• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Сладкая инъекция

Реклама на dsnews.ua

Украинское здравоохранение гарантирует каждому больному сахарным диабетом право получения бесплатного инсулина. Чуть ли не в половине случаев, если верить официальной статистике, это продукция отечественной компании — ЗАО "Индар". Однако с завидным постоянством (как минимум, раз в год) в прессе появляются публикации о негативных последствиях принятия "индаровских" инсулинов без какой-либо на то реакции со стороны Минздрава.

Dolce Vita отечественного производителя

Практика закупок инсулина у нескольких производителей принята во всем мире: инсулин одного вида не может компенсировать уровень сахара одинаково хорошо у всех больных. Каждому больному эндокринологи подбирают определенный вид препарата.

Процесс же закупок инсулина в идеале должен выглядеть следующим образом: каждый эндокринолог формирует заявку, указывая количество и вид необходимых инсулинов. Заявки поступают в областные управления здравоохранения, где данные суммируются и направляются в Минздрав, который на средства, выделяемые в рамках государственной программы "Сахарный диабет" закупает необходимое количество лекарств и направляет их (согласно поданным заявкам) в регионы.

Но на практике процесс закупок выглядит иначе. Заявки, поступающие от врачей, поддаются в Минздраве обработке, в результате чего на тендерах закупаются и отправляются в регионы совсем не те объемы инсулина, которые были заказаны. "Ситуацию еще больше запутывают указания Минздрава, предписывающие регионам подавать заявки на инсулин несколько раз в год, — поделился на условиях анонимности с "ВД" один эндокринолог. — В основном же государственная политика по закупкам инсулина сводится к следующему: количество закупаемых инсулинов производства отечественного завода "Индар" с каждым годом все увеличивается, а количество инсулинов иностранных производителей — уменьшается (см. бокс "Государственные закупки инсулина" — прим. "ВД"). По моим данным, "индаровского" инсулина в 2006-м закуплено на 58 млн грн. больше, чем было заявлено врачами, в результате появился запас этого инсулина на один-два года вперед. А эндокринологов поставили перед фактом: переводите диабетиков на "индаровский" инсулин".

Ситуация с закупкой препаратов несколько корректируется на местах: региональные управления здравоохранения пытаются закупать на региональных тендерах инсулины иностранного производства за средства областных бюджетов. Но суммы, которыми оперируют регионы (25-30 млн грн.) не сравнимы с госбюджетными — только в 2006 г. на закупку инсулина было выделено 155 млн грн.

Да и сами тендеры, если судить по рассказам их участников, происходят в довольно странной атмосфере. "Этой осенью руководство завода "Индар" заблокировало государственный тендер на закупку инсулина, а также региональные тендеры, подавая в тендерный комитет жалобы на то, что, мол, идет нецелевое использование бюджетных денег, поскольку закупаются импортные инсулины, которые дороже отечественных", — рассказал "ВД" представитель одной фармацевтической компании. "Законодательство о госзакупках держит Минздрав в определенных рамках, не всегда позволяя закупить инсулин согласно заявкам из регионов, — говорит Александр Бойко, глава представительства Novo Nordisk в Украине. — Любая жалоба (независимо от того, подана она участником тендера или нет — прим. "ВД") приостанавливает тендер, и блокировать его можно до бесконечности". За разъяснением ситуации мы обратились в Минздрав Украины. Но наш запрос (№299 от 20.12.2006) остался без ответа. Хотя срок, отведенный чиновникам законодательством для ответов СМИ, давно истек.

Реклама на dsnews.ua

В итоге, как сообщили журналистам "ВД" операторы рынка, некоторые регионы так и не смогли закупить импортный инсулин. Государственные тендеры тоже прошли с большими трудностями, и виноват в этом сам Минздрав. "Вместо того, чтобы, как положено, провести единый тендер на закупку инсулина по всем позициям, Минздрав вначале объявил тендер на закупку 100% заявленного количества инсулина производства завода "Индар", — поделился с нами бывший член координационного совета по реализации программы "Сахарный диабет", пожелавший остаться неназванным. — Участники тендера заранее договорились, что не будут блокировать проведение тендера, однако в результате того, что сначала раскрыли лоты "Индара", руководство завода нарушило изначальные договоренности и принялось блокировать закупки инсулинов других производителей". По оценкам специалистов, сегодня в регионах накопились остатки "индаровских" инсулинов приблизительно на 60 млн грн.

