• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Европейский офшор

Реклама на dsnews.ua

Несмотря на то, что Европейский Союз активно борется со странами-оптимизаторами налогов, внутри самого ЕС уже давно (с его позволения) прижился свой родной "офшорчик" под названием Мадейра. Это автономная территория в составе Португалии, состоящая из островов Мадейра и Порто Санта. Находясь в Атлантическом океане, в тысяче километров от континента, острова получили небольшую налоговую индульгенцию от Португалии и ЕС.

Райское налоговое наслаждение

С XV в. острова Мадейры состояли в метрополии Португалии, но все же держались в автономии. А с 1976 г. они получили собственный парламент и законодательство. Хотя действуют здесь все же португальские корпоративные и налоговые законы. Но с определенными исключениями. В частности, чтобы привлечь капиталы в аграрный сектор на территории Мадейры, португальское правительство пошло на предоставление ряда налоговых льгот, приведших к созданию целой офшорной инфраструктуры — Международного бизнес-центра Мадейры (Madeira International Business Center — MIBC). Он, в свою очередь, состоял из четырех секторов: Зона свободной торговли (The Free Trade Zone), Центр международных услуг (The International Service Center), Офшорный финансовый центр (The Offshore Financial Center) и Морской регистр Мадейры (The Madeira Shipping Register) (см. бокс "Налоговые преимущества различных секторов").

Но особый интерес к Мадейре заключался в возможности применения Шестой Евродирективы об НДС, согласно которой производители-резиденты ЕС (а Португалия в его составе с 1984 г.) платят НДС в стране регистрации. Учитывая, что ставки НДС в ЕС колеблются от 15 до 30% (в самой Португалии она составляет 19%), Мадейра привлекла к себе множество импортеров, интересующихся оптимизацией налогов при импорте товаров и услуг на рынок ЕС. Эти острова позиционировали себя как депрессивный аграрный регион, требующий программы по привлечению инвестиций за счет налоговых льгот. Что и было зафиксировано в международных соглашениях с ЕС при вступлении Португалии в эту организацию.

Европейцам, с одной стороны, ситуация с внутренним офшором была удобна, с другой — Еврокомиссия боролась с "губительной налоговой конкуренцией", а в бюджетах крупных государств ЕС постоянно фиксировали недоимки по НДС до EUR20 млрд. Но если с обычными офшорами декларировалась война, то офшорный режим на Мадейре был создан с согласия ЕС и путем легализации его в международных соглашениях.

Времена реформ

Однако, в конце концов, под давлением ЕС в 2000 г. Португалия решилась пересмотреть островные налоговые преимущества. Как результат был принят Акт 2000 о налоговой реформе в Мадейре. Согласно данному документу, компаниям, получившим свою лицензию до 2000 г., пролонгировали льготы до 2011 г. А вот для вновь создаваемых компаний и получивших лицензию после 2002 г., кроме ежегодной пошлины, был введен корпоративный налог по пониженной ставке (reduced rate) с постепенным увеличением до 3%. Так, в 2006 г. еще действует ставка в 2%, а в следующем году и до 2011 г. — 3%. Подобная ставка весьма отличается от стандартной в 22,5% (плюс 10% от нее в виде коммунального налога, итого — общая ставка в 24,75%), действующей как в Португалии, так и на территории Мадейры. Правда, пониженная ставка применяется к определенному граничному доходу в зависимости от созданных рабочих мест и инвестиций. Минимальные инвестиции должны составлять $75 тыс. в основные средства в течение двух лет и при создании от одного до пяти рабочих мест в течение полугода. Льготы для судовладельцев также были продлены, а вот финансовые компании и банки создавать запретили, но созданные до 2001 г. решили не трогать до 2011 г. Новые финансовые компании стали облагать по ставке 25% корпоративного налога.

Реклама на dsnews.ua

Некоторые изменения можно рассматривать и в позитивном смысле, поскольку введение небольшого корпоративного налога свидетельствует о полной резидентности компании в Португалии, а значит, и возможности применения положений налоговых конвенций не только для производственных компаний, работающих в Зоне свободной торговли, а и для холдингов и компаний, владеющих интеллектуальной собственностью. Также нетронутым для компаний MIBC осталось освобождение от уплаты налога у источника (withholding tax), в то время как обычный налог у источника составляет 20% для дивидендов и процентов, и 15% — для роялти и консалтинговых услуг. А вот ставка НДС увеличилась до 15%.

Построение схем

С принятием налоговой реформы некоторые финансовые схемы ушли в прошлое, однако ключевые остались. Да и эти схемы начнут исчезать к концу 2011 г., а регистрацию компаний в MIBC прекращают в конце 2006 г. Так что, возможно, стоит спешить! Хотя в будущем еще можно будет купить ранее созданную полочную компанию. В любом случае, применяемые схемы можно разделить на виды компаний: производственные, сервисно-ориентированные, исключительно холдинговые и судовладельческие. Производственная схема заключается в покупке лицензии в Индустриальной зоне свободной торговли (IFTZ) и размещении на ее территории цехов (Manufacturing companies). Прибыль от деятельности облагается лишь по ставке 2% (с 2007 и до 2011 г. — 3%), а НДС при экспорте составит лишь 15%. Кроме налога, платится ежегодная пошлина (operating fee) в размере от EUR7 до EUR12,5 за 1 кв. м занимаемой площади. Поэтому некоторые производители, ориентированные на Западную Европу, занимаются лишь частичной сборкой своей продукции, без таможенных пошлин, импортируя на территорию Зоны основные комплектующие.

