя де-факто было именно так.

Поэтому тут нужно не аналогии проводить, а искать взаимовыгодные решения, которые должны лечь в основу украинско-российских отношений. Такие решения мы неоднократно предлагали российской стороне, но они были ею отброшены. При этом нас же обвиняли в том, что мы подрываем те самые "братские отношения".

А есть ли у Украины своя стратегия действий в отношении России?
— Безусловно, и она озвучена. Это нормальные добрососедские взаимовыгодные отношения с Россией.

Но это общие фразы, которые можно сказать в отношении любой другой страны. Ведь Россия и, к примеру, Албания имеют разную важность для Украины. Существуют ли в диалоге с Россией некие границы компромиссов?
— Это не общие фразы, а основы международного права. Хотя для России они очень часто являются общими фразами. Относительно границ компромиссов, то они снова очевидны и вытекают из норм права: политическая и экономическая независимость, украинская идентичность, культура, история.

В этих вопросах границы допустимого могут варьироваться в зависимости от взглядов того или иного политика.
— Граница проходит там, где затрагивается национальный интерес, и этот интерес вполне понятен. Каждая страна заботится о своих интересах. Например, ГТС. Важна ли она для Украины? Я считаю, что очень важна, так как за этим стоит та самая экономическая независимость. Отдайте ГТС, а мы не будем реализовывать проекты "Северного" и "Южного" потоков. Вот такое "братство". Ведь и школьнику понятно: теряем контроль над ГТС — теряем главный инструмент влияния на экономику Украины. Вот вам и граница допустимого.

Реклама на dsnews.ua

Присоединение Украины к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана способно снять подобные противоречия?
— С точки зрения Украины Таможенный союз — это полный абсурд, это утрата экономической независимости. И Украина никогда не присоединится к нему. Этот вопрос возник сейчас лишь потому, что Украине удалось достичь успеха на переговорах с ЕС по созданию зоны свободной торговли. Если мы желаем для Украины перспективы нормальной цивилизованной европейской страны, то именно в этом направлении нам и необходимо двигаться, став сначала ассоциированным, а потом и полноправным членом ЕС.

    Реклама на dsnews.ua