• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

МАКСИМ ЛИТВИНОВ: "В соцмедиа порядка 10-20% участников групп являются вымышленными"

Реклама на dsnews.ua

Оперативный сотрудник Департамента борьбы с киберпреступностью МВД Максим Литвинов актив­­­но мониторит и анализирует соцсети на предмет выявления признаков преступлений.

Как деятельность социальных сетей касается правоохранительных органов?
— Мы преимущественно занимаемся мониторингом соцсетей. Для нас открытой для доступа является только стена соцмедиа, к примеру, "ВКонтакте". Внутренняя переписка пользователей не контролируется. По результатам мониторинга мы выясняем, к чьей компетенции относится выявленный инцидент, после чего принимаем решение: или начинаем работать над этим делом, или направляем в соответствующие структуры, если это не наша зона ответственности. Если же в результате мониторинга выявляем признаки насильственного преступления — уже в нашей юрисдикции.

В чем заключается тактика противодействия киберпреступлениям в Сети?
— Вопрос в использовании не столько технических средств и программного обеспечения, которые в принципе одинаковы, а в методике и алгоритме работы. Существует язык компьютерщиков Leet, который распространился в интернете. Основные его приемы - это замена латинских букв на похожие цифры и символы, имитация и пародия на ошибки, характерные для быстрого набора текста. Язык Leet также подражает хакерскому и геймерскому жаргону. В нем часто используется добавление z0r к словам. Используется данный язык в основном в письменном виде. В итоге, появляются слова, которые непосвященному человеку в принципе не понятны. Плюс, конечно же, сленг, который образовался в Сети. Это — слова ИМХО и им подобные: перевернутые слова, смысл которых зашифрован. Они сокращенны до минимума, буквально до нескольких букв. Мы подготавливаемся к этой среде. Работая с "контингентом", перенимаем этот язык на практике. Иногда киберпреступников вычисляем за две минуты. Бывает, гораздо дольше.

Какие особенности соцмедиа доставляют наибольшие сложности для отслеживания радикальных настроений?
— В соцсетях нет никаких ограничений. Пользователи сами вольны выкладывать или не выкладывать личные данные о месте проживания или номере мобильного телефона. В соц­медиа порядка 10-20% участников групп являются вымышленными. Люди пытаются обезопасить себя: создают искусственные препятствия для того, чтобы не отвечать на вопросы техподдержки и правоохранителей. Есть ряд серверов, которые никак не контактируют с внешним миром, но предоставляют услуги хостинга, размещают сайты, и получить ответ от них крайне сложно. Например, ответ на вопрос о том, кто в такое-то время в такой-то день являлся владельцем IP-адреса, чтобы вычислить человека, который при­частен к преступной деятельности в киберпространстве.

Каковы ваши предложения по совершенствованию законодательного обеспечения оперативно-розыскной деятельности?
— Действительно, самые главные проблемы кроются в несовершенстве украинского законодательства. Мы неоднократно предлагали народным депутатам принять законы, направленные на уменьшение анонимности в интернете. Результатом этого будет ответственность людей. Уровень цивилизованности правоотношений, происходящих в соцсетях, к сожалению, находится на стадии каменного века — кто сильнее, тот и прав.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua