• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ОТЕЦ ИГОРЬ ЯЦИВ: "Церкви заинтересованы в том, чтобы конкретный государственный служащий симпатизировал им"

Реклама на dsnews.ua

Руководитель Департамента информации Украинской греко-католической церкви констатирует: межцерковная борьба за влияние на власть существует. О том, как это происходит, он рассказал в интервью "ВД".

Несмотря на принцип отделения церкви от государства, у нее все равно остается немало возможностей влиять на государственную политику, не так ли?
— В Украине уровень доверия к церкви выше, чем уровень доверия к другим общественным институтам, включая государственную власть. Те же государственные мужи являются частью общества, частью определенных конфессий или церквей, куда они ходят. Там они общаются с иерархами, получая от них определенное видение тех или иных вопросов, информацию, замечания или предложения.

Предыдущий глава УГКЦ блаженнейший Любомир Гузар, по сути, является не только священником, но и политиком?
— Он никогда не был и не есть политиком. Но он является гражданином своей страны, поэтому всегда прикладывал усилия к тому, чтобы государственная власть обратила внимание на те вещи, которые касались его как гражданина. Власть просто не может не считаться с такими людьми. Его называют моральным авторитетом. И это не наш месседж. Этот месседж идет от общественности.

Могли бы привести примеры, когда церковь влияла на принятие политических решений?
— В Украине существует уникальная организация  — Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций, в рамках которой решения принимаются только в форме консенсуса. То есть, если кто-то один против, решение не принято. Если говорить о примерах, то, думаю, это решения, которые касаются игорного бизнеса, преподавания христианской этики в школе, вопросов военного и тюремного капелланства. Например, когда мы совместно выступили против легализации в Украине однополых браков, это охватило очень большую часть верующих. И сегодня мы не видим ближайшей перспективы принятия закона о легализации однополых браков.

Церкви лоббируют вопрос реституции. Очевидно, что по нему придется принимать исключительно политическое решение. Какое?
— Нам нравится пример Италии. Там многое из того, что принадлежало церкви, было национализировано, а возвратить данное имущество церкви назад нет никакой возможности. Поэтому в Италии, например, государство из бюджета платит стипендии студентам богословских учебных заведений. Почему бы это не сделать в Украине? Позиция нашей церкви очень пластичная. Если нет возможности возврата имущества, должна быть компенсация. Она может быть разбита на части. Ведь самым важным здесь является вопрос справедливости.

Насколько ощутимой для вас является межцерковная борьба за влияние на политиков?
— Мне тяжело сказать, насколько церкви ведут спор за влияние на главу Верховной Рады или премьера. Безусловно, церкви заинтересованы в том, чтобы конкретный государственный служащий симпатизировал им. Потому что это намного упрощает работу церквей хотя бы по реализации тех же конституционных прав. Например, по вопросам выделения земли. Конечно, если губернатор, глава областного совета симпатизирует или находится на стороне какой-то конфессии, это влияет на процесс выделения земли данной конфессии. Безусловно, есть и другие моменты. Когда, например, одна конфессия награждает политика грамотой, а другая — орденом или еще чем-то. Но утверждать, что это является плановой стратегией церквей, я не могу.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua