• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Алексей Голубов, президент Союза химиков Украины

Реклама на dsnews.ua

ОБЪЕКТИВКА

КТО:

Голубов Алексей Григорьевич, родился 3 сентября 1941 г. в г. Лисичанске.

ОБРАЗОВАНИЕ:

  • 1962 г. — окончил Енакиевский металлургический техникум.
  • 1969 г. — окончил Днепропетровский химико-технологический институт по специальнос- ти "инженер-технолог".

КАРЬЕРА:

  • 1971-1975 гг. — начальник смены, зам. начальника цеха аммиачной селитры, Ровенский завод азотных удобрений.
  • 1975-1981 гг. — начальник установки, начальник участка, Северодонецкое управление треста "Оргхим".
  • 1981-1987 гг. — начальник цеха, начальник производственно-технического отдела, главный инженер ПО "Азот" (Ровно).
  • 1987-1990 гг. — генеральный директор Чирчикского ПО "Электрохимпром" (Узбекистан).
  • 1998-2003 гг. — первый замминистра, замминистра Минпромполитики Украины.
  • 2003 г. — по сегодняшний день — президент Союза химиков Украины.
Реклама на dsnews.ua

СЕМЬЯ:

Женат, воспитывает двоих дочерей.

Н есмотря на то, что удешевления газа, или хотя бы стабилизации его цены, украинским химикам не видать, заводы не закроются, обретя новых собственников. Как считает президент Союза химиков Украины Алексей Голубов, предприятия купят наши ближайшие соседи — россияне.

>>Как минимум два из химзаводов ("ДнепрАзот" и черкасский "Азот") — на пороге продажи. Чем чреват приход новых собственников на эти предприятия, каких изменений следует ожидать?

— В объемах выпускаемой продукции вряд ли что-то изменится. То, что люди готовы вкладывать деньги в это предприятие, причем немалые, означает, что они его не закроют. Например, я знаю, что потенциальные покупатели "ДнепрАзота" собираются реанимировать проект, технико-экономическое обоснование которого давно готово. Речь идет о модернизация агрегата аммиака мощностью 450 тыс. тонн в год, который простаивает уже более десяти лет. Это позволит увеличить объемы производства аммиака на этом предприятии еще на 550-570 тыс. тонн в год. И снизить расход газа на производство 1 т аммиака до 1000 кубометров. Кроме этого, есть намерение реализовать проект по строительству аммиакопровода, протяженностью около 69 км, от ОАО "ДнепрАзот" до основной магистрали Тольятти—Одесса.

>>А кто потенциальный покупатель?

— Я не могу разглашать эту информацию.

>>Почему этого не сделал нынешний собственник?

— ПриватБанк (владелец контрольного пакета акций "ДнепрАзота" — прим. "ВД"), видимо, не захотел и дальше вкладывать средства в развитие предприятия. Когда прибыль, из-за повышения цен на газ, стала снижаться, он просто решил выставить "ДнепрАзот" на продажу.

>>Какой является сегодня рентабельность украинских предприятий в производстве аммиака, азотных удобрений? При существующем уровне цен какие предприятия еще рентабельны, а какие — нет?

— Сейчас цены на продукцию выросли, цена на карбамид — около $315-328 за тонну, а я не припомню, чтобы цены на карбамид превышали $300. Так что на данном этапе рентабельность положительная (максимальная рентабельность — около 30% — прим. "ВД"). Но мы прекрасно понимаем, что удобрения — это сезонный товар. Пройдет посевная и цены начнут падать. Тогда будет сложно.

>>Сколько надо вложить в "ДнепрАзот", чтобы предприятие развивалось?

— Есть три пути развития конкурентоспособности наших химпредприятий. Первый — работа на старых мощностях, при сниженной цене на газ. При таком сценарии вложения не требуются. Если же идти по пути модернизации предприятий, инвестиции могут составить примерно $20 млн на модернизацию одного аммиачного агрегата.

Третий путь — отстраивать заводы заново. Если у нас строить новый агрегат такой же мощности, как на западных предприятиях (1700-1800 т в сутки), то единоразовые затраты должны составлять не менее $300 млн. Для Европы наши заводы — прошлый век. Новое поколение агрегатов аммиака, которые построены сейчас в Англии, в Тринидаде, на Ближнем Востоке, имеют совершенно другой уровень потребления энергоносителей. Если у нас затраты — 10 Гкал энергоносителей, то новый агрегат 4-го поколения — 7 Гкал (меньше на 30%).

