• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ГАЙКЕ ДЕРРЕНБЕХЕР: "Наш фонд получает ежегодно 41 млн евро из госбюджета Германии"

Реклама на dsnews.ua

Руководитель украинского представительства немецкого политического Фонда Фридриха Науманна доктор Гайке Дерренбехер рассказала "ВД", как в Германии финансируются политические общественные организации. Там действует шесть политических фондов (в соответствии с количеством партий, представленных в Бундестаге), которым запрещено получать какое-либо финансирование из-за рубежа. Деньги в эти фонды поступают исключительно из госбюджета.

Почему фонд, который вы представляете, является, кроме всего прочего, еще и политическим?
— Он политический лишь в том смысле, что мы по своей идеологии близки к Либеральной партии Германии. Но это не означает, что мы финансируем политические партии или же партии финансируют нас. Мы функционируем исключительно за счет государственного бюджета. Так работают все политические фонды Германии. "Свой" политический фонд есть у всех шести партий, представленных в Бундестаге. Их бюджеты зависят от того, сколько голосов на выборах в Бундестаг получила идеологически близкая к нему партия. Но даже когда партия на таких выборах теряет голоса или же вообще не попадает в парламент, финансирование фонда не прекращается. Меняется лишь его бюджет. Он рассчитывается исходя из среднеарифметического от общего количества голосов, которые партия, близкая к фонду, получила за последние 12  лет. Ведь каждый может однажды оказаться в оппозиции. У нас даже девиз есть — "Живи и давай жить другим". В этом заключается специфика существования политических фондов в Германии.

Каков объем государственного финансирования конкретно для вашего фонда?
— Представьте себе, наш фонд получает ежегодно ?41 млн! При этом мы их тратим прежде всего в самой Германии, а государство абсолютно не вмешивается в наши программы. У нас нет обязанности предоставлять в начале года список, чего мы хотим или какие проекты будем финансировать.

Но ведь это же государственные деньги. Как же отчет?
— Деятельность фонда должна быть связана исключительно с тем, что предусмотрено в его уставе. Скажем так, мы не должны тратить наши деньги на путешествия на Гавайи или приглашать депутатов из Украины на какой-то остров. Но если я хочу провести какое-то мероприятие по укреплению демократии или сотрудничеству между Украиной и Германией в Германии, то могу использовать эти деньги.

Чем конкретно занимаются подобные политические фонды?
— Наши политические фонды прежде всего проводят семинары и конференции внутри самой Германии. Они работают, чтобы доносить до сознания граждан, что такое демократия, рыночная экономика, какие есть современные методы политической коммуникации и так далее. По большому счету фонды активны во всех сферах общества, но показательно то, что у нас не было создано федеральное ведомство, которое занималось бы политическим образованием населения. Было четкое убеждение, что в этом вопросе нужен плюрализм. Поэтому все шесть действующих в Германии политических фондов являются абсолютно равными и представляют разные политические идеологии.

В Украине хотят ограничить, а то и вовсе запретить финансирование общественных проектов из-за рубежа. Как вам такая идея?
— Думаю, было бы замечательно, если бы у вас были такие же политические фонды, как у нас. Они могли бы поддерживать негосударственные объединения. Ведь цели таких фондов  — укрепить демократию и демократические движения. Но, к сожалению, пока гражданское общество в Украине не может жить за счет украинских денег. Поэтому такие инициативы, конечно же, были бы очень опасны.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua