• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ОЛЕГ КОЛЕСНИК: "В Украине любой бизнес является высоко-рисковым, то есть "венчурным"

Реклама на dsnews.ua

Член совета Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса, один из авторов Закона Украины "Об институтах совместного инвестирования" в интервью "ВД" объяснил, чем украинский венчурный бизнес отличается от рисковых инвестиций в западном понимании этого слова.

Льготный режим налогообложения предоставляется венчурам для инвестиций в рисковые проекты и развития инноваций, а у нас фонды работают с недвижимостью…
—  В Украине любой бизнес является высоко-рисковым, т. е. "венчурным". В недвижимость венчуры вкладывали из-за высокого спроса на нее. У строителей не было понятной прозрачной схемы финансирования с отложенным до окончания строительного проекта механизмом налогообложениям. Поэтому использовались венчуры.

Выходит, что вложения в венчурные фонды фактически использовались просто как механизм ухода от уплаты налогов…
— Венчурный фонд на Западе тоже "уходит от налогов". Это не уклонение, а отсрочка по уплате налогов до выхода инвестора или до закрытия фонда, что позволяет вкладывать деньги венчура в новые проекты, срок которых в Украине составляет от трех до 50 лет.

В активах венчуров преобладают корпоративные права. К каким отраслям относятся эти вложения?
— Среди корпоративных прав много так называемых проблемных активов. Например, фонд вложил средства в строительство, проект завершился, но квартиры или офисные площади из-за кризиса продать не удалось. Собственником непроданного проекта стало некое ООО, как правило — застройщик. Чем он может расплатиться с фондом, который инвестировал деньги? Или недвижимостью, которая переводится на баланс венчура, или корпоративными правами этого ООО.

Бытует мнение, что венчуры не инвестируют в науку из-за слабых законов в сфере авторских прав. Вы согласны с этим?
— Я уже сейчас могу заключить договор, который на 100% будет защищать мои права. Но захочет ли изобретатель подписывать такой договор? Так, в 2001-2002 гг. я инвестировал в разработки одного изобретателя, автора ноу-хау в сфере пищепрома. Но для меня этот опыт был негативный: изобретатель отказался полностью раскрыть технологию. В США, ЕС, России венчуры имеют линейку проектов в сфере научных разработок, куда можно вложить деньги. У нас этого почти нет! На последнем форуме ученых, организованном при Торгово-промышленной палате, разработчики презентовали проекты для привлечения инвестиций. Так вот, среди десятка идей не только не было ни одного проекта под венчуры — не было ни одного, который обладал бы документами, необходимыми для принятия инвесторами решения о вложениях. Украинские инвесторы не готовы вкладывать деньги просто в идею. Даже на Западе такое встречается редко: без экономического обоснования окупаемости проекта денег никто никому не дает. В США любой проект сопровождается расчетом окупаемости.

Какие законодательные новации могут по­способствовать развитию венчуров?
— Можно ввести классификацию фондов по инвестиционной декларации, описывающей, куда фонд вкладывает активы. УАИБ рассматривает вариант такой классификации. Если документ будет принят, количество просто венчуров сократится. Появятся фонды, которые специализируются на недвижимости, банковских металлах, закрытые фонды акций, облигаций и т. д. Венчурным, например, может остаться фонд, который покупает проблемные активы, — ни под какую другую классификацию такая деятельность не подпадает. Фонд, инвестирующий в инновации, тоже будет венчурным. Надеемся, что со временем в Украине будет больше настоящих проектов, которые можно будет назвать венчурными в западной трактовке этого понятия.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua