• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Публичная недоступность

Реклама на dsnews.ua
Власть хочет открыть доступ к публичной информации, максимально его усложнив.

Власть хочет открыть доступ к публичной информации, максимально его усложнив.

Вот и наступило то долгожданное время, когда не только журналисты, но и простые граждане легко смогут получить информацию о том, как работают на их благо органы государственной власти, как формируют цены на товары и услуги предприятия-монополисты, а также куда государственные органы и компании тратят деньги украинских налогоплательщиков. Сделать эту сказку былью призван закон о доступе к публичной информации, вступивший в силу 9 мая с. г. Так что отныне в стране просто не должно возникать вопросов, кто купил "Укртелеком", как различные облэнерго формируют цены на теплоснабжение и другие коммунальные услуги, а также на что тратятся бюджетные средства — любой гражданин может позвонить или написать запрос и все узнать из первых уст.

5 мая 2011 г. советник президента Украины и его представитель в Конституционном Суде Елена Лукаш на своем брифинге заявила о том, что президент подписал Указ "О вопросах обеспечения органами исполнительной власти доступа к публичной информации", в котором расписал все меры, необходимые для того, чтобы закон смог работать. Однако список этих мер таков, что на полную силу заработает этот закон еще не скоро.

Согласно Указу президента №548/2011, Кабмин будет обязан среди прочего проводить мониторинг исполнения органами исполнительной власти закона о доступе к публичной информации. А это — дело непростое: для начала правительство должно будет внести в Верховную Раду законопроекты о госконтроле над тем, как распорядители выполняют закон, а также "принять меры по обеспечению унифицированного подхода относительно утверждения органами исполнительной власти инструкций по вопросам учета, сохранения и использования документов и других материальных носителей, содержащих служебную информацию". Иными словами, написать инструкцию относительно инструкций относительно инструкций по вопросам исполнения закона.

Но и этого мало: центральные органы исполнительной власти, а также обладминистрации должны, кроме определения ответственных лиц или подразделений и создания мест для работы с информацией, разработать формы запросов, внедрить их учет, создать систему учета документов, содержащих публичную информацию, а также утвердить инструкции относительно учета, сохранения и использования документов, содержащих служебную информацию. То есть продублировать работу, которую должен провести Кабмин. Более того, это требование нарушает закон о доступе к публичной информации, где сказано, что запрос может подаваться в устной, письменной или другой форме (по почте, факсу, телефону, электронной почте), а письменный запрос может подаваться в произвольной форме.

Однако бюрократическая машина боится простаивать без работы, и поэтому придумывает для себя все новые и новые занятия, а также плодит все новые и новые отделы, департаменты, процедуры и создает новые штатные единицы. Администрация президента уже объявила конкурс на замещение должностей главных консультантов Главного управления обеспечения доступа к публичной информации. И это только начало. Ведь главные консультанты вряд ли сами будут строчить ответы на запросы или "сядут на телефон" — значит, им нужны подчиненные. И так по всей стране — ведь распорядителей публичной информации у нас много. Пока сложно оценить, насколько раздувание штатов сотрудников будет способствовать обещанной прозрачности и доступности информации, однако о сокращении госаппарата можно забыть. Особенно учитывая потрясающую нерациональность работы пресс-служб органов власти, при которой, для того чтобы поговорить по телефону, отправить факс или послать электронное письмо, зачастую приходится иметь дело с тремя разными людьми, и если один из них отсутствует на рабочем месте, то рушится вся цепочка. Но иначе украинские чиновники не умеют или не хотят  — в конце концов, деньги-то бюджетные, "не мое — не жалко".

При таком подходе с водой можно выплеснуть и ребенка — обещанную открытость и прозрачность органов власти. А ведь все могло бы быть гораздо проще: публичную информацию стоит публиковать для беспрепятственного доступа к ней всех граждан — безо всяких запросов. На официальных сайтах и в официальных вестниках, бюллетенях и газетах, издающихся за деньги тех же граждан.   

Реклама на dsnews.ua

Священными коровами
назвала журналистов, отличающихся излишней любознательностью, народный депутат, соавтор закона о доступе к публичной информации Елена Бондаренко в эфире телеканала "Донбасс" в апреле с. г. и предложила, чтобы журналисты декларировали свои доходы, как и политики и чиновники.

Г-жа Бондаренко была не оригинальна: 9 апреля советник президента Анна Герман в эфире программы Яна Табачника "Честь имею пригласить" привела в пример Польшу, где журналисты декларируют свои доходы наряду с политиками. Правда, польские журналисты пояснили, что в их стране свои доходы декларируют все — перед налоговой инспекцией. А Герман позже заявила, что это предложение было всего лишь ее предположением.

21 апреля Михаил Бродский в своем блоге вдруг озаботился доходами Сергея Лещенко и Мустафы Найема: "За какие деньги они покупали квартиры? Хватит ли на это их журналистской зарплаты? Где взяли средства?". Все это смахивает на слаженную кампанию по дискредитации журналистов как класса — чтобы не мешали.

    Реклама на dsnews.ua