>>Насколько оправданы такие инвестиции? Могут ли они помочь улучшить экономику предприятий?

— При желании и наличии средств улучшить экономику азотных предприятий можно.

Это видно на примере ОАО "Рiвнеазот". Новые собственники, которые зашли на "Рiвнеазот", "Титан", Крымский содовый завод (компании, подконтрольные Дмитрию Фирташу — прим. "ВД"), вложили солидные суммы. На предприятии "Рiвнеазот" про- вели реконструкцию двух агрегатов. Как итог — имеют великолепные показатели, хотя до конца модернизацию они еще не довели. Если до остановки расход газа на производство тонны аммиака составлял 1240 кубометров, то сейчас он снижен до 980. На 10% нарастили мощность.

>>Но "Рiвнеазот" как раз не продается, а на других заводах ситуация хуже. Кто же захочет их купить?

— Если говорить об инвесторах, то, во-первых, желательно, чтобы это были компании, которые вплотную занимаются этим бизнесом, во-вторых, компании, которые имеют доступ к дешевому газу, например дочерние фирмы "Газпрома". И, естественно, чтобы эти компании имели достаточные финансовые ресурсы.

>>А нужна ли "Газпрому" наша химия?

— Газ — это специфический бизнес. Уголь можно складировать. Или произвести из угля кокс и его складировать, или реализовать. Газ же нужно постоянно использовать. А сейчас весь мир работает над тем, чтобы сократить потребление газа как энергоносителя.

В Украине найти альтернативу газу как топливу возможно. Но в производстве минеральных удобрений от высокого уровня потребления газа никак избавиться нельзя. Переработка газа и торговля минеральными удобрениями — это уже более высокий передел и другой уровень прибыли. Именно по-этому интерес к химпредприятиям у газодобывающих компаний никогда не ослабеет.

>>Можно ли рассчитывать на приход западного капитала?

— Насчет западных инвесторов сказать сложно. На Западе предприятия такого возраста, как наши, закрываются. Хотя в ЕС высокая цена газа, и импортную продукцию туда стараются не пускать, все равно идет сокращение, скажем так, "выбывание" мощностей. Поэтому приход таких компаний, как Norsk Hydro, Amonia, канадских фирм — не исключен. Хотя все-таки я думаю, что наши заводы с большей вероятностью заинтересуют наших братьев-славян.

>>Как приватизация Одесского припортового завода "перекроит" расклады в существующих экспортных потоках?

— Есть опасность, что новый владелец будет использовать доступ к регулированию экспорта как конкурентное преимущество. Я на 95% уверен, что придут россияне, потому что они не упустят такой завод. И не потому, что он как завод привлекателен. Именно из-за месторасположения и инфраструктуры, которая работает на отгрузку аммиака.

Поэтому, если исповедовать государственный подход, я противник такой продажи. Нельзя продавать предприятие, которое является лучшим на территории СНГ. И лучшим в Европе — среди предприятий своего поколения.

В свое время россияне предлагали пропорционально разделить квоту (на доступ к трубопроводу Тольятти—порт Южный — прим. "ВД"). Россияне выпускают более 15 млн. тонн аммиака, мы — 5. Если исходить из объемов, мы имеем право на 25% мощности трубы, они — на 75%. И тогда бы мы говорили своим заводам: мы не можем пропустить вашу продукцию, потому что квота такая. Кому это было бы выгодно? Приходилось бы прикрывать отдельные наши агрегаты. Но мы тогда настояли на распределении 50 на 50. Так что потенциально не исключено, что в случае приватизации ОПЗ россиянами может пострадать азотная промышленность Украины. Придет туда тот же "Еврохим", у которого достаточно аммиака, у которого есть связи с другими компаниями, и начнет "проталкивать" российский аммиак. Государство, конечно, может предпринять какие-то шаги, чтобы этого не произошло. Но только на начальном этапе, а как будет по- том — не могу сказать определенно.

Поэтому если продавать, то отдельно продавать завод, а перевалку оставить в госсобственности. Терминал по перевалке аммиака связан с аммиакопроводом, а он, по закону, как магистральный трубопровод, не приватизируется.

Беседу вел Константин Шевченко

    Реклама на dsnews.ua