• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Дело врачей

Реклама на dsnews.ua
Новый больничный дизайн и архитектура настраивают на оптимистический лад и помогают выздоравливать быстрее.

Новый больничный дизайн и архитектура настраивают на оптимистический лад и помогают выздоравливать быстрее.

Бум строительства больниц в самом разгаре — постаревшему населению земли катастрофически не хватает наличных койко-мест и медперсонала для обследований. В благополучных странах мира вроде Канады на уровне правительства принимают меры по борьбе с 11-часовым ожиданием в приемной скорой помощи, нехваткой мест для лечения и последующими исками.

В странах Европы — то же самое. В 1990-е гг., когда новые технологии активно внедрялись в медицинский обиход, большинство больниц сократили количество коек, по­надеявшись на быстрые методы лечения. Особенно хорошо процесс пошел в Финляндии и Швеции, где госпитали "урезались" на 47 и 45% соответственно. А теперь европейцы расплачиваются за эту опрометчивость: даже прогресс в медицине не спасает врачей от наплыва пациентов — например, в знаменитом лондонском медкомплексе Guys and St Thomas за 2009-2010 гг. число амбулаторных больных увеличилось на 21%, а стационарных — на 17% по сравнению с 2007-2008 гг.

Поэтому англичане решили расширяться и в июне утвердили проект нового корпуса, который создал ни кто иной, как знаменитый английский архитектор, лауреат Прит­цкеровской премии Ричард Роджерс. Звезды мировой архитектуры — верное средство для улучшения качества лечения: по всеобщему убеждению, правильно устроенная окружающая среда способствует выздоровлению так же хорошо, как и лекарства с процедурами.

Как в деревне
Замечательное свойство новой больничной архитектуры в том, что она призвана бороться со страхами, которые начинают мучить больного как только он входит в медицинское учреждение. В сотрудничестве с врачами архитекторы выяснили, что больше всего пациенты боятся длинных коридоров и "мертвенного" искусственного света. Поэтому в новых больничных проектах фасады выполнены из стекла либо же в интерьере используются системы естественного освещения. Решение проблемы длинных коридоров потребовало от архитекторов большего креатива, ведь основная масса больничных строек, начатых в последние два года, — это расширение уже существующих комплексов. Архитекторы пересмотрели принципы устройства больничных зданий и вместо стандартных отделений предложили "лечебные деревни" — модули, в которых есть все для лечения той или иной болезни: и диагностические боксы, и лаборатории, и процедурные, и палаты, и даже своя площадь с развлекательными и расслабляющими зонами. При таком устройстве пространства больному не нужно в страхе идти за "тридевять земель", в другой конец корпуса, чтобы сделать необходимый анализ или пройти процедуру. Именно так будет устроено новое здание уже упоминавшегося лондонского госпиталя Guys and St Thomas, которому в этом году исполняется 290 лет. Как и старый корпус высотой в 34 этажа, новое здание от Ричарда Роджерса, где будут лечить онкозаболевания, тоже планируется высотным, 14-этажным, поэтому архитектор своим главным заданием посчитал привнесение "человеческого измерения" в это крупное строение за счет уютных "деревень", чтобы здание не "давило" на пациентов своими габаритами.

Естественно, принцип "всего необходимого под рукой" удобен и врачам, поэтому архитекторы используют его не только для организации больниц, но и в проектах исследовательских центров, часто используя этот новый подход довольно остроумно. К  примеру, авторитетный британский архитектор Чарльз Корриа, практикующий в Индии, в проекте лиссабонского медицинского комплекса Champalimaud Centre for the Unknown, сделанном по заказу фонда имени португальского банкира-миллиардера Антонио Шампалимо, соединил в одном здании исследовательский и диагностический центры — чтобы медики могли сразу же на практике проверять свои теории. "Наибольшую гордость в этом проекте у меня вызывает то, что это наконец-то здание, не имеющее ничего общего с современным искусством. Наоборот, мы использовали самые передовые научные исследования, чтобы помочь людям бороться с реальными проблемами — раком, повреждениями мозга и слепотой", — довольно язвительно замечает Чарльз Корриа, работавший над проектом совместно с комитетом врачей, в котором половина членов — нобелевские лауреаты.

