• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Стражи прессы

Реклама на dsnews.ua
Власть действительно стоит на страже свободы слова, но только с другой стороны

Власть действительно стоит на страже свободы слова, но только с другой стороны

"Всегда стоять на страже свободной прессы и свободы слова в Украине" пообещал президент Виктор Янукович украинским журналистам в их профессиональный праздник 6 июня 2010 г. Год спустя можно сказать, что эта "стража" действительно есть — только вокруг президента и других должностных лиц. И стража эта ревностно оберегает "вышестоящих" от журналистов, которые то и дело норовят задать какой-то неудобный вопрос или снять главу государства в непозволительном ракурсе, как это случилось со съемочной группой "5 канала" 25 мая с. г.: когда оператор хотел снять президента, ему закрыли камеру рукой, а руководитель главного управления по вопросам коммуникации Администрации президента Олег Кошелев принялся жаловаться руководству канала на журналистов по телефону.

"На вас, уважаемые журналисты, возложена чрезвычайно важная общественная миссия: не только объективно и беспристрастно информировать о событиях в Украине и мире, но и генерировать активность гражданского общества для позитивных сдвигов в стране", — заявил премьер Николай Азаров 6 июня 2010 г. Но вряд ли ему понравилась "активность гражданского общества" в виде "налогового Майдана", в результате которого в СИЗО попали не только активисты, забивавшие колышки для палаток в плитку главной площади страны, но и репортеры.

Сколько ни говори "халва", слаще не станет. Заявления власти о важности свободы прессы не согласуются с реальным положением вещей. Согласно отчету представительства ЕС в Украине, посвященному ходу реализации европейской политики соседства в 2010 г., в стране ухудшилась ситуация в сферах соблюдения прав человека, основных свобод и верховенства права. За 2010 г. в Украине возросло количество случаев насилия над журналистами и их запугивания, и никаких успехов в расследовании этих инцидентов достигнуто не было.

Впрочем, для министра внутренних дел Анатолия Могилева 50%-я раскрываемость преступлений против журналистов — это успех. Всего же, начиная с 2000 г., в Украине совершено таких 1132 преступления, но, по словам Могилева, "в 98% эти преступления не связаны с профессиональной деятельностью СМИ". Что же касается статьи 171 Уголовного кодекса Украины о препятствовании законной профессиональной деятельности журналистов, то она носит чисто декларативный характер, поскольку "в реале" за это никто не понес наказания. Как заявил Могилев 18 марта с. г. в Верховной Раде, за последние десять лет по этой статье "возбуждено 24 дела, которые расследовала прокуратура, и к уголовной ответственности привлечены 13 человек, из них судом к реальной мере наказания не приговорен ни один".

Набирает сил и новый тренд — заполучение журналистов в союзники к власти. Кроме "точечных операций", когда вчерашний борец против цензуры и за свободу слова приглашается на работу пресс-секретарем персоны государственной важности либо государственного министерства или ведомства, ведутся и "ковровые бомбардировки". Причем связаны они не только с "наездами" в стиле "сами дураки", когда журналистов называют холуями. "Если журналисты нас судят и если журналисты имеют особый статус, а у нас в государстве мало профессий, имеющих особый статус […] в данном случае журналистов придется приравнять к чиновникам и правоохранителям", — заявила депутат-регионал Елена Бондаренко в апреле с. г. Но если сделать журналиста равным в правах с госчиновником, то это нивелирует понятие прессы как выразителя интересов общества. И Бондаренко как бывший журналист должна бы об этом знать.

Еще один метод "дружбы" между властью и теми, кто призван контролировать ее действия, — призывы к "информированию" властных структур. "Скажите, где вы видите это давление (на журналистов — прим. "ВД") со стороны власти? Если оно есть, мы будем принимать меры", — пояснил представителям прессы президент 4 мая с. г. А Могилев 24 мая попросил журналистов "делиться" с милицией информацией о фактах противоправных действий. Однако если за десять лет никто из тех, кто препятствовал работе корреспондентов, не понес наказания, то чего стоит ожидать теперь, в эпоху закрывания объективов президентской охраной? А если вовлечь журналистов в сеть "информаторов" милиции по другим преступлениям — о доверии общества к прессе можно забыть навсегда.   

Реклама на dsnews.ua

21 апреля 2011 г.
Николай Азаров, премьер-министр:
"Я хочу, чтобы вы (журналисты — прим. "ВД") меня не за деньги полюбили. Я хочу, чтобы вы были моими единомышленниками… Деньги я найду, если надо. С деньгами и дурак все сможет..."

3 мая 2011 г.
Виктор Янукович, президент Украины:
"Хотел бы сказать украинским журналистам, что отстаиваю и всегда буду отстаивать независимость украинских медиа, поддерживать свободных журналистов"

25 мая 2011 г.
Азад Сафаров, журналист "5 канала":
"Пресс-секретарь президента Дарья Чепак пообещала, что в следующий раз нам будут сообщать, под каким углом можно будет снимать президента"

* Должности указаны на момент высказывания

    Реклама на dsnews.ua