• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

МУСТАФА ДЖЕМИЛЕВ: "У Чубарова есть все способности для руководства Меджлисом, но у нас есть и другие с теми же способностями"

Реклама на dsnews.ua

Нынешний председатель Медж­­лиса убежден, что среди реальных кандидатов на его место нет такого, который бы соответствовал запросу Партии регионов получить по­­слушного главу Меджлиса. Но и называть своего преемника г-н Мустафа не спешит.

Может ли назначение премьер-министром Крыма Анатолия Мо­­гилева, исторически непопулярного среди крымских татар, изменить ваше решение покинуть пост председателя Меджлиса?
— В Меджлисе крымскотатарского народа решения принимаются коллегиально. Его Председатель имеет всего один голос. Поэтому кто именно будет председателем — не столь важно в смысле определения общей стратегии Меджлиса. Более того, даже среди тех соотечественников, которые были решительно против моей отставки, в последние дни появилось мнение, что, возможно, Джемилеву действительно надо пока отойти в сторону. Они говорят, что к руководству автономией приведен человек, который настроен к крымским татарам крайне враждебно и склонен разговаривать с ними с позиции силы, а Джемилеву, всю жизнь проповедовавшему принципы ненасилия, трудно будет в случае чрезвычайных ситуаций принять адекватное решение. Так что благодаря Могилеву на следующей сессии курултая, полагаю, сторонников моей отставки будет несколько больше.

Вашим преемником часто называют Рефата Чубарова…
— Я бы не употреблял слово "преемник", ведь у нас не монархия. Просто на прошлой сессии курултая, вместе с заявлением о своей отставке, я рекомендовал в качестве одного из кандидатов на место председателя Рефата Чубарова. С этого времени и пошло, что будто бы он — единственный преемник. У Чубарова дейст­вительно есть все способности для руководства Меджлисом, но у нас есть и другие с теми же способностями.

Недавно вы заявили, что главным конкурентом Чубарова станет еще один ваш заместитель — Ремзи Ильясов. Могли бы его охарактеризовать?
— Сейчас Ремзи Ильясов является моим вторым заместителем, он имеет большое уважение среди своих соотечественников, причем даже среди тех, кто по той или иной причине настроен в це­­лом к Меджлису не очень благосклонно. Я как-то говорил, что у нас был бы идеальный председатель Меджлиса, если бы качества Чубарова и Ильясова были соединены в одном человеке.

Прогнозируете ли вы попытки влияния власти на выборы председателя Меджлиса?
— Я понимаю, что несимпатичен Партии регионов. Очевидно, что они хотели бы более покладистого и послушного главу Меджлиса. Но среди реальных кандидатов я не вижу такого, который соответствовал бы их запросам. А те, на кого они решили сделать ставку, не имеют никаких шансов не только на то, чтобы быть избранными в члены Меджлиса, но даже в делегаты курултая.

Как часто вам "подсказывают", кого лучше было бы избрать главой Меджлиса?
— Редко. Зато есть силы, которые активно добиваются моей отставки. Правда, они в основном внешние и с рекомендациями ко мне не лезут. Я имею в виду спецслужбы Российской Федерации. Их задача минимум — постараться дискредитировать и ослабить Меджлис. Максимум — завести в его руководство пророссийски настроенного крымскотатарского политика. Реализовать этот план, насколько мне известно, они надеются в течение 2012 года.

Отечественные спецслужбы как-то пытаются этому препятствовать?
— Ни в коей мере. Похоже, что их цели совпадают. Хотя в прошлые годы определенное противодействие было. Например, летом 2009-го из Украины были выдворены двое сотрудников ГРУ России, работавших под дипломатическим прикрытием. Оба они обвинялись в незаконной поддержке сепаратистских пророссийских организаций, а также в деятельности, направленной на внедрение в руководство Меджлиса лиц, ориентированных на Россию. Но сейчас ситуация изменилась, и эти же люди снова приезжают в Украину, встречаются с нужными им лицами крымскотатарской национальности.

Реклама на dsnews.ua

Как вы планируете влиять на Меджлис после избрания его нового главы?
— Одной из главных своих "постмеджлисовских" задач вижу в том, чтобы содействовать не только сохранению, но и увеличению уровня доверия к своему представительному органу. Я уверен в том, что чем сильнее и влиятельнее будет Меджлис, тем скорее будут решаться правовые и социальные проблемы репатриантов, тем крепче будет стабильность на полуострове.

    Реклама на dsnews.ua