• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Реформенный неформат

Реклама на dsnews.ua
Первый год из четырех, отведенных на реформы, кардинальных изменений не принес. Вот уже год, как мы живем в государстве, где вовсю кипят реформы. 2 ию

Первый год из четырех, отведенных на реформы, кардинальных изменений не принес. Вот уже год, как мы живем в государстве, где вовсю кипят реформы. 2 июня 2010 г. Комитет экономических реформ при президенте Украины утвердил Программу экономических реформ на 2010-2014 гг. "Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство".

"Уровень жизни граждан должен соответствовать европейским стандартам. Для этого мы намерены сделать постоянным экономическое развитие. Мы снизим дефицит бюджета и стабилизируем государственный долг. Мы ослабим налоговый груз и расширим налоговую базу. Мы снизим инфляцию. Обеспечим кредитование экономики и развитие финансового рынка", — сказал Янукович 2 июня 2010 г.

17 мая 2011 г. президент заявил, что Украина завершит 2011 г. с бездефицитным бюджетом: "Мы на этот год приняли дефицит бюджета 3,5%. Сегодня мы уже видим по динамике, что он сокращается". Однако, как отметил в комментарии "ВД" директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин, вряд ли корректно сравнивать дефицит бюджета 2011 г. с показателями кризисного 2009 г., когда из бюджета выделялись деньги и на покрытие долгов "Нафтогаза Украины", и на вливания в пошатнувшуюся банковскую систему.

Что касается обещания президента "стабилизировать государственный долг", то вряд ли его можно считать выполненным. В 2010 г. рост госдолга нашей страны был самым высоким среди стран Центральной и Восточной Европы. По данным Центра им. Разумкова, консолидированный государственный долг вплотную приблизился к 40% ВВП. При этом в 2010 г., как и в 2009 г., прирост госдолга ($7,2 млрд) превысил приток прямых иностранных инвестиций ($5,8 млрд) на 20%. "Украина в кризисные годы беспокоилась не о том, чтобы развиваться, а шла по пути заимствований, причем речь идет не только о траншах от МВФ, но и о прямом получении иностранных кредитов, размещении облигаций на внешних рынках", — говорит Василий Юрчишин. Иными словами, осталась стабильной лишь тенденция государства жить в долг.

"Мы ослабим налоговый груз и расширим налоговую базу", — обещал президент год назад. Вскоре после принятия Налогового кодекса стало понятно, что уменьшения фискального давления на бизнес ждать не следует, и только после "налогового Майдана" власть пошла на временные уступки среднему и малому бизнесу, что говорит о том, что такие меры были вынужденными и в первоначальные планы властей не входили. Кстати, законопроекты об упрощенной системе налогообложения, зарегистрированные в Верховной Раде, пока не стали законами. Позитивом же, который отметил г-н Юрчишин, является то, что в Налоговом кодексе на будущее задекларировано снижение НДС и налога на прибыль. Однако в целом вряд ли можно говорить, что налоговая система "повернулась к предпринимателю лицом", поскольку сама процедура подачи отчетов в Налоговую службу, мягко говоря, не облегчает жизнь бизнесменам.

Что же касается "инновационных" намерений главы государства, заложенных в цели экономической реформы, то структура украинского экспорта говорит о том, что за год ничего не изменилось: по словам Василия Юрчишина, доля высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта составляет не более 7%, и к таковым товарам относятся, например, электротовары или кабельная продукция. Основную же долю украинского экспорта по-прежнему составляют металл и химические продукты, что вряд ли можно назвать плодами перехода к инновационно ориентированной экономике.

Все эти данные говорят о том, что за истекший с начала реформ год удалось достичь одного — стабилизации экономики, но никак не ее реформирования, констатирует г-н Юрчишин: "Понемногу растут объемы строительства, увеличивается ВВП". По мнению эксперта, основная проблема программы реформы состоит в том, что писали ее иностранные консультанты, а выполнять пришлось доморощенным специалистам, которые выросли при другой модели экономики. "Если они привыкли экспортировать металл, то им не нужно ничего менять. Если фискальные органы ориентированы на то, чтобы "взять и поделить", то ни о какой стимуляции бизнеса через налоги не может быть и речи", — говорит эксперт.

Реклама на dsnews.ua

Что оспорить нельзя, так это то, что реформа официально запущена в дело. Но вот оценить ее скорость и эффективность можно будет только по прошествии какого-то времени. Причем какого — сказать точно не может никто.  

29 января 2011 г.
Николай Азаров, премьер-министр:
"Если люди не чувствуют на себе реформ, это значит, что реформы проводятся наименее болезненно, наименее затрагивая интересы людей".

22 февраля 2011 г.
Виктор Янукович, президент Украины:
"Процесс реформ является болезненным, по­этому он не должен быть растянут во времени. Чем быстрее, тем меньше будет боли".

25 февраля 2011 г.
Юлия Тимошенко, лидер "Батькивщины":
"Реформ на самом деле нет. Есть только эффективная работа пропагандистской машины власти".

* Должности указаны на момент высказывания

    Реклама на dsnews.ua