• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Литовский транзит

Реклама на dsnews.ua

Робертас Габулас — один из тех литовских бизнесменов, кто успел поработать в Украине еще в середине 1990-х, потом свернул здесь свой бизнес, чтобы вернуться в 2001 году. Неудачный этап работы в Украине бизнесмен оценивает сдержанно: "Не подружился с силовыми структурами — пришлось уехать".

Вернувшись в 2001 году в Украину, г-н Габулас построил в городе Вишневом Киевской области завод по производству материалов для строительства дорог. Это — единственное предприятие в Украине, выпускающее сларисил, необходимый для новых тонкослойных технологий в дорожном строительстве. "Подобная технология гарантированно продлевает жизнь дороге на три-четыре года — битумная эмульсия, в отличие от битума, не трескается и не пропускает воду, — говорит Робертас Габулас. — Она обходится дешевле ежегодной укладки нового асфальта: три года не требуется сложного ремонта. В США и Западной Европе ее применяют уже 70 лет, в Литве — 16".

До приезда Робертаса Габуласа новые дорожные технологии в Украине не применялись, и ему приходилось "пробивать" рынок, рассказывая чиновникам о преимуществах своей продукции, привозить специалистов для обучения. В строительство нового завода было вложено $1 млн, еще в $500 тыс. обошлась технология. "Сегодня проблем с продвижением данной технологии уже нет — переход от битума на битумную эмульсию провозгласил "Укравтодор", — рассказывает Робертас Габулас. — По мере того, как растет бюджет Украины, строится и больше дорог".

Трудности перевода

Первая волна литовского интереса к украинскому рынку пришлась на середину 1990-х годов: бизнесмены торговали ГСМ, газом, нефтью и металлами — тем, на чем можно было быстро заработать большие деньги. Через несколько лет большинство литовцев свернули свои украинские проекты, и, в силу разных причин, капиталы удалось вывезти далеко не всем. Сами бизнесмены о потерянных деньгах предпочитают не вспоминать: что было, то прошло. А от неудач в бизнесе никто не застрахован. Многие из тех, кто пробовал свои силы в начале 1990-х, вернулись в Украину и добились успеха уже в 2000-х гг. Большой всплеск интереса к бизнесу в Украине произошел после оранжевой революции, однако большинство инвесторов предпочитают не афишировать свои планы в прессе. Для "ВД" было большой проблемой добиться от литовских бизнесменов конкретизации их бизнес-планов в Украине. "Ничего не поделаешь, подобная сдержанность и закрытость — черта литовского характера", — объясняет Альгирдас Кумжа, чрезвычайный и полномочный посол Литвы в Украине.

Отсутствие экономической и политической стабильности в Украине — одна из главных жалоб литовских бизнесменов. Также среди недостатков ведения бизнеса в нашей стране они называют часто меняющиеся законы и зависимость от чиновников. "Тем, кто собирается открыть бизнес в Украине, я бы посоветовал найти украинского компаньона или руководителя, который знает рынок, особенности страны, имеет связи. Иначе войти на рынок не представляется возможным", — полагает Андрис Гейдерис, занимающийся в Украине мебельным бизнесом.

"Существующие проблемы — в плоскости четких и понятных законов в политике, отсутствии среднего класса в бизнесе, — полагает Сергей Драпкин, директор ООО "Снайге-Украина", — в теневых выплатах зарплат и офшорных методах работы по особо прибыльным видам бизнеса — энергетике, металлопроизводству, рекламе. Наша компания на 100% открытая и платит все виды налогов, но только за первые три года нас более 15 раз проверяли различные инстанции. Хорошо, что с приходом нового президента эта проблема стала менее актуальна".

Реклама на dsnews.ua

По итогам прошлого года, инвестиции Литвы в Украине достигли EUR76,8 млн, среди наиболее популярных отраслей — производство стройматериалов, банковское дело, недвижимость. Однако это, по мнению экспертов, далеко не предел.

"Мы можем предложить сотрудничество во многих сферах — от сельского хозяйства до гостиничного бизнеса, — говорит Кястутис Масальскис, торговый представитель Литвы в Украине. — Наши строители освоили передовые технологии и материалы — начиная от возведения жилых домов и заканчивая дорогами; в энергетической сфере мы можем поделиться опытом внедрения энергосберегающих технологий: потери газа в Литве сегодня сведены к среднеевропейскому уровню 1,5%, наработан опыт использования максимально экономичных технологий в деревообрабатывающей промышленности. Большие перспективы для продвижения в Украине, на мой взгляд, имеют также литовские торговые сети, например, VP".

На двух стульях

"Мы старины не рушим, а новизны не вводим", — говорили литовские князья, приходя на украинские земли в Средневековье. Литовские бизнесмены действуют в сегодняшней Украине схожим образом: о проблемах предпочитают не распространяться, на местные порядки не сетуют, лоббистских организаций не создают, новые рыночные ниши осваивают без шумихи и массированной рекламы.