"С 2002 года бюджетные средства на закупку отечественных инсулинов предусмотрены отдельной строкой, — говорит Людмила Петренко, президент Международной Диабетической Ассоциации Украины. — Наша Ассоциация настаивала на том, чтобы слово "отечественные" было заменено на "зарегистрированные в Украине" инсулины, однако централизованная закупка инсулинов у "единого производителя" происходит до сих пор. Более того, по нашим данным, в 2006 году произошло нецелевое использование бюджетных средств: на деньги, предусмотренные на закупку средств, определяющих уровень сахара в крови у детей, подростков и беременных женщин, были закуплены инсулины ЗАО "Индар". У украинских диабетиков сегодня два врага: болезнь и государственная система обеспечения инсулинами. У больного нет права на выбор препарата, на котором он лучше себя чувствует. Мы считаем, что в Украине должна работать рецептурно-ваучерная система обеспечения инсулинами".

Учитывая серьезность озвученных обвинений, "ВД" хотела бы узнать официальную точку зрения Минздрава. Но чиновники решили промолчать.

Темное прошлое

Преференции со стороны Минздрава в отношении продукции завода "Индар" можно было бы объяснить заботой государства об отечественном производителе, но у еще одного отечественного производителя, компании "Фармак", инсулина закупается в три раза меньше, чем у завода "Индар". К тому же половину денег, выделяемых на закупку инсулина у "Индара", государство, по сути, выбрасывает на ветер, ведь инсулин закупается по 100 ед./мл, а хранится открытый "индаровский" флакон 2,5 недели (за такой срок больной может израсходовать меньше половины флакона).

Выпуск современных генно-инженерных инсулинов "Индар" освоил к 2004-му. Тогда его руководство заявило, что специалисты предприятия совместно с украинскими учеными разработали новые препараты. На самом деле, по информации "ВД", собственное производство заключалось в закупке готовых кристаллов инсулина, а также приготовлении из них субстанции и дальнейшей ее фасовки во флаконы. Этим же занимается завод "Фармак". Вот только, в отличие от "Фармака", закупающего кристаллы известной компании Eli Lilli, "Индар" закупает кристаллы производства китайской фирмы Dongbao.

Рекламируемые препараты "Индара" были зарегистрированы Государственным фармакологическим центром Минздрава Украины. Хотя в процессе их доклинических и клинических испытаний были допущены нарушения, что зафиксировано созданной Приказом Минздрава №116-0 от 29 августа 2005 г. Комиссией.

По словам Виталия Ковбасюка, начальника Управления контроля за соблюдением законов органами СБУ, государственной таможенной службы и государственной пограничной службы Украины, в 2005 г. было возбуждено два уголовных дела: Генпрокуратурой — по факту повторной переработки работниками ЗАО "Индар" просроченных инсулинов, а прокуратурой г. Киева — по факту уклонения сотрудниками "Индара" от уплаты налогов. Оба дела ныне закрыты, зато следствие по уголовному делу, возбужденному в 2004 году по факту контрабандного перемещения через границу Украины по адресу ЗАО "Индар" субстанции свиного инсулина, продолжается до сих пор.

По оценкам специалистов, теневой оборот "Индара" составляет $10 млн, и значительная часть финансовых и хозяйственных операций осуществляется через массу связанных с "Индаром" юридических лиц, за которыми стоят и чиновники Минздрава.

К сожалению, прокомментировать нам этот и другие вопросы, связанные с подпольной деятельностью "Индара", руководство компании не захотело: запрос редакции (№304 от 26.12.2006) остался без ответа. Равно как и соответствующее обращение в Минздрав.

Вполне возможно, ситуация в скором времени изменится. Весной 2006 г. польская компания Bioton S.A. купила 29% акций завода. Теперь в случае, если государство (в лице ГАК "Укрмедпром", владеющего 71% акций ЗАО "Индар") решит продать остальные акции, Bioton S.A. будет иметь первоочередное право на их покупку. В случае же приобретения всего завода, для поляков может оказаться более выгодным закрыть "Индар" и самим поставлять инсулин в Украину. А гордящаяся отечественным производителем страна может остаться ни с чем.

