• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Железная схватка

Реклама на dsnews.ua
Противоречие интересов Коломойского и Ахметова в металлургии и энергетике больше не позволяет бизнесменам сосуществовать мирно. Поможет ли первому сох

Противоречие интересов Коломойского и Ахметова в металлургии и энергетике больше не позволяет бизнесменам сосуществовать мирно. Поможет ли первому сохранить бизнес тактика "насолить оппоненту", разбирались корреспонденты "ВД".

Мал золотник, да дорог. Для производства тонны металлопроката нужно лишь ведро ферросплавов — компонента, придающего стали определенные свойства. В себестоимости проката их доля занимает не более 1%. На первый взгляд — незначителен и рынок, и экономические последствия любых бурь на нем для потребителей этого товара — металлургов. Тем не менее противостояние в этой отрасли обострилось до предела. Украинских производителей, подконтрольных группе "Приват", вытеснили импортеры. Не привыкший сдаваться без боя Игорь Коломойский, видимо, решив, что резкая потеря позиций неслучайна, подошел к решению проблемы с другой стороны. Компания "Полтаваоблэнерго", которую на рынке связывают с бизнесменом, подала заявку на приватизацию "Киевэнерго". Что спутывает карты до недавнего времени безальтернативному претенденту — ДТЭК Рината Ахметова. Каковы шансы и призы сторон в железно-энергетическом противостоянии, разбирались корреспонденты "ВД".

Смена лидера
Традиционно украинских ме­­таллургов обеспечивали ферросплавами три отечественных завода, контролируемых группой "Приват" (один из них — Никопольский — совместно с EastOne Виктора Пинчука). Еще четыре года назад их продукция обеспечивала 95% спроса (подробнее — см. "Динамика роста доли импортных ферросплавов", стр. 23). А по итогам октября с. г. доля уменьшилась до 38%. В авангард вырвалась продукция македонского завода Skopski Legury (подконтролен группе "Финансы и Кредит"), ферросплавы из Индии и Грузии (расположенное там предприятие "Чиатурмарганец" также входит в орбиту интересов группы "Приват"). Резко окрепший класс импортеров создал ассоциацию для лоббирования своих интересов, которая проходит про­цедуру регистрации.

В рядах же отечественных производителей происходят странные, на первый взгляд, вещи, о взаимосвязи которых можно только строить догадки. Ферро­сплавов по итогам десяти месяцев с. г. произведено гораздо больше, чем реализовано на украинском рынке, даже несмотря на сильное снижение объемов их выпуска Запорожским заводом ферросплавов (на четверть) и менее значительное, но все же снижение, на 10 и почти 2% — Никопольским и Стахановским заводами ферро­сплавов соответственно. "Косвенно это свидетельствует о противостоянии продавцов и потребителей. Первые могут намеренно сдерживать отгрузки", — дает одно из возможных объяснений источник "ВД". Примечательно, что на фоне интенсивного освоения украинского рынка импортерами с начала этого года вокруг двух из трех названных заводов, а также некоторых ГОКов по добыче марганцевой руды происходят события, которые осложнили их текущую деятельность.

Во-первых, пристальное внимание прокуратуры Днепро­петровской области к деятельности НЗФ и Орджоникидзевского ГОКа повлекло судебные иски, которые касались несоблюдения экологических и природоохранных норм. Марганецкому ГОКу Госгорнадзорслужба недавно запретила работы в шахтах.

Наиболее остро переживает отсутствие взаимопонимания с госорганами ЗЗФ. Завод с начала года переведен с первого на второй класс потребления электроэнергии, в результате чего она для него подорожала на 30%. В итоге были уволены 1,5 тыс. человек и остановлен один из цехов. Активная разъяснительная деятельность руководства завода о последствиях ужесточения условий для работы предприятия — обращения, письма в Кабмин, НКРЭ и т. д.— результатов не давала несколько месяцев. Хотя, возможно, заводу и удастся получить находящуюся в составе "Запорожьеоблэнерго" подстанцию (подробнее — см. "Ложка дегтя", стр. 18). Эффективность другого вектора gover­n­mant relations — инициирование расследования против массового импорта ферросплавов Украинской ассоциацией производителей этой продукции — пока также далека от желаемой (подробнее — см. блиц-интервью Сергея Кудрявцева). Перспектив добиться введения ограничительных мер у наших ферросплавщиков нет, считает эксперт "Case Украина" Евгений Дубо­грыз. По его словам, в прошлом году занимающаяся такими расследованиями Межведомственная комиссия, рас­­смотрев заявку ассоциации, в итоге не нашла оснований для введения мер. "Если бы хотели дать "зеленую дорогу" украинским ферро­сплавщикам, ее бы уже дали", — полагает эксперт.

