• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Битва за Дунай

Реклама на dsnews.ua
Украина официально отстояла право на эксплуатацию собственного канала в дунайской дельте. Тем самым Киев может не только оживить порты на Дунае, но и

Украина официально отстояла право на эксплуатацию собственного канала в дунайской дельте. Тем самым Киев может не только оживить порты на Дунае, но и стать самым сильным игроком в регионе.

Южанам с трудом удается проявлять сдержанность. На июнь сего года было намечено пятое заседание сторон Конвенции Эспоо, на котором Румыния планировала нанести Украине сокрушительный удар в виде полного запрета на эксплуатацию украинского канала Дунай  — Черное море через устье Быстрое. И в преддверии данного события румынская пресса не скупилась на дифирамбы своему правительству. Тем значительнее был контраст с публикациями после заседания, на котором Киеву удалось не только отмести все радикальные предложения Бухареста, но и добиться маленькой победы — первым вице-председателем бюро Комитета по имплементации Конвенции был избран замминистра экологии и природных ресурсов Украины Дмитрий Мормуль (подробнее — см. блиц-интервью). Куда важнее, что контраст был не только в публикациях румынской прессы, но и в языке самих документов. Если сравнить формулировки проекта и конечного документа заседания сторон Конвенции Эспоо, то можно констатировать, что украинской делегации во главе с руководителем Минэкологии Николаем Злочевским удалось добиться принятия максимально положительного заключения.

Бои местного значения
Проект возобновления работы украинского канала Дунай — Черное море появился в 2003 году, и с того момента и в без того непростых украинско-румынских отношениях (подробнее — см. "Граница на замке", "ВД" №49, 2010 г.) появился новый раздражитель. Для Бухареста украинский канал означал потерю судоходной монополии на нижнем Дунае. Но для экономического спора были избраны экологические аргументы и платформа заседаний по Конвенции о трансграничном сотрудничестве Эспоо, принятой в 1991 году. Румынии удалось заручиться поддержкой таких авторитетных экологических организаций, как World Wildlife Fund, BirdLife International и Wetlands International, протесты которых в 2006 году были поддержаны вердиктом Экономической комиссии ООН: строительство украинского канала окажет вред биосферному заповеднику в дельте Дуная. А  двумя годами позднее Украине было вынесено предупреждение на заседании Конвенции Эспоо, где было указано, что ее работы на канале в устье Быстрое оказывают негативное влияние на румынскую часть дельты. При этом Киев обязали ввести все возможные виды мониторинга — экологический, гидрологический, ихтиологический и прочие.

С учетом того, что Румыния является членом ЕС и любые обвинения в ее адрес в Брюсселе воспринимают как попытку опорочить Евросоюз, нетрудно было предположить, что дальнейшее развитие событий только закрепит достижения Бухареста. И как раз пятое заседание по Конвенции Эспоо 20-23 июня должно было стать временем румынского триумфа. Но вышло наоборот.

С одной стороны, участники Конвенции Эспоо признали, что вынесенное в 2008 году Украине предупреждение о нарушении Конвенции остается в силе. И  наша страна в конце каждого года по-прежнему должна предоставлять Комитету по выполнению Конвенции информацию о принятых мерах, исправляющих негативное воздействие канала на дунайскую дельту. Но фактически это означает, что спор Киева с Бухарестом будет вестись только на экологическом уровне. А тут наша страна окажется в более выгодном положении, так как признает важность экологического мониторинга для всей дельты Дуная. Нам к таковому не привыкать — последние три года различные экологические комиссии регулярно инспектируют украинскую часть дельты. Но если доселе предложения Киева проводить совместные с Румынией инспекции в отношении всей дельты наталкивались на отказ Бухареста, то теперь румынам придется быть сговорчивее — авторитет международных структур игнорировать куда сложнее. А  экологических проблем у Румынии в Сулинском и Георгиевском гирлах Дуная никак не меньше.

И, наконец, с треском провалилось румынское предложение не назначать представителей "провинившейся" страны в бюро Комитета по имплементации Конвенции — Украина ввела в его состав двух своих представителей (в том числе на должность первого вице-председателя бюро), а следующее заседание сторон по Конвенции Эспоо состоится в мае 2014  года в Киеве.