Второй вид — схемы с сервисно-ориентированными компаниями, которые могут заниматься международной торговлей, электронной коммерцией, консалтингом, управлением интеллектуальной собственностью и корпоративными правами. Допустим, весьма популярны стали мадейрские софтверные компании, продающие свои программные продукты в ЕС. Также интересно заниматься международной торговлей. Полученная прибыль облагается корпоративным налогом по ставке 2-3%, а вот доходы от торговли внутри Мадейры или с португальскими контрагентами облагаются по обычной ставке. К тому же за учреждение компании взимается EUR750, и каждый год платится пошлина в EUR1500. Также интересна лицензионная схема, по которой прибыль компании с высоконалоговой юрисдикции выводится через платежи роялти в счет договора франчайзинга или лицензионных договоров об использовании объектов интеллектуальной собственности. Корпоративный налог с этих платежей сервисная компания не платит, но успешность схемы зависит от уменьшения ставок в налоговом соглашении с Португалией.

Особый статус — у холдинговых компаний (sociedada gestora de participacoes sociais (SGPS) — Portuguese Pure Holding Companies), которые выделяются как особый вид сервисно-ориентированных компаний. Регулируются они весьма запутанно. Если SGPS получило лицензию в Зоне, то налогообложение холдинга дифференцируется в зависимости от источников дивидендов. Дивиденды, полученные SGPS от "дочек" из стран ЕС, корпоративным налогом и налогом на прирост капитала не облагаются, а из других стран — платится 2-3%.

Кроме того, благодаря широкой сети налоговых конвенций Португалии налоги у источника при выплате дивидендов в стране дочерней компании можно значительно снизить. К примеру, украинско-португальское налоговое соглашение действует с 1 января 2003 г. и предусматривает возможность снизить налог на репатриацию дивидендов, процентов и роялти до 10%. А что касается стран ЕС, то может применяться Директива ЕС о материнских и дочерних компаниях, позволяющая освободить дочернюю компанию от налога у источника при выплате дивидендов, но при условии владения 20% капитала сроком более одного года.

НАЛОГОВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗЛИЧНЫХ СЕКТОРОВ

Каждый из секторов предоставляет различный пакет налоговых преимуществ. Первой была создана Зона свободной торговли. Получив лицензию, можно было основать производственную компанию, которая платила бы вместо корпоративного налога ежегодную фиксированную пошлину в зависимости от занимаемых площадей. К тому же товары, произведенные на территории свободной зоны, можно экспортировать в страны ЕС по минимальной ставке НДС — 13%. Затем был создан Центр международных услуг, который покрывал всю территорию островов и позволял создавать сервисные компании (например, консалтинговые, софтверные и телекоммуникационные) с фиксированной пошлиной и возможностью экспорта услуг по минимальной ставке НДС. А Офшорный финансовый центр позволял инкорпорировать офшорные банки, трастовые компании и страховщиков, облагаемых лишь пошлиной в $25 тыс. И, конечно, морской регистр составляет стандартный офшорный продукт для судовладельцев. Добавим к этому цивилизованное европейское законодательство, стабильность и возможность пользования широкой сетью налоговых соглашений, заключенных Португалией.

УЧРЕДИТЬ СОБСТВЕННОЕ

Инкорпорация компаний в Мадейре осуществляется согласно португальскому Кодексу о компаниях. Для офшорных операций может быть выбрана одна из следующих организационных форм:

  • Sociedade por Quotas — Limitada (Lda) — частные общества с ограниченной ответственностью;
  • Sociedade Anуnima (SA) — акционерные общества;
  • Sociedade Unipessoal — компания Lda и SA с одним-единственным держателем акций компании, действующим в пределах Мадейрской свободной торговой зоны;
  • Sociedade Gestora de Participacoes Sociais (SGPS) — исключительно холдинговая компания.

Наиболее популярны компании в формах Lda и SA. Для создания компании агент сначала получает сертификат о сверке имени в регистре Лиссабона (Registro Nacional de Pessoas Colectivas). Затем учреждение юридического лица оформляется публичным актом (public deed) государственного нотариуса, публикуемом в официальном издании и местной прессе, потом идет регистрация в налоговом органе и органе соцстрахования. А вот для присвоения мадейрской компании безналогового статуса необходимо получить лицензию и зарегистрироваться в коммерческом регистре Фуншала (столица Мадейры) в MIBC. Для получения лицензии необходимо соответствовать ряду критериев, включая и уставной капитал: EUR5 тыс. для Lda и EUR50 тыс. для SA. Компания типа Sociedade Unipessoal имеет одного акционера, и сертификаты акций не выпускаются. А вот для Lda и SA потребуется соответственно два и пять акционеров. Информация об акционерах фигурирует в публичных отчетах, так что скрыть бенефициара не удастся. Для этого лучше использовать Белиз. Также назначаются два директора в Lda и три директора в SA. Они должны быть физическими лицами любой национальности, и необязательно резиденты Мадейры. Так что оптимальным будет соотношение: реальный директор (совладелец) и номинальный (резидент Мадейры).

    Реклама на dsnews.ua