>>БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ 

Меньше года осталось у руководства Минздрава до того момента, когда ему придется оценивать эффективность выполнения Комплексной программы "Сахарный диабет", утвержденной Указом Президента №545/99 от 21 мая 1999 года. Впрочем, промежуточные результаты уже известны благодаря работе контролирующих органов: в 2002 г. выполнение программы проверяла Счетная палата Украины, а в 2006-м — Главное контрольно-ревизионное управление Украины. Оценить эффективность программы мы попросили начальника управления аудита бюджетных программ ГлавКРУ Ирину Удачину.

>>Согласно результатам вашего аудита, выполнены ли основные цели Комплексной программы "Сахарный диабет"?

— Основная задача в борьбе с сахарным диабетом сегодня заключается в том, чтобы уменьшить количество осложнений от этой болезни, которые приводят к инвалидности и смерти. И если количество ампутаций, спровоцированных сахарным диабетом, согласно данным официальной статистики, сегодня уменьшилось, то уровень смертности, к сожалению, не снизился. В итоге конечные цели программы не выполнены, причем, на наш взгляд, главным образом потому, что выделяемые государством средства направлялись не на профилактику и раннюю диагностику диабета, а в основном на закупку инсулина. Так, в 2002-2004 годах на эти цели было направлено 95% выделенных средств, а в 2005 году — более 80%.

>>Выявлены ли какие-либо нарушения в процессе закупок инсулина?

— Нельзя сказать, что мы выявили нарушения закона, однако деньги на программу выделяются, а эффекта от этого нет. Проблема в том, что сегодня не разработано единой методики расчета количества больных, которые нуждаются в инсулине. То есть формально реестр больных сахарным диабетом, на который в 2006 году выделили более 1 млн грн., создан, однако на практике его данные не используются. Потребности регионов в инсулине продолжают считать по статистической отчетности областей, к заполнению которой тоже нет единых подходов. К примеру, в 2005 году Минздравом трижды менялись данные о количестве больных сахарным диабетом, соответственно — менялись цифры о количестве инсулинов.

Как следствие — около половины опрошенных нами больных сказали, что покупают инсулин за свои средства, а это порядка 2 млн грн. на каждую область. Фактически закупки дублируются из-за нерационального распределения Минздравом закупленных партий инсулина по областям. В тех же регионах, куда инсулинов поставляется больше, чем требовалось, накапливаются остатки, требующие дополнительных затрат на их хранение. Если в 2002 году в лечебных учреждениях было накоплено остатков инсулина на сумму 40,1 млн грн., то в 2005 году эта сумма увеличилась до 100 млн грн., что составило около 65% годовой потребности.

>>Насколько эффективно тратились деньги, которые выделялись не на закупку инсулина?

— В процессе проверки выяснилось, что бюджетные деньги неэффективно тратились на закупку некоторых медикаментов и медоборудования. В 2004 году Минздрав закупил на 4,8 млн грн. препарат "Урокиназа Медак", который никем не заказывался и при формировании бюджетного запроса не учитывался. Более того, некоторые эксперты утверждают, что этот препарат при диабете вообще противопоказан. В связи с этим мы порекомендовали Минздраву перераспределить остатки закупленного препарата "Урокиназа Медак" для нужд других специализированных лечебных учреждений, и Минздрав прислушался к нашим рекомендациям.

>>А прислушалось ли министерство к другому вашему предложению о децентрализации закупок инсулина?

— Мы действительно предлагали передать функции Минздрава в области закупок инсулина соответствующим областным управлениям. Во всем мире действует принцип: чем больше опт, тем меньше цена; в Украине почему-то все наоборот: чем больше централизация, тем дороже обходятся закупки. Поэтому было бы гораздо проще и выгоднее передать закупки инсулинов в регионы. Тогда областные управления могли бы сами определять поставщиков и договариваться с ними о сроках поставки с учетом своих остатков. Однако, к сожалению, это наше предложение было учтено лишь формально: в 2006-2007 годах сумму, которая раньше была заложена в бюджете Минздрава на закупку инсулинов, перевели в виде субвенций в регионы, но поставщиков по-прежнему определяет Минздрав. Система же, по которой министерство обеспечивает диабетиков необходимыми им инсулинами, сводит на нет всю заботу государства о больных сахарным диабетом.

Беседу вела Ольга Бурьян

    Реклама на dsnews.ua