• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

С европейским приветом

Реклама на dsnews.ua
Западный вектор развития официального Киева уперся в свободу слова и закрытость политических процессов.

Западный вектор развития официального Киева уперся в свободу слова и закрытость политических процессов.

Заседание Парламентской ас­­самблеи Совета Европы в Страс­­бурге, где обсуждалось происходящее в нашей стране, состоялось буквально через несколько дней после того, как Конституционный Суд Украины принял решение об отмене изменений к Конституции, внесенных в 2004 году. Для европейцев такой шаг отечественной Фемиды был несколько необычным. На Запад от таможенного пункта Шегини не привыкли, что Основным Законом можно вертеть, как цыган солнцем. Накануне заседания секретарь Венецианской комиссии Томас Маркерт недоумевал и сыпал каламбурами: "Эта ситуация, конечно, беспокоит, так как, получается, что власть в Украине работала несколько лет на основании неконституционной Конституции. И это создает проблему ле­­гитимности ее действий и вообще легитимности. Так, например, на пре­­дыдущих выборах избиратели голосовали за кандидатов на основании новой Конституции, как во время парламентских, так и президентских выборов". Оказалось, что в деле перекраивания главных документов украинская власть даст огромную фору Старому Свету. Маркерт вынужден был признать, что подобного опыта — шесть лет жить по "новой" Конституции, а потом вернуться к "старой" — Европа не имеет.

Впрочем, на самом заседании ПАСЕ проблемы украинского Основного Закона были отодвинуты даже не на второй план, а гораздо дальше. Штатный критик официального Киева, она же докладчик ПАСЕ по Украине Ренате Вольвенд лишь констатировала, что после возвращения к "Конституции Кучмы" власть Виктора Януковича усиливается, и обратилась к своей любимой теме — ущемление прав и свобод граждан Украины. "Нет ощущения свободы, когда можно свободно критиковать, если что-то тебе не нравится, потому что за углом уже за тобой кто-то следит. Все проверяется и регистрируется, и людям просто ограничивают их свободы", — заявила еврочиновница. Затем Вольвенд оседлала своего любимого конька — свободу слова, и начала рас­крывать коллегам глаза на происходящее в Украине. "Журналисты, которые не нравились властям, исчезали — и это тяжелая страница истории Украины. А ведь исчезновения журналистов — это непрямая форма цензуры СМИ. Сейчас в Украине СМИ очень мало критикуют деятельность власти. И мне кажется — это шаг назад. Свобода СМИ — это лакмусовая бумажка, которая проверяет демократичность институтов власти. И именно это является мерилом движения в сторону демократии", — разложила по полочкам Вольвенд.

Пламенное выступление докладчицы аукнулось в резолюции ПАСЕ по "Функционированию демократических институтов в Украине". В документе европейцы замахнулись на священную корову — Службу безопасности Украины, выразив "обеспокоенность по поводу увеличения числа достоверных сообщений о неоправданном участии СБУ во внутренних политических делах, в том числе давлении на журналистов, партийных активистов и активистов гражданского общества и их родственников". Велев привести деятельность СБУ к цивилизованным нормам, ПАСЕ напомнило, что судебной ветви власти не стоит особо тщательно интересоваться деятельностью четвертой власти. Пикантность ситуации состоит в том, что именно 5 октября 2010 года, когда в Страсбурге призывали Украину вести себя прилично, Апелляционный суд Киева оставил в силе решение Подольского райсуда столицы, согласно которому журналистка "5 канала" Ольга Сницарчук должна была выплатить народному депутату Юрию Буту 20 тыс. грн. за то, что в программе новостей назвала его "отщепенцем". Данный термин поверг слугу народа в глубокую депрессию.

Но информация о таком судебном решении в Страсбург тогда еще не дошла, и в ПАСЕ говорили о глобальном — сомневались в законности местных выборов, призывали власти Украины внести в закон о партиях изменения, которые уменьшили бы их экономическую зависимость, рекомендовали Верховной Раде принять законы о конфликте интересов и этических норм на государственной службе, о декларации имущества госслужащих, а также о доступе к публичной информации.

Конфликт интересов, то есть коррупция уже регулируется соответствующим законом, равно и доступ к публичной информации оформлен парламентским документом. Правда, более европейской от этого страна не стала. Сама же прошлогодняя резолюция ПАСЕ "по Украине" понравилась и власти, и оппозиции. О нас не забыли, и то ладно. Впрочем, 3 октября уже текущего года не была поддержана инициатива провести срочные дебаты по ситуации в Украине. Обещают поговорить о нас в январе.  

5 октября 2010 г.
Константин Грищенко, министр иностранных дел Украины:
"Данная резолюция целиком подтверждает очевидный для всех факт: демократия в Украине пустила глубокие корни".

Реклама на dsnews.ua

5 октября 2010 г.
Ольга Герасимьюк, народный депутат, член украинской делегации в ПАСЕ:
"Оппозиция сюда приехала не воевать с конкретным Януковичем, а чтобы выровнять курс, которым идет наш корабль к демократии. Мы хотим, чтобы этот корабль не повернул назад".

3 октября 2011 г.
Мавлют Чавушоглу, президент ПАСЕ:
"Бюро ПАСЕ не рекомендовало включать украинский вопрос, потому что он будет обсуждаться на разных платформах".

* Должности указаны на момент высказывания

    Реклама на dsnews.ua