Скрытые мотивы
Реклама на dsnews.ua

В то время как информационное поле вокруг противостояния на рынке ферросплавов пестрит противоречивыми данными, потребители ферросплавов — металлурги — избегают публично выражать свою позицию по поводу происходящего. "Потребитель выберет лучшее качество и лучшую цену", — единственная оценка, которую пожелал высказать "ВД" представитель одной из металлургических компаний, и то на условиях анонимности. Впрочем, как выяснила "ВД", проведя анализ рынка, цены на продукцию украинских заводов и импортеров отличаются не сильно — не более чем на 15%. И то, условия контрактов конкретных заводов (а они зависят и от долгосрочности контракта, и от дельты посредника, и от желания продавца дать скидку), специфичны в каждом случае. Аналогичны ферросплавы и по своим техническим характеристикам. В то время как актуальные отгрузочные цены украинских заводов — на уровне $1330 за тонну, в Сети встречается информация об их не­­оправданной дороговизне (более чем $2 тыс. за тонну). Дыма без огня не бывает и, возможно, речь идет о банальном противостоянии продавца и покупателя на предмет того, кто из них будет диктовать условия.

И рост импорта и количества поставщиков логично объясним желанием покупателя диверсифицировать источники поставок. Пока же украинские производители стали заложниками несговорчивости их владельца, который не желает верить в свое ослабление.


Если следовать этой логике, то Игорь Коломойский нашел слабое место оппонента, коим является крупнейший металлург, а одновременно и энергетик страны, Ринат Ахметов. Бизнесмен заинтересован в том, чтобы его усиление в энергетической сфере прошло "без сучка и задоринки". На этом фоне компания "Полтаваоблэнерго" подала заявку на участие в приватизации "Киевэнерго", в которой крайне заинтересован ДТЭК Ахметова. При этом "Полтаваоблэнерго" не раскрыла конкурсной комиссии своих бенефициаров. В то же время контроль над компанией приписывают Коломойскому и Константину Григоришину. Конкурс перенесен, высшие чиновники озаботились прозрачностью его проведения.

А Коломойский наконец-то получил рычаг влияния на Ахметова. Выступив в качестве участника конкурса, компания может оспаривать его результаты в суде. И аналитики подтверждают: целью участия в конкурсе для "Полтаваоблэнерго" не является желание реально купить 25% акций компании (подробнее — см. "Бой с тенью", "ВД" №47 с. г.).

Место под солнцем
С узкоотраслевой точки зрения, в событиях на рынке ферро­сплавов нет ничего неординарного. И интересы сторон прагматичны: украинские заводы хотят сохранить долю и влияние на рынке, импортеры — занять нишу и получить прибыль в условиях, когда конку­­ренты ослаблены, а металлурги — получить управляемый рынок и устраивающие их условия поставок.


Арбитром в этой ситуации должны выступить соответствующие госинституции, к которым и апеллируют ферро­сплавщики — НКРЭ, определяющая цены на электроэнергию, и Межведомственная комиссия по международной торговле, влияющая на условия работы участников рынка. Государство стоит перед выбором — под­держать украинских производителей ферросплавов или нет. За рубежом в той или иной форме это делают (подробнее — см. блиц-интервью Сергея Кудрявцева, стр. 21). Позиционировать любое решение в свете государственных интересов несложно, и каждая из сторон может привести красноречивые аргументы, легко нивелировав доводы оппонентов.

Пока же украинские власти не хотят дотировать ферросплавщиков выгодной ценой на электроэнергию. В контексте стартовавшего процесса приватизации энергокомпаний и ожидаемого усиления ДТЭК на энергетическом рынке остается одно объяснение. Со сменой раскладов на рынке энергетики неизбежно начнется формирование новых принципов его работы, а возможно, и уровня цен. По­­скольку это поле еще не сформировано, создание прецедентов льгот для отдель­ных участников (например, ЗЗФ) и в целом уровня цен на электроэнергию — помеха, которой лучше не допускать, чем потом ликвидировать ее последствия. Ведь группа "Приват" претендует на то, чтобы в ходе будущей приватизации облэнерго еще больше укрепиться в качестве собственника нескольких компаний, среди которых "Запорожьеоблэнерго". Учитывая взаимосвязь этих процессов с происходящим на ферросплавном рынке, логично предположить, что улучшение позиций ЗЗФ, НЗФ и СЗФ может произойти только как следствие торга между двумя крупнейшими бизнесменами Украины о разделении сфер влияния. А стиль обоих известных украинцев по утверждению своих позиций в этом балансе — жест­кий, и каждый из них не привык сворачивать с пути первым.

    Реклама на dsnews.ua