При этом литовцы предпочитают основывать свой бизнес в Украине в тех сферах, которые принесли им славу еще во времена СССР. Благо, литовские бренды советской эпохи еще не забыты в Украине. Сохранив свое реноме, литовский бизнес за последние 15 лет освоил передовые европейские технологии, привнося их теперь и в Украину.

Именно современные технологии помогли литовцам занять свою нишу на рынке производства мебели и деревообработки. Причем начинал Андрис Гейдерис с того же, что и многие его соотечественники — с торговли ГСМ и рекламы. И лишь после неудач в данных сферах занялся экспортом древесины, создав украинско-литовское СП. "Из украинской древесины, которую мы поставляем в Литву, там делается половая доска, которая потом экспортируется на европейский рынок, и в странах ЕС данная продукция составляет 70% всего европейского рынка, — говорит Андрис Гейдерис. — Наладить подобное предприятие в Украине мы бы хотели, но отсутствие технологий не позволяет это сделать".

Принести соответствующие технологии в Украину собирается группа литовских бизнесменов, инвестирующих $20 млн в деревообрабатывающий завод в Черниговской области. В разговоре с корреспондентом "ВД" бизнесмены просили не называть их фамилий. Среди мотивов, побудивших их вложить средства в деревообработку в Украине, называют уверенность в прибыльности бизнеса, ведь конкуренции в области деревообработки у нас, по их мнению, практически нет. Что вызывает у литовцев искреннее удивление.

"Украина является одним из главных поставщиков древесины в европейских масштабах, государственная политика направлена на вывоз сырья, а не на постройку цехов по его переработке, — говорит один из инвесторов будущего завода. — А ведь это — новые рабочие места, новые инвестиции. В Литве, например, действует указ о запрете вывоза круглого леса, он экспортируется только в форме готовых изделий".

Для Андриса Гейдериса обработка древесины для производства половой доски стала лишь одним из направлений бизнеса. Увидев, что много ресурсов остается неиспользованными, г-н Гейдерис предложил закупить станки и начал производить в Украине деревянные домики и мебель.

По мере расширения клиентской базы растут и производственные мощности: вскоре в Вышгородском районе откроется собственная фабрика: $400 тыс. вложено в новое здание, еще в $1,5 млн оценена передовая технология. "Сегодня большинство фирм на украинском рынке работают без сертификатов и прочих подтверждающих документов, — говорит Андрис Гейдерис. — Мы же делаем полный паспорт на продукцию — какие лаки, клеи использовались. Это эксклюзивный, экологически чистый продукт, и клиент должен знать, за что он платит".

По словам самих литовских бизнесменов, многие компании пребывают на "низком старте", внимательно присматриваясь к ситуации в нашей стране и чутко реагируя на любые сигналы. Конкретные примеры работы здесь их соотечественников могут стать как рекламой, так и антирекламой — в зависимости от результата и созданных нашими властями условий.

Компания "Ханнер" пришла в Украину сразу после оранжевой революции 2004 года, до этого уже реализовав в балтийских странах несколько проектов по возведению современных высотных зданий. Печально известная стройплощадка перед НСК "Олимпийский" — место их нового проекта в Киеве. Сумма инвестиций, предполагаемых под его реализацию — $100 млн, но сейчас оно заморожено ввиду возобновившейся дискуссии о целесообразности создания офисно-торгового центра на этом месте. Увы, главные вопросы — не к инвесторам, которые заручились всеми необходимыми документами для начала работ и уже вложили в строительство $20 млн, а к местным властям, выдавшим разрешение на возведение офисного центра в непосредственной близости от спортивного сооружения. Но то, что масштабный проект "завис" исключительно по вине украинской стороны, — не лучшая характеристика для инвестиционного климата в стране в целом. И судьба уже вложенных средств под большим вопросом: защита иностранного капитала, увы, по-прежнему числится среди нерешенных вопросов, охлаждая пыл иностранных инвесторов.

"Естественно, что чем больше рынок, тем больше на нем конкуренции, чиновников, коррупции, — утверждает Мендовгас Побединскас, соучредитель компании "Балтика-контракт", которая занимается логистикой и автомобильными перевозками. — За большие возможности и борьба напряженнее, но ведь именно они и привлекают бизнесменов в Украину".

Литовские бизнесмены говорят, что являясь европейцами, они прекрасно понимают славянский менталитет. Потому большие объемы рынка и постоянный рост покупательной способности украинцев заставляют их закрывать глаза на многие недостатки принципов ведения бизнеса в Украине. Но все же литовские бизнесмены надеются, что Украина пройдет тот же путь, что и Литва, и условия ведения бизнеса тут станут более европейскими. Тогда в Украине и произойдет инвестиционный бум. При этом литовцы уверены, что они и тогда обязательно будут первыми.

>>БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

АЛЬГИРДАС КУМЖА: "Наши бизнесмены уже отвыкли от "ручного управления"

После распада СССР в Литве был провозглашен лозунг: Литва должна вернуться в Европу. На практике это означало учиться, перенимать правила ведения бизнеса у стран ЕС. По европейскому образцу проводились реформы, и в результате Литва становилась все более привлекательной для европейских инвестиций. Став членом Европейского Союза, Литва в ближайшие семь лет получит из различных фондов ЕС EUR40 млрд. О способностях привлекать иностранные инвестиции и о литовском бизнесе в Украине "ВД" побеседовала с послом Литовской Республики в Украине Альгирдасом Кумжей.

