• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Подзамочные шахты

Реклама на dsnews.ua
Приватизация угольной отрасли отменяется. Находчивые чиновники Минэнергоуглепрома предлагают заменить ее концессией и арендой. Тем самым упростив жизн

Приватизация угольной отрасли отменяется. Находчивые чиновники Минэнергоуглепрома предлагают заменить ее концессией и арендой. Тем самым упростив жизнь угольным авторитетам Партии регионов, которые уже застолбили за собой самые лучшие предприятия отрасли.

Украинская угольная отрасль чем-то напоминает невесту, которую строгий и меркантильный родитель все никак не решится выдать замуж. О необходимости приватизации предприятий отрасли чиновники говорят, наверное, со дня провозглашения независимости. Особое звучание эта тема приобрела в последние пять лет. В Верховной Раде даже был зарегистрирован законопроект "Об особенностях приватизации предприятий угольной отрасли". Но каждый раз накануне голосования его отправляют на доработку.

Что только не собиралось государство делать с угольными предприятиями.Год назад шахты делили на "черные дыры" и "точки роста". "Черные дыры" правительство собиралось превратить в источники ресурса, присоединив их к так называемым опорным шахтам. "На сегодня уже отработано 63 перспективных инвестиционных проекта, которые предусматривают общий объем инвестиций в 47,3 млрд грн. со сроком реализации пять лет", — делился планами на отрасль в июне прошлого года в интервью "ВД" тогдашний угольный министр Юрий Ященко.

Сами с углями
С момента заявлений Юрия Ященко прошел ровно год. В результате административной реформы многотысячная армия шахтеров лишилась своего профильного министерства. Министра Ященко сменил заместитель министра энергетики и угольной промышленности Игорь Попович. А новые угольные чиновники уже поделились своим видением развития отрасли. В мае нынешнего года Минэнергоуглепром разработал законопроект об особенностях аренды и передачи в концессию государственных предприятий топливно-энергетического комплекса, в том числе государственных угледобывающих предприятий.

Впрочем, уверенности в том, что законопроект о концессионерах и арендаторах угольных предприятий не постигнет судьба многострадального проекта закона о приватизации, нет. То, что низкий старт приватизационным процессам в отрасли дан уже давно, не секрет ни для кого. В течение последнего года "угольные авторитеты" Партии регионов окончательно закрепились на госпредприятиях отрасли. В результате — в отечественном углепроме сформировались четыре основные группы влияния. К трем основным потокам, о которых еще в августе прошлого года писала газета "Зеркало недели" — "Семья", Юрий Иванющенко и Ринат Ахметов — добавился клан "луганских отцов" в лице председателя фракции Партии регионов в парламенте Александра Ефремова.

ДТЭК Рината Ахметова — единственная группа влияния в отрасли, о планах и сделках в которой известно широкой общественности. В июле прошлого года ДТЭК получила доступ к добыче угля антрацитовых марок фактически на лучших предприятиях отрасли. Инвестиционные договоры на сумму 500  млн грн. были подписаны с "Ровенькиантрацитом" и "Свердловантрацитом". В  январе 2011 года компания получила в аренду имущественный комплекс "Добропольеуголь" сроком на 49 лет. ДТЭК заявила о намерении инвестировать в шахты объединения 2  млрд  грн. В ближайшее время, по информации "ВД", компания закрепится и на шахтах ДУЭК (Донецкая угольная энергетическая компания). Руководителем предприятия является Сергей Лозовский, который до 2009 года занимал пост генерального директора шахты "Комсомолец Донбасса", входящей в ДТЭК.

Остальные группы влияния в отечественном углепроме не торопятся становиться публичными. Их вполне устраивает нынешнее положение вещей: финансовые обязательства угольных предприятий перед компаниями, которые принадлежат кураторам отрасли, лояльный менеджмент на местах. И главное — возможность заработка на тендерах по закупке шахтного оборудования. В  текущем году из госбюджета на эти цели выделено 6,9 млрд грн. Большую часть из этих средств осваивают всего несколько фирм, которые входят в сферу влияния "угольных авторитетов".

Реклама на dsnews.ua

Так, например, ГП "Селидовуголь" предпочитает сотрудничать с ЧП "Укрстандарт 2009", которую связывают с Юрием Иванющенко и Иваном Аврамовым. В конце прошлого меяца компания выиграла тендер на сумму 118 млн грн. Еще 281 млн грн. компания Юрия Иванющенко получит благодаря выигранному тендеру по закупке оборудования для ГП "Первомайск­уголь". А вот госпредприятие "Донбассантрацит", которое входит в сферу влияния Александра Ефремова, закупает оборудование у ООО "Индекспром". Учредителем этой компании является сын Ефремова Игорь

Закупает оборудование у "Индекспрома" еще одно госпредприятие — "Луганск­уголь". Впрочем, Ефремов не является единоличным куратором этого госпредприятия. Здесь интересы семьи главы фракции регионалов совпадают с интересами Юрия Иванющенко, который обогащает уголь с гос­предприятия на своей Белореченской ЦОФ.

"Семье" президента на откуп достались предприятия, которые ранее входили в сферу интересов Андрея Орлова. Регионал до последнего пытался сохранить свое влияние на предприятие "Макеевуголь". В частности, пользуясь фактом кредиторской задолженности госкомпании перед его компанией "Энергоимпекс". Внимание общественности к этому госпредприятию было приковано весной, когда на его территории прогремел взрыв. Официальная версия происшедшего  — теракт. Впрочем, куда более убедительным было предположение о корпоративном конфликте, в котором пересекались интересы Орлова и Иванющенко. По словам источника "ВД" в отрасли, окончательный контроль над предприятием перешел к группе "Семья" в конце апреля нынешнего года.

Наша песня хороша…
В проекте закона о концессии и аренде обозначены условия привлечения негосударственных инвестиций для технического переоснащения и обновления основных фондов угольных предприятий и улучшения их финансового состояния. Замминистра Минэнергоуглепрома Владимир Макуха, комментируя законопроект, заявил, что "в ближайшем будущем в Украине не планируется активизировать процесс приватизации государственных угледобывающих предприятий". Аргумент чиновников — большая часть госпредприятий угольной отрасли в настоящее время к приватизации не готова.

До кризиса аналитики рынка угля оценивали сумму от удачной приватизации в угольном секторе в $4,9 млрд. Тогда список на реализацию содержал исключительно привлекательные объекты. Сейчас, утверждают чиновники, от угольных шахт остались чуть ли не рожки да ножки. Необходимы большие финансовые вливания в техническое переоснащение предприятий для того, чтобы продать их подороже во время приватизации. Ближайшие несколько лет государство вместе с арендаторами и концессионерами общими усилиями проведут модернизацию, утверждает министерство. Впрочем, на этот счет есть большие сомнения, которые подтверждаются "прозрачностью" тендеров.

Так что будущие собственники украинских шахт в любом случае обойдутся малой кровью. Право первой ночи, то есть практически стопроцентная гарантия того, что именно арендатор станет будущим приватизатором, даже не обсуждается. Для арендатора не приватизировать предприятие, на техническое оснащение которого потратилось государство, просто грех. А ко всему этому еще следует добавить заработок от тендеров, которые часто-густо вызывают оживленные споры по поводу завышенных цен. Чем не панацея для угольной отрасли, государственные дотации на которую растут из года в год?

    Реклама на dsnews.ua