• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Наследники Элвиса

Реклама на dsnews.ua
На волне увлечения итальянского предметного дизайна поп-артом лучше всего себя чувствуют последователи группы "Мемфис", основанной 30 лет назад.

На волне увлечения итальянского предметного дизайна поп-артом лучше всего себя чувствуют последователи группы "Мемфис", основанной 30 лет назад.

После большой волны в 1980-е гг. эксцентричный поп-арт снова входит в силу: fashion-бренды объявили на лето модными все цвета радуги, главное — чтоб были яркими; певица-перформанс Леди Гага получает всевозможные музыкальные награды и признание Совета американских дизайнеров за заслуги в области моды. Этот же тренд взяли на вооружение и дизайнеры мебели. Об этом свидетельствуют новые коллекции, показанные на Миланском мебельном салоне: к примеру, разноцветные пластиковые стулья от Kartell или яркие "готичные" — голландцев из Moooi. Все они созданы под влиянием творчества группы дизайнеров под названием "Мемфис" (о чем "ВД" уже упоминала в статье "

", "ВД" №16-17 с. г.), основанной 30 лет назад знаменитым архитектором Этторе Соттсассом. Это она "импортировала" американский поп-арт в европейский предметный дизайн и сделала это настолько творчески, что ее деятельность даже называют дизайнерским постмодернизмом.

Взрослые игрушки
Наконец-то закончился кризисный рациональный период в жизни европейского предметного дизайна: на прошлогодней миланской выставке предметники уверяли всех, что главное качество мебели — ее комфорт, в 2008-м — настаивали на экологичности и естественности. В этом году они перестали наводить скуку на публику и стали создавать эмоциональные предметы-аттракционы, переняв докризисный опыт своих коллег-архитекторов (т. е. сами у себя, по большей части), а методологически — поп-арта. Для него характерны не только яркие цвета, но и постмодернистская ассоциативность, ироничность, эксперимент и юмор — словом, все то, что заставляет публику нечленораздельно ахать от восторга. Одним из наиболее ярких примеров таких предметов-аттракционов является коллекция с символическим названием L'Italia ricomincia da Zero ("Италия с нуля") — посвященные Апеннинскому полуострову предметы от 14 дизайнеров, спроектированные для фирмы Zerodisegno. Предметники и так, и эдак поигрались с итальянским "сапожком", придав эту форму книжным полкам, пуфам, коврам и столам, еще больше усилив эффектность форм за счет более или менее кислотных оттенков. Эта коллекция вполне может претендовать на программное "заявление" нового эмоционального дизайна, ведь в ее создании участвовало "созвездие" известных дизайнеров, включая Алессандро Мендини и Карима Рашида, в свое время бывших участниками группы "Мемфис" и испытавших на себе влияние предметного поп-арта, культивируемого ее основателем Этторе Соттсассом.

В отличие от 1980-х, когда "Мемфис" с боями пробивал для своего творчества "брешь" в европейском общественном сознании, не воспринимавшем тогда серьезно американскую культуру, сейчас поп-арт — уже канонизированный жанр искусства, к которому этой весной проявилось нешуточное внимание. Об этом свидетельствуют рекордные продажи картин Энди Уорхола, собравшие на трех крупнейших аукционах (Christie's, Sotheby's и Phillips de Pury) сотни тысяч долларов. Благодаря общему интересу к поп-арту и восприятию его как серьезного жанра наблюдается резкий карьерный рост дизайнеров, еще недавно остававшихся маргиналами респектабельного дизайна. Вот, к примеру, Карим Рашид, яркий представитель "цифрового" поп-арта, из осмеиваемого за безвкусицу выскочки превращается дизайнерский авторитет наших дней. Помимо мебели ему стали доверять проектирование общественных зданий: весной этого года заработал первый его "госзаказ" — станция метро "Университет" в Неаполе, вся в фирменных "рашидовских" разноцветных узорах и скульптурах, украшать которыми общественные здания еще пару лет назад никто бы не решился.

Как сказал известный дизайнер Маттео Тун, "основное качество современного предметного дизайна — никакой догмы". Эта установка на 100% отвечает философии группы "Мемфис", которая принципиально занималась фантазированием. Третья инкарнация группы, бренд Post Design, продолжает этот курс на ничем не ограничиваемую креативность. В честь 30-летия "Мемфиса" Post Design совместно с группой молодых итальянских дизайнеров Elephant объявил конкурс Imaginature, в котором основным требованием к участникам является наличие у них фантазии — именно ее будет искать компетентное жюри с Роном Арадом во главе, а победителя назовет в ноябре.