Развлечения в процессе
В создании новых лечебных учреждений архитекторы учитывают и то, что их здания должны всячески отвлекать пациентов от грустных дум, настраивать на положительный лад и, в идеале, так захватывать внимание, чтобы у человека не осталось времени думать о своей болезни. В этом архитекторы едины со своими коллегами — дизайнерами, работающими над различными медицинскими устройствами (подробнее — см. "ВД" №12 с. г.). Поэтому больничная архитектура и интерьеры радуют яркостью и эффектностью деталей, которые так и притягивают взгляд. Это могут быть стены кислотных цветов и их сочетаний, мебель необычных форм, огромные люстры (как в спроектированной Норманном Фостером и партнерами клинике CircleBath недалеко от Бристоля); в детских клиниках популярны гигантские игрушки прямо в холле. Привнося эти "зацепки" для глаза в интерьеры больниц, дизайнеры отнюдь не показывают свой характер или капризничают. Как раз наоборот: они выполняют предписания врачей, которые установили, что больной человек воспринимает и чувствует пространство, свет, фактуру материалов и их цвет гораздо сильнее и глубже, чем здоровый, поэтому реакция на интерьер у больных — ярче и острее, и так они отвлекаются от своих проблем.

Реклама на dsnews.ua

Стремясь переключить внимание и развлечь пациентов, архитекторы обогащают и саму инфраструктуру больниц, дополняя их различными развлекательными помещениями. Помимо уже стандартных отелей, кафе и ресторанов, в больницах обустраиваются библиотеки, кинотеатры, спортзалы и спа, которые открыты не только для пациентов, но и для жителей близлежащих кварталов. Так больницы "одним выстрелом" достигают сразу нескольких целей — их пациенты имеют возможность развлекаться в процессе лечения, общаясь с местными жителями, они не чувствуют себя оторванными от мира, а лечебные учреждения зарабатывают на этих непрофильных услугах. Самые предприимчивые клиники даже сдают в аренду свои помещения, приманивая клиентов на громкие имена авторов архитектуры: так сделали в лас-вегасской Lou Ruvo Center for Brain Health, где лечат расстройства памяти. Директор по маркетингу и коммуникациям клиники Николь Вульф пояснила "ВД": "У нас празднуют свадьбы, дни рождения и бар-мицвы, проводят бизнес-встречи и лекции по медицине. А средства, полученные от аренды, идут, в частности, на поддержку наших исследований". Здание этой клиники спроектировал знаменитый американский архитектор Фрэнк Гери, который в своей характерной манере сделал фасад клиники смятым как консервная банка. Это строение настолько эффектно, что поражает воображение и гостей клиники, обеспечивая доход от аренды, и даже пациентов с болезнью Альцгеймера  — по утверждениям медиков, его неправильные хаотичные формы накрепко врезаются больным в память.

На здоровье!
Не только лекарства, но и архитектура лечит — это одно из непреложных правил в разработке больничных зданий. Чтобы добиться врачебного эффекта, фасады больниц делают так, чтобы они вообще ничем не напоминали медицинское учреждение: добавляют различные декоративные элементы — например, мозаики из цветного стекла, или наносят разноцветные узоры. Кроме того, архитекторы все чаще выбирают круглую форму зданий — она психологически комфортна и настраивает на положительный лад, а внутри круга, во внутреннем дворе, обычно располагают сад. Озеленение, как внешнее, так и внутреннее, непременно включают в проекты больниц, ведь растения — еще одно мощное средство расслабить пациента и добиться прогресса в лечении.

Не ограничиваясь только декоративными элементами в создании оптимистичных больниц, архитекторы планируют здания так, чтобы замаскировать все помещения, относящиеся к интенсивной терапии и оперативному вмешательству. К примеру, операционные все чаще размещают в подземных этажах, чтобы пациентам ничто не напоминало о самых опасных моментах их пребывания в больнице. Ярким примером этого подхода является Радиологический госпиталь в Осло, здание которого было разработано фирмой Henning Larsen Architects. Четырехэтажное строение имеет полностью стеклянный фасад, отсюда — хорошо освещенное фойе с видом на склоны лесистого холма, в то время как главные помещения больницы, кабины для лучевой терапии, "спрятаны" в глубине здания. Ожидая своей очереди на процедуру, пациенты не рассматривают все время двери этих страшных "бункеров", а любуются лесом в дизайнерском интерьере. Поэтому благодарные больные, как, например, простой норвежский пенсионер Торнбьорн Хольтан, высказываются примерно в таком духе: "Я чувствую, что мне лучше, просто сидя в этой клинике".

    Реклама на dsnews.ua