Выиграть время
Фактически это означает, что впервые за все годы спора вокруг украинского канала Дунай — Черное море инициатива переходит к нашей стране. В Минэкологии и природных ресурсов Украины заверили "ВД", что уже в августе с. г. выработают дорожную карту действий до следующего заседания сторон Конвенции в 2014 году. До тех же пор у Украины есть все основания закрепить успех экономически.

Реклама на dsnews.ua

Речь идет о завершении проекта углубления украинского канала Дунай — Черное море. Хотя он и введен в эксплуатацию в 2008 году, до сих пор ведутся работы по доведению проходной осадки судов до глубины 7,2 м на всем протяжении канала. А  в перспективе планируется довести этот показатель до 9,5-10 м. Учитывая, что срок окончания работ сначала переносился с 2008-го на 2011 год, есть все основания предполагать, что его опять придется сдвигать. При этом изначальная смета проекта составляла $543,5 млн, а срок окупаемости определялся в 12 лет. Однако канал уже начал зарабатывать, чему совершенно не рады в Румынии.

С введением украинского канала Дунай  — Черное море румыны были вынуждены вдвое снизить цену за проход судов. Но даже после этого румынский тариф (?0,7 за куб. м груза) существенно выше украинского ($0,14 / куб. м). Кроме того, украинский канал —двухсторонний, суда по нему могут одновременно двигаться и к устью, и к истоку Дуная. Как результат — за десять месяцев 2010 года через гирло Быстрое прошли 1253 судна (а всего за год — 1500 кораблей), в то время как через румынский Сулинский канал  — 1051 судно.

Все изложенное заставляет Румынию действовать на грани фола. В 2009 году Украина подала встречную жалобу, указывая, что дноуглубительные работы на Сулинском канале нарушают Конвенцию Эспоо. Тогда Бухаресту удалось прикрыться другой конвенцией — Белградской, — требующей для безопасного судоходства на Дунае поддерживать глубину на уровне 24 футов (7,3  м). Однако есть опасения, что Румыния "под шумок" углубляет дно Сулинского канал до 26-28 футов, параллельно ведя аналогичные работы в Георгиевском гирле (что запрещено), а также сооружая дополнительные искусственные водоканалы в дельте Дуная. О планах Румынии косвенно свидетельствует принятый еще в 2006 году Закон "О принятии плана развития национальной территории", где речь идет о работах на действующих каналах (за последние десять лет Румыния потратила на эти цели более ?140  млн). И усиление экологического мониторинга во всей дельте Дуная в итоге может сыграть против самого Бухареста.

Лучшая защита — нападение
В этом году у Украины появится хорошая возможность улучшить отношения со своими юго-западными соседями. Недавняя встреча Виктора Януковича с и. о. президента Молдовы Марианом Лупу ознаменовала начало "перезагрузки" в отношениях Киева и Кишинева. Чему поспособствовала передача Молдовой акта на землю на молдавский участок дороги Одесса — Рени. Теперь можно вести диалог насчет просьбы Кишинева передать ему 1,5 га водной глади Дуная, без которых развитие порта в Джурджулешты невозможно. Но для Украины такой акт доброй воли имеет смысл лишь при гарантии оживления собственных портов на Дунае. А это возможно лишь в том случае, если украинский канал Дунай — Черное море заработает на полную мощь (в этом случае молдавский порт украинским не конкурент). Таким образом, всегда стоявшая на прорумынских позициях в дунайском споре Молдова становится союзником Украины.

К тому же Киев опосредованно предложил Бухаресту помириться, не теряя лица, согласовав тарифы на проход судов по Дунаю. Соответствующее предложение премьер-министр Николай Азаров сделал во время встречи с австрийским вице-канц­лером Михаэлем Шпинделеггером в июне с. г. Тем самым Киев дал понять, что не ставит целью конкуренцию с Румынией, но поступаться своими интересами в Придунавье не будет. В 2013 году истекает десятилетний срок действия украинско-румынского договора о режиме государственной границы, сотрудничестве и взаимо­помощи по пограничным вопросам. И  четкое отстаивание своих позиций — лучшая гарантия того, что Киев и Бухарест просто пролонгируют данное соглашение, оставив в прошлом разговоры о претензиях на дунайские острова.

    Реклама на dsnews.ua