Реклама на dsnews.ua

Откуда у Рашида ноги
За 30 лет своей деятельности группа "Мемфис" оказала существенное влияние на европейский дизайн — от количественных показателей и до стилей и технологий производства. За эти годы через "Мемфис" "прошло" более 60 дизайнеров, все они продолжают творить, формируя облик современной мебельной индустрии. В их числе такие известные персоны, как Массимо Йоза Гини, Микеле де Люкки и Маттео Тун. Все эти влиятельные и знаменитые персоны, время от времени "балуются" постмодернистскими "шуточками". И не только в дизайне, но и в архитектуре, как, например, спроектированный де Люкки пешеходный Мост мира в Тбилиси с подсвеченной и извивающейся крышей.

Дизайнеры берут в оборот самые разные предметы, от бор-машин до пластиковой посуды, используют разнообразнейшие материалы, подчеркивая, что дизайн — это потребительская опция товара, а не истина в последней инстанции. Все это — нововведения группы "Мемфис", участники которой одними из первых стали широко сотрудничать с компаниями, производящими бытовую технику и электронику, использовали в производстве своей мебели "недостаточно культурные", как для 1980-е гг., плиты МДФ и ламинат и настаивали, что их предметы — для повседневного пользования, а не для музеев и галерей.

Под влиянием группы "Мемфис" сформировались и те дизайнеры, которые провозглашают себя самобытными и оригинальными. К примеру, Филипп Старк, предметник-мегазвезда, начинал в 1980-е с очень скромного и рядового минимализма, но попав "в руки" Kartell и Alessi, где в то время работали и "мемфиссцы", поднабрался у итальянцев юмористических фишек и диковин, которые сделали Старка знаменитым и "кормят" его теперь.

И уж кого точно не заподозришь в связях с мятежными миланцами, так это Карима Рашида — настолько футуристическими и оторванными от всех прежних стилей кажутся его объекты обтекаемых бионических форм и кислотных цветов. Тем не менее, влияние самое прямое: после получения степени бакалавра Университета Карлтон в Оттаве, Карим поехал доучиваться в Неаполь, где одним из его учителей был основатель "Мемфиса". По сути, Рашид — это Соттсасс нового поколения: он создал свой стиль, вдохновляясь цифровой культурой, к которой сейчас очень неоднозначное отношение. Тем не менее статус Карима Рашида повышается, в точности как бунтарская поначалу деятельность группы "Мемфис" признана таким же серьезным стилем дизайна, как баухаус и модернизм, и "многорукие" стеллажи Соттсасса из частных интерьеров перекочевали в музеи.

Три поколения затейников
Итальянская группа "Мемфис" была создана в декбаре 1980 г. На тот момент уже знаменитый 60-летний архитектор Этторе Соттсасс устроил посиделки с коллегами в своей миланской квартире на улице Сан Гальдино. Его визави были 20-летние дизайнеры — Мартин Бедин, Альдо Чибик, Микеле де Люкки, Маттео Тун и Марко Занини, а фоном для дискуссии о дизайне выступали песни Боба Дилана. В какой-то момент пластинка стала заедать на словах "…снова с мемфисским блюзом…", и Соттсасс предложил назвать их только что созданное движение "Мемфис". Вдохновлялись дизайнеры "Мемфиса" достижениями американской культуры, которую в Европе 1980-х презирали и называли "загнивающей". Но, по мнению Соттсасса, единственное, чем занимались тогда дизайнеры, — это создание "черных коробочек", а поп-арт и китч он считал более вдохновляющими, чем "хороший вкус".

Буквально за пару месяцев после первого "заседания" группа спроектировала большую коллекцию, которая была представлена весной 1981 г. на Миланском мебельном салоне. Эта презентация и считается официальным началом "Мемфиса", который сразу стал настолько популярен, что, как вспоминает Маттео Тун, он не мог выбраться из шоурума: так много людей пришло. Следующие четыре года — "золотой" период группы, к которой пришло признание благодаря публикациям, выставкам и коллаборациям со знаменитостями (так, "Мемфис" обставил дом Карла Лагерфельда в Монте-Карло). В 1985 г., на гребне успеха группы, из нее уходит Этторе Соттсасс, который вскоре основал собственную фирму, Sottsass Associati. Но его коллеги продолжили свою деятельность: В 1989 г. была создана новая инкарнация группы — "Мета-Мемфис", где работало уже новое поколение дизайнеров.

В 1997 г. появилась третья "ипостась" "Мемфиса" — бренд Post Design, который занимается производством объектов "ветеранов" движения, того же Соттсасса, а также находит и продвигает молодых дизайнеров, творчество которых перекликается с идеологией группы.

    Реклама на dsnews.ua