>>Как бы вы сегодня оценили отношения между Украиной и Литвой?

— Наши государства и исторически, и политически очень близки, между нами не существует ни одной нерешенной проблемы, подписаны все необходимые межгосударственные договоры.

Если говорить об экономике, то, по итогам прошлого года, Литва инвестировала в Украину EUR60 млн. Однако, я думаю, потенциал экономического сотрудничества еще не реализован, и прорыв еще впереди.

>>Почему же этот прорыв не наступил до сих пор?

— Причина кроется в ресурсах. В технологиях или финансах недостатка нет. Но вот ресурсов людских нам не хватает. За годы независимости из Литвы уехало около трети миллиона жителей, в большинстве своем квалифицированных, образованных специалистов, — с интеграцией в ЕС ряд стран открыл для нас свой рынок рабочей силы. И когда я беседую с представителями литовских компаний и уговариваю их приходить на очень интересный украинский рынок, многие из них сетуют, что для расширения производства на другие страны, в том числе и на Украину, им не хватает менеджеров, организаторов бизнеса и производства.

Еще один вопрос: насколько украинский рынок готов принять инвестиции? Литовский бизнес имеет большой опыт работы в Украине, как положительный, так и отрицательный. Можно бесконечно говорить о привлекательности рынка, но есть международные рейтинги, и бизнесмены обращают на них внимание. В общественном мнении, увы, украинский рынок считается для инвестора очень сложным, говорят, чтобы прийти сюда, нужны очень крепкие мышцы, нервы, большой опыт, знание менталитета, особенностей страны, связи. В одном из последних исследований, которое мне приходилось видеть, Литва по привлекательности для инвестирования находится на 15-м месте, а Украина — на 124-м.

>>Но ведь подобные рейтинги являются руководством к действию для бизнесменов тех стран, которые вообще мало слышали об Украине. Литва не из их числа, общее советское прошлое вряд ли позволяет смотреть в Вильнюсе на Украину как на terra incognita.

— Это так, но после распада СССР был еще и опыт ведения бизнеса в Украине. В 1990-е годы многие литовцы ринулись в Украину искать "золотое руно", но вернулись домой "остриженные", потеряв деньги. С другой стороны, даже те, у кого бизнес тогда не сложился, сегодня вновь приезжают, делают новые попытки, покупают фабрики, после оранжевой революции возникла новая волна интереса. Ну а скорость прихода литовских инвестиций в Украину будет зависеть как от того, насколько быстро мы разрешим проблемы роста у себя дома, так и от того, насколько быстро украинский рынок будет реконструироваться, его готовности к приему инвестиций извне.

>>Сегодняшняя политическая нестабильность в Украине пугает инвесторов?

— Скорее пугает другое. Я наблюдал последние украинские выборы: 99% программ всех партий и блоков касались защиты своего производителя, а призыва к инвесторам, чтобы они приходили со своими финансами, технологиями, создавали здесь новые рабочие места, я пока не слышал.

>>Насколько велико влияние политической ситуации на ведение бизнеса в самой Литве?

— Я не бизнесмен, и могу говорить об информации и чувствах из "вторых рук". Литва тоже переживала трудности с формированием парламентской коалиции и дележом правительственных портфелей. Но ввиду того, что стратегия государства уже давно ясна и определена, существует преемственность власти, на бизнесе смена правительства никак не отражается. Сбор налогов и приход иностранных инвестиций не снижается даже во время предвыборной кампании, государственный аппарат стабильно работает вне зависимости от политической окраски правительства, все ветви власти разделены и работают самостоятельно. Наши бизнесмены уже отвыкли от "ручного управления". Если появляются проблемы — работает суд, не удовлетворяет местный — можно обращаться в европейский или международный арбитражный. Привыкнув к таким условиям работы, литовские бизнесмены ожидают встретить похожие и в других странах.

>>Советуете ли вы литовским бизнесменам приезжать в Украину и вкладывать деньги в развитие бизнеса здесь?

—- Конечно, только этим и занимаюсь (смеется). Среди аргументов — Украина, после России, самая большая европейская страна, ее рынок огромен и имеет очень большие возможности, приходить нужно именно сегодня, когда еще есть возможность найти свободную нишу. Через 7-10 лет на рынке Украины уже будет тесно, здесь появятся батальоны инвесторов, работающих по учебникам Гарварда и Оксфорда. Сегодня здесь еще рано работать по учебникам, первопроходцы, конечно, рискуют, но этот риск оправдан и может обернуться большими дивидендами в будущем.

Не стоит забывать, что у нас есть общий язык, понимание, схожесть менталитета — для успешного ведения бизнеса это тоже немаловажно. И, я думаю, в скором времени экономические отношения между нашими странами значительно активизируются.

Беседу вела Ярослава Наумова

    Реклама на